Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Регионы России
Севастопольский драмтеатр: просвещение и искусство на одной сцене
Рубрика: Регионы России
Автор публикации: Вопросы задавала Виктория Соцкова
Опубликовано: 03/12/2016 18:00
Севастопольский драмтеатр: просвещение и искусство на одной сцене
Как живется театру русской драмы в регионах России? Об этом разговор с Григорием Лифановым, главным режиссером Севастопольского академического русского драматического театра им. Луначарского.
– Прошло почти полтора года с момента назначения. Что изменилось в собственных представлениях о работе, пришлось самому меняться? Есть ли концепция развития у театра?
– Это были, наверное, самые напряженные и ответственные годы в моей профессиональной жизни. Думаю, что впереди также будет нелегко. Первый сезон был достаточно спонтанный. Это объяснимо: наваливается клубок нерешенных творческих и организационных проблем, решать их нужно было в ежесекундном режиме, чтобы выстроить жизнь театра на сегодняшний день и на неделю, тут же определять, что будет в следующем сезоне и через два года. Все завязано – нужно приглашать режиссеров, сценографов, хореографов, а хорошие специалисты, как правило, не сидят без работы, у них уже выстроен график жизни на перспективу. Пришлось выкручиваться. Но поставил перед собою самую главную задачу, почти невыполнимую: я должен в этот первый сезон поработать со всей труппой, узнать профессиональный уровень каждого, дать возможность каждому актеру выйти на сцену и проявить себя. Кроме того, должен понять, в каком состоянии находятся все цеха театра, какие задачи нам по плечу, понять, кто, все-таки, должен поискать другую работу. Поэтому 12 премьер, поэтому полная загрузка цехов, поэтому стопроцентное участие актерского состава в репетиционном процессе.
Самому меняться? Думаю, любой человек меняется каждую секунду. Все это зависит от обстоятельств, от общения с другими людьми, от прочтения новой книги, от уровня возникающих проблем и от поиска выхода. Но моя принципиальная позиция не поменялась. Театр – место для неравнодушных людей, и никогда не соглашусь с иной позицией.
На счет концепции, пока трудно сказать она – формируется. В названии театра уже можно угадать и направление дальнейшего развития - академический русский драматический. Значит, в репертуаре всегда будет классика, и особое внимание будет уделяться русской классике.
– Быть руководителем не просто, а творческого коллектива – вдвойне. Как складываются отношения с актерским составом? Ведь в театре служат Народные и Заслуженные артисты Украины, Заслуженные артисты России и Крыма, опытные и начинающие профессионалы. Что объединяет людей?
– У меня первое образование актерское и это мне очень помогает. Кроме того, долгое время работал педагогом во ВГИКе и это тоже очень важный опыт. На мой взгляд, взаимоотношения в нашем творческом коллективе – творческие. Мы можем не любить друг друга, не ходить друг к другу на свадьбы и крестины, но обязаны уважать друг друга. Мне кажется, принцип взаимоуважения в нашем театре формируется и на первом месте у всех работа, спектакль, театр. А объединяет еще хорошая роль, интересная пьеса, неожиданное режиссерское решение и снова возвращаемся к тому же – театр – для неравнодушных людей. Это место, где 24 часа в сутки ты думаешь о театре, мучаешься новой ролью или идеей, решаешь единые задачи, строишь общие цели и когда есть работа, просто нет времени на какие-то дрязги…
– Как удается сохранять севастопольские театральные традиции и идти в ногу со временем? Кто формирует репертуар?
– Формирование репертуара – очень сложный процесс, за который отвечает художественный руководитель. И все претензии по поводу выбора той или иной пьесы нужно адресовать ему, т. е. в нашем театре мне не всегда удается реализовать свой план. Часто вмешиваются обстоятельства. Например, наш проект «Анна Каренина» прошел творческий отбор и получил грант на реализацию от Министерства культуры РФ, и мы узнали об этом в марте месяце и по плану выпуска премьеру назначили на конец июня. Но финансирование началось только в августе, премьера передвинулась на декабрь. И что – сидеть и ждать денег, а большой коллектив будет бездействовать? И пришлось срочно перестраивать планы и нам удалось найти пьесу, в которой занять наших мэтров и молодежь. Это спектакль «Везунчики» – неплановый, но, на наш взгляд, очень своевременный. Предпочтение отдается классике и произведениям не так давно написанным.
–Есть в репертуаре редкий жанр – драма, например, «Седьмой грех», написанная наркомом просвещения Анатолией Васильевичем Луначарским, имя которого присвоено театру. Как реагирует публика на драму?
– Не соглашусь, что драма, в нашем репертуаре, редкий жанр. Так или иначе, но к драме относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе, комедия, трагедия, мелодрама, фарс, водевиль и т. д. Например, комедии «Вишневый сад» или «Доходное место», «Фантазии Фарятьева» – произведения с очень напряженным драматическим сюжетом, с драматическими развязками. «Седьмой грех» – пьеса сложная (прим. ред., пьеса, написанная наркомом просвещения Анатолией Васильевичем Луначарским, имя которого присвоено театру). Можно по разному относиться к Луначарскому и его творчеству, но наш театр носит его имя и, на мой взгляд, хорошо, что его пьеса идет в нашем репертуаре. Нас часто спрашивают, а не хотели бы мы отказаться от имени Луначарского. Но не мы дали театру это имя и не нам менять его. Я четыре года учился на историческом факультете УрГУ (прим. ред.. Уральского государственного университета) и, может, не вспомню многие исторические события или даты. Но я уяснил, что мы должны бережно относиться к нашей истории и к тому, что создано до нас. Причем, неважно – хорошее это или не очень, пусть наши потомки тоже будут иметь возможность дать оценку людям, событиям и памятникам.
