Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Проект «Закрома Родины»
Голицынский фестиваль и развитие отечественного виноделия
Рубрика: Проект «Закрома Родины»
Автор публикации: Марианна Соколова
Опубликовано: 11/01/2018 22:36
Голицынский фестиваль и развитие отечественного виноделия
У российского виноделия есть и проблемы, и планы. Такой вывод можно было сделать на Голицынском фестивале вин и коньяков. На мероприятии речь шла об специфических аспектах развития этого рынка, были дискуссии об инвестиционной привлекательности отрасли, рекламных и законодательных вызовах. Наш корреспондент побывал там.
Голицынский фестиваль вин и коньяков работал два дня – 12 и 13 декабря 2017г. в столичной «Галерее художника». Это крупнейшее национальное событие российской винодельческой отрасли, собравшее представителей этого сегмента рынка.
На деловой части участники фестиваля, среди которых были представители различных компаний и структур, винодельческих предприятий, мелкие производители, обсуждались насущные проблемы винодельческой отрасли, экономические показатели, тенденции инвестиционного климата, законодательные инициативы и возможности продвижения продукции.
В рамках форума состоялся круглый стол «Российские вина географического наименования – путь к потребителю». Участники обсуждения отметили, что в отрасль начинает постепенно приходить серьезный бизнес несмотря на ее особенности и риски, связанные не с сиюминутностью экономической отдачи и достижением рентабельности на винодельческий рынок. Ведь специфика здесь такова, что от посадки лоз, например, до введения в строй винодельческого хозяйства и получения прибыли может пройти несколько лет. К тому же, отрасль очень разнородна: это и мелкие, и средние, и крупные предприятия. И у предпринимателей дела идут с разным успехом. Тем не менее, можно констатировать рост инвестиционного потенциала рынка, что, возможно, говорит об изменении психологии людей бизнеса, стремящихся теперь вкладывать деньги на поколение вперед.
Сама отрасль инвестирует в свой потенциал и, зачастую, в качестве инвесторов выступают более крупные и успешные предприятия, так, например, в случае завода марочных вин и коньяков «Коктебель», представители которого приехали на форум, инвестором стал Гатчинский спиртовой завод. По мнению экспертов, переход в частные руки крупнейшего винодельческого хозяйства Крыма завода шампанских вин «Новый свет» (пакет акций которого недавно перешел к ООО «Южный проект») даст предприятию больше возможностей для получения инвестиций, гибкость в управлении и возможности для маневра. Успешным инвестиционным проектом является и современное винодельческие хозяйство «Alma Volley» в Альминской долине, для проектирования и сооружения которого были приглашены швейцарские специалисты. По словам Андрея Григорьева, генерального директора предприятия и известного винного журналиста, проводившего на фестивале мастер-класс, объем финансирования со стороны московского инвестора составил порядка 50 млн. долл. США.
Росту инвестиций в крымское виноделие сейчас способствует и то, что в Республике Крым помимо общероссийской программы субсидирования по посадкам виноградников, действует региональная программа по сельскому хозяйству, которая включает в себя компенсацию до 80 % затрат по посадкам. Этому способствует и свободная экономическая зона с налогом на прибыль 2 % и то, что при определенных условиях земля передается в аренду без конкурса.
Но российское виноделие, в целом, безусловно, нуждается в более масштабном инвестировании, в том числе, во внешних финансовых вложениях, т. е. привлечении крупных инвесторов извне, а не только из самой отрасли. А для этого, прежде всего, должны быть проведена высококвалифицированная финансовая экспертиза инвестиционной привлекательности отрасли.
По оценкам присутствовавшего на открытии форума специалиста из группы компаний «Результат» Георгия Мальцева, несмотря на особенности и риски отрасли российского виноделия полного цикла, она имеет неплохой потенциал для инвестиций, особенно, в лице крупных успешных участников с миллиардным годовым оборотом. Правда, по словам самих участников круглого стола, частью успешной инвестиционной стратегии обязательно должна стать государственная политика, направленная на помощь российскому виноделию и виноградарству, как в других странах. Такая политика должна опираться на мировую практику создания преференций (например, выгодные условия кредитования и льготы при закупке оборудования, как это делается во Франции).
