Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Научно-популярный журнал «Интеллектуальный капитал»
Граффити Софийского собора Великого Новгорода
Рубрика: Научно-популярный журнал «Интеллектуальный капитал»
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Опубликовано: 18/04/2017 17:37
Граффити Софийского собора Великого Новгорода
Президентская библиотека выпустила документальный фильм «Граффити Софийского собора Великого Новгорода» – первый из четырехсерийного цикла о граффити в новгородских храмах.
Режиссер картины – Татьяна Дьяконова. Главный герой картины Савва Михеев, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела типологии и сравнительного языкознания Института славяноведения РАН, рассказывает о значении рисунков и надписей-граффити XI–XV веков. Он обозначил роль Великого Новгорода как важнейшего книжного центра Древней Руси, центра грамотности и письменной культуры. Рисунки и граффити сохранились на участках стен во многих древнейших храмах Новгорода и его округи. Наибольшее количество их было обнаружено в Софийском соборе.
– В первой Новгородской летописи сообщается, – ведет свой рассказ в кадре Савва Михеев, – что каменный собор святой Софии Премудрости Божией в Новгороде был заложен в 1045 году на месте сгоревшего деревянного храма и возведен через пять лет. К счастью, стены собора почти полностью дошли до нашего времени. Обратите внимание на этот фрагмент: на первоначальной кладке, состоящей из камней и штукатурки, а она чрезвычайно крепка, как камень, – хорошо сохранились древние надписи, кресты и рисунки. Надписи возникли после строительства собора в середине XI и до середины XII века. Ономастика, наука об истории имен, дает возможность узнать многое о человеке: кто писал, чем занимался автор, откуда он родом. Среди имен встречается, например, скандинавское имя Фарьман. Многие надписи указывают на социальную принадлежность человека.
Камера тщательно исследует стены, испещренные надписями. И, конечно, у посетителей и зрителей возникает вопрос: как же так, разве позволительно писать на церковной стене? И, будто предупреждая вопрос, лектор отвечает: « Но, ведь это не фрески. Это голые стены, где прихожанин не чувствовал себя во грехе, оставляя молитву Господу. Многие надписи сделаны самими клириками – священниками, дьяконами, о чем сообщают сами надписи».
Ученые нередко сталкиваются с именами сложного происхождения, которые больше нигде не зафиксированы или известны только по каким-то современным топонимам, то есть названиям мест, городов и деревень. Например, Кулотка. Это древнее, дохристианское славянское имя. Вероятно, корень в нем тот же, что и в слове «кулак». В Новгородской области известно место под названием Кулотино, и ясно, что оно происходит от того же самого имени Кулотка, произошедшего от Кулота.
Среди надписей, показанных в фильме, есть несколько греческих. Грамотность в древнем Новгороде процветала, и здесь, возможно, даже переписывали глаголические рукописи в кириллицу. Новгородские древние храмы стали своеобразным архивом письменной и устной истории, позволяющим исследователям восстанавливать события средневекового города и устную речь авторов надписей-граффити.
Информация и фото предоставлены пресс-службы Президентской библиотеки
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Еще на эту тему:Болотцевские чтения–2017: мнение краеведа