Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийСоциальный журналист. Добрые дела.


Социальный журналист – профессия или призвание?


Рубрика: Социальный журналист. Добрые дела.

Автор публикации: Виктория Соцкова Найти все публикации автора

Опубликовано: 01/01/2018 16:57

Социальный журналист – профессия или призвание?

Что такое социальный журналист? Формируется мнение, что это некий узкий специалист, пишущий исключительно о пенсионерах, ветеранах, инвалидах, сиротах и других социально-незащищенных слоях населения. 

На самом деле, социальная журналистика – явление более многогранное, хотя бы исходя из формулировки или понятия самого термина «социальная». А с учетом практики речь идет об информированности общества по темам, освещение которых не хочет финансировать бизнес, а государство вроде обязано уделять внимание. Ведь в ст. 7 Конституции РФ написано, что наша страна   –   социальное государство, политика которого направлена на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Среди этих условий, определенно, находится право на объективное и полное информирование о всех сторонах жизни социума. При этом, у отечественного капитала наблюдается категоричная (за редким исключением) позиция игнорирования поддержки социальных и общественно-значимых (просветительских, духовно-нравственных) проектов и сфер деятельности. Как вы понимаете эти кластеры – несовместны. Если, конечно, они не несут коммерческой составляющей (быстрой отдачи) или не подменяют в своих контентах отечественные культурные или нравственные ценности –  западными. 

Давайте рассмотрим поподробнее этот вопрос.

      Например, предусмотрено, что, если СМИ является общественно-политическим, то 55% площадей или эфирного времени оно отдает под проблематику общества, а 45% под рекламу. 

Кто же должен оплачивать остающуюся «общественную» часть подготовки информационной продукции – статей, очерков, радио/теле передач про ветеранов, сельских жителей, озвучивать проблемы рабочих или студентов, вести просветительскую работу, например, в области финансовой грамотности и культуры СМАРТ-потребления в технологически меняющемся мире? Особенно, если учесть, что ситуация на рынке коммерческих услуг СМИ, связанная с последними кризисными явлениями, вышла далеко за пределы обычных трудностей. Кто будет это субсидировать? Вопрос повисает в воздухе, экономика – теряет отрасль, а отрасль –   теряет СМИ и профессионалов, что бумерангом задевает всю информационную среду, ведь рекламодатели и PR-специалисты тоже заинтересованы в том, чтобы рынок СМИ был разнообразным и качественными.

     Между тем, государство должно проявлять свою социальную ответственность перед гражданами, а институт СМИ, заметим, неотъемлемый институт демократического общества, обязан этот процесс обеспечивать.

Сегодня же на всю страну выделяется небольшое количество грантов, при этом в довольно скудных финансовых объемах на освещение подобной тематики. Нет ни частных, ни государственных фондов развития отечественных медиа, которые призваны учитывать и обеспечивать данное содержание.

СМИ, учрежденные олигархами, крупным бизнесом (или, так или иначе, аффилированными с ними структурами), корпорациями или властью не ставят во главу угла эту тему, которая, буквально, «размазывается» по медиа редкими вкраплениями по страницам или эфирам и затирается развлекательной и мусорной (не для души или ума) информацией. Что поразительно, но именно под такую «желтую» информацию находятся рекламодатели, которые, как многим кажется, в большинстве своем содержат иностранный капитал. 

Единственными источниками информации, где есть четкое понимание важности освещение жизни социума это по-настоящему профессиональные СМИ, т.е. созданные самими журналистами. Они пишут на хорошем русском языке, используют разные жанры, т.е. сохраняют богатство нашего культурного кода. Что особенно важно при развитии цифровых технологий, когда тексты доступны читателям во всем мире и следует помнить о профессиональной ответственности, ведь именно через русский язык, объединяющий народы России, постигают нашу страну.

Профессионалы – те самые «классики», которые, несмотря на все экономические трудности и конъектурные расклады, не обременённые «дружбами» с сильными мира сего, по-прежнему, видят свою миссию в том, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное» и не экономить на общении с людьми. 

      Такие СМИ существуют, обладают лицензиями и свидетельствами, с ними сотрудничают, на них ссылаются, их цитируют и слушают. В них выступают и печатаются коллеги и из т.н. рейтинговых «обеспеченных» СМИ, поскольку душа журналиста молчать не может, а цензура в собственных, не позволяет им говорить открыто. Сведения о «смерти» профессиональных СМИ слишком преувеличены. Они работают, несмотря на то, что система искусственно и целенаправленно сводит их в ранг альтруистов и голодных художников. 

    Многие считаю, что такая ситуация возникла из–за желания оптимизировать информационную отрасль. Поэтому в 2008 году средства массовой информации были тихо и технично «выведены» из-под крыла Министерства культуры РФ в новое Министерство связи и массовых коммуникаций. В 2011 году была предпринята попытка вернуть СМИ под юрисдикцию Минкульта. Но на тот момент не хватило политической воли. 

      Хотя все давно понимают, что медиа –  не коммуникация, а творчество и просветительская миссия, индикатор, если хотите, уровня гуманитарного и экономического развития общества. 