– Расскажите о современной драматургии? Есть ли свои авторы? Как определяется, что пьеса - «ваша», что произведение пойдет в жизнь и найдет к зрительскому сердцу ключик?
– С современной драматургией складываются достаточно драматические взаимоотношения. Очень много читаю, стараюсь прочитать или, хотя бы, пробежать глазами по сюжету, если не сильно заинтересовала пьеса. Много пьес присылают сами драматурги, много приносят своих произведений наши севастопольские писатели и драматурги. Прошу у Николая Коляды (прим. ред., Николай Владимирович Коляда – актер, драматург, преподаватель, работает в Екатеринбурге), чтобы он мне присылал подборку пьес интересных учеников уральской школы драматургии. Слежу и за московскими и питерскими драматургами, есть много интересных произведений, но у нас нет такой площадки, на которой можно было бы поэкспериментировать. Мы пытаемся создать на базе театра третью сцену, где можно было бы поискать и новые формы и поработать с современным драматургическим языком, но пока на это нет средств. Место есть – замечательное и уникальное, а денег пока нет. Но мы обязательно найдем и в планах у нас эта площадка для новой драматургии есть. Если пьеса трогает, если она тебя не оставляет равнодушным, если моментально история вызывает в тебе непреодолимое желание высказаться вместе с автором, тогда эту пьесу надо брать. Тогда начинаю над ней работать, даже пока в стол, до лучших времен – до появления третьей сцены, как в нашем варианте.
– Расскажите о репертуаре для детей. Многие считают, что театрам необходимо больше уделять внимание школьным произведениям, осуществляя постановки в исторически правильном антураже. Чтобы дети видели эпоху, знакомились с культурой речи и формировали интерес к истории, становились людьми, которым и в будущем будет интересен театр, несмотря на засилье современных технологий. Как поддерживает государство это просветительское направление?
– Репертуар для детей – очень важное направление. Это будущее театра и формирование своего будущего зрителя. Дети, к сожалению, мало общаются, или общаются виртуально, даже не знают детских коллективных игр. К сожалению, читать и ходить в театр стали меньше. И не дети в этом виноваты. Это очень грустно. Сейчас стоит очень простая задача – привить детям любовь к театру и выработать у них привычку ходить к нам. Это зависит от взрослых, школы, системы образования. Странно, что говорю «простая задача», правда? Но согласитесь, ребенок не откажется пойти в театр с классом, если классный руководитель это организует, ребенок не откажется пойти с мамой или бабушкой в театр, а может быть ему легче посмотреть гоголевского «Ревизора» на сцене, чем прочитать. Все мы были детьми и должны понимать, что часто вместо книжки, хочется поиграть в футбол или, как сейчас – в компьютерные игры, а в театре расскажут историю по школьной программе и не только. Здесь, конечно, большая ответственность лежит на театрах,и, если Хлестаков бегает голый по театральной сцене, то и взрослым-то туда ходить не очень советовал бы.
– Какие проблемы в театре сегодня? Что в их решении зависит от республиканской и федеральной власти, что от коллектива?
– Театр – живой организм, это небольшой завод, это коллектив очень эмоциональных людей, а отсюда и очень понятные проблемы. Власть должна понимать, что без ее поддержки театры умрут, или, чтобы выжить начнут ставить совсем не то, что обогащает, воспитывает. Для нас важнейшие проблемы, это переоснащение театра. Только два года, как Крым в составе РФ и можно догадаться, каким образом финансировался русский театр до этого. Мы постепенно закупаем световое и звуковое оборудование, но переоснастить всю машинерию сцены, штанкетное хозяйство, планшет сцены мы не в состоянии. Кроме того, нам нужна поддержка в создании третьей сцены для поиска нового языка, для современной драматургии, для молодежной аудитории. Очень важно для театра выезды на гастроли и фестивали – это обогащает и дает хороший импульс к работе над качеством. Мы в прошлом сезоне при поддержке федерального центра и правительства Севастополя провели очень успешные гастроли в Екатеринбурге, побывали на фестивалях в Серпухове, Брянске, Калуге, Владимире, Ярославле, Белгороде, Керчи – это важный и очень полезный опыт.
Еще о проблемах: у нас не решены бытовые вопросы, особенно у молодежи театра. Многие имеют семьи, но живут в съемном жилье и перспективы приобретения жилья не имеют. Мы даже не имеем общежития для молодых несемейных актеров. Может, нужна какая-то программа поддержки деятелей культуры, может какие-то особые условия кредитования для покупки жилья или вернуться к системе кооперативов? Все это нужно обсуждать, нужно делать. Ну, и о зарплатах: Севастополь – очень дорогой для жизни город. Все очень дорого, а зарплаты сотрудников невысокие, к сожалению. Мы горим этим делом, часто работаем без выходных, понимаем, что мы нужны городу. Мы это видим по полным залам, по тому отношению, которое есть у зрителей к театру, готовы и дальше так работать, но надеемся на поддержку власти. Без поддержки мы не справимся.
Вопросы задавала Виктория Соцкова
Содействие в интервью и подборе фото из архива театра оказала Екатерина Малыгина
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Еще на эту тему:
Сергей Аксёнов: Севастопольцы наши братья и нам здесь делить нечего, мы находимся в одной лодке.
Литературный Крым: Валерий Митрохин и жизнь в творчестве