Оживленно обсуждался на круглом столе также вопрос, как может отозваться на состоянии рынка виноделия планируемая регулятивная мера – введение квоты в 30 % для обязательного присутствия российского вина в ассортименте винной продукции. Многие из участников отрасли достаточно решительно высказались по этому поводу. По их мнению, главным достоинством вина является его качество, а не ярлык на этикетке. Вино должно быть конкурентоспособным, а не просто занимать 30 % места на полках магазинов. Ведь «голосует» за спрос потребитель, которого интересует цена и качество товара. Покупатель будет решать приобретать ли вино исходя из этих двух моментов. Именно потребительский спрос покажет степень востребованности продукции.
Предлагаемая квота, безусловно, затронула бы интересы всех участников рынка – производителей, дистрибьюторов, ритейла, ресторанного бизнеса. Они заинтересованы в низкой себестоимости продукции и высокой прибыли и всем придется при введении квоты преодолевать дополнительные трудности и нести дополнительные расходы.
Также обсуждались актуальная для отрасли проблема продвижения продукции и брендов, освещение состояния отрасли, в том числе, отдельных винодельческих хозяйств в СМИ, возможности рекламы и низкая потребительская культура, а, точнее, полное отсутствие оной у большинства населения.
Возможности и трудности TV и интернет-рекламы оцениваются отраслевым сообществом по-разному. Зачастую, уровень и качество винной критики и журналистики, в том числе, и в блогосфере, заслуживают желать лучшего. Кто-то считает более перспективной рекламу на многочисленных телеканалах, кто-то, наоборот, считает её дорогой и возможной лишь для крупных компаний. Но, ведь и далеко не все интернет-рекламные площадки являются недорогими. Поэтому наиболее эффективным является тот коммуникативный канал, который «заточен» под конкретные цели, задачи производителя, аудиторию, текущую ситуацию. Однако представителям отрасли важно и сотрудничество с общественными СМИ. Ведь именно они, ведут диалог с обществом и формируют культурную среду, в то время, как отраслевые медиа больше продвигают интересы отрасли внутри неё самой.
На пути интернет-рекламы стоят свои препятствия и трудности. Прежде всего, это отношения с регуляторами, надзорными органами, усматривающими здесь чаще всего лишь повод для поиска нарушений и бесконечных запретов, вплоть до блокировки: на сбыт контрафакта, продажу алкогольной продукции в ночное время, детям до 16 лет и проч. Многое здесь зависит и от закона о регулировании интернет-торговли, который должен вступить в силу в 2018 г. Если, как сейчас планируется, с 1 июля 2018 года начнется электронная продажа алкоголя, то часть рынка, безусловно, может уйти в Интернет.
Некоторые участники отрасли отдают предпочтения продвижению продукции на сайтах самих предприятий в интересах просвещения потребителей, ознакомления их с качественным российским вином, его категориями и проч. Представители российской коньячной отрасли в этой связи считают, что потребителей необходимо информировать о том, что цена коньяка просто не может быть дешевой в силу стоимости его производства.
Продвижению отечественных виноделов на крупнейших мировых конкурсах и выставках мешает санкционный режим. Сейчас российским производителям доступны в основном азиатские и национальные российские конкурсы, что не дает работать в полную силу механизмам конкуренции и мешает получить объективную оценку достижений.
В целом же отмечалось, что отрасли недостает целостной экономической и информационной стратегии продвижения российского вина как категории. Россия пока лишь в начале пути по его продвижению. Так, например, зачастую спонсорами крупных международных мероприятий мирового уровня являются крупные зарубежные бренды. Российские же бренды пока не вступили в эту нишу.
Развитию рынка мешаете ряд других проблем, например, наличие виноматериалов неизвестного происхождения, фальсификатов, в том числе и коньяков. Всем этим бедам должно помочь дальнейшее развитие правового поля.
Марианна Соколова
Фото автора и редакции
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Еще на эту тему:Анатомия рыбной отрасли
Реальность и догадки: почему потребление рыбы в России рухнуло до 12 кг на человека в год?
ПМЭФ-2017 и продовольственная безопасность: трансформации АПК –интересы, риски и наше будущее.
С «полей» ПМЭФ-2016: АИРР или «Клуб успешных губернаторов»
В поисках делового сотрудничества: итоги «Дней делового Крыма в Москве»