    Сегодня необходимы механизмы финансирования этого общественного демократического института. Чтобы журналисты не рыскали в поисках денег по зарубежным фондам или кланялись бизнесу, закрывая глаза на его, порой, далеко не благовидную, с точки зрения общественной или социальной значимости деятельность.   Лишь однажды, за последние, пожалуй, два десятилетия, мы наблюдали попытку помочь грантами независимым СМИ в регионах (учрежденным без участия бизнеса или государства) – усилиями Фонда поддержки СМИ при Союзе журналистов России.  Но намерением все и закончилось, а профессиональная ниша продолжает искусственно вымывается.

      Работая в ежедневном режиме с журналистами из различных субъектов РФ, вижу, что они не потеряли смысл профессии и прекрасно понимают, что информация является одним из столпов общественной жизни, охраняющим интересы личности, общества и государства, и осознают  ответственность за право граждан России  получать всестороннюю качественную  информацию. Также видим, что именно федеральному центру не хватает объективной информации и есть запрос на развернутую глубокую информацию о жизни социума. Это подтверждают и «Прямые линии» с Президентом, которые   год от года демонстрируют растущее число социальных обращений, в очередной раз, подтверждая, что именно граждане оказываются в ситуации информационной ассиметрии.

Возникает потребность реформирования информационной отрасли, которая должна отвечать интересам общества и гарантировать социальную стабильность, успевать за развитием цифровых технологий. 

      В условиях информационной войны и продолжающегося около10 лет внутреннего кризиса, возрастает   необходимость поддержки отрасли, чья деятельность направлена на защиту национальных интересов России и социального государства, на решение экономических задач в РФ. Оптимизация отрасли через замену на суррогаты (блогеров, поисковые системы и т.п., например) уже вызывает отторжение  у граждан.

       Но вот опять же обратный пример. На объявленный конкурс Общественной Палаты России (ОПР) «Мой проект-моей стране» была подана заявка на проект «Социальный журналист». Она не вошла в шорт-лист. Напомню, что ОПР активно занимается социально-ориентированными НКО. На форуме «Сообщество» в Ярославле представители некоммерческого сектора не раз подчеркивали, что у них нет средств даже на оповещение о предоставляемых ими социальных услугах. А представители СМИ, созданными региональной или муниципальной властью, строят информационную политику по заданным учредителями направлениям и не все НКО в нее вписываются. Кому, как не ОПР знать о дефиците социальных или общественных журналистов?

Проект «Социальный журналист» предусматривает введение в законодательство РФ, а именно в закон «О СМИ» двух понятий «социальная информация» (описание деятельности некоммерческого сектора, социума и инициатив граждан) и «социальный журналист» (введение для этого кластера – профстандарта). Предусмотрено формирование Реестра СМИ, предоставляющих информацию о социуме – «Социальная информация» и Реестра «Социальный журналист».   

       Так, например, если СМИ регулярно публикует социальную и просветительскую информацию в числе других, то оно имеет право на налоговые вычеты, бесплатное помещение под редакцию, средства на техническое переоснащение, обучение и компенсацию на командировки пропорционально затратам на публикацию социальной информации или информацию социального журналиста по утвержденным расценкам. Если журналист работает в этом жанре, то он также получает налоговые вычеты.  При условии, что СМИ должно быть негосударственными и созданными по инициативе журналистского коллектива. А редактор  – иметь профильное образование или опыт работы в СМИ не менее 5 лет. Таким образом, решается вопрос обеспеченности работой специалистов, поднимается престиж профессии и выравниваются интересы общества, бизнеса и власти. А медиа как просветительский ресурс выступают драйвером экономики.

        Если журналист в реестре «Социальный журналист», то его работу по написанию статьи оплачивает бюджет по утвержденным тарифам на информирование о работе социально-ориентированных НКО. «Социальный журналист» будет выполнять эту работу по государственному тарифу, а СМИ – бесплатно публиковать при условии льгот и субсидий для социального информирования. В Реестре Социальных журналистов и СМИ указывается тема публикации, перечень статей, сумма, полученная из бюджета, публикации социальных журналистов и т.п.

       Для финансирования такой деятельности необходим Фонд финансирования СМИ, его наполнение формируется из разных источников. Например, есть предложение включить в контракт руководителей администраций и госкомпаний, пункт о необходимости информирования через СМИ из Реестра (пресс-конференции, брифинги, PR не входят). 

Безусловно, наверное, есть другие способы поддержки отрасли, но мы об этом не знаем, более того, ничего с профессиональным сообществом (не из числа федеральных информационных монополистов) не обсуждают.

       Когда происходит разрыв интересов, глобальное несоответствие федерального и регионального качества жизни, это говорит о нехватке объединяющего информации о социуме. Государство должно проявлять социальную ответственность перед гражданами и выстраивать национальную политику в области СМИ как информационного ресурса. Тем более, что запрос на возврат этой сферы в нашу жизнь явственно ощущается. Взять хотя бы информационные войны: Россия не сидит сложа руки и отражает информационные атаки иностранных государства. Но почему этих действий не наблюдается на мирных информационных «плацдармах» внутри РФ? Необходимо пересматривать отношения к профессионалам информационным ресурсам страны, которая стремится в технологичное суверенное будущее в новом контуре меняющегося мира.

Журнал «Служба PR»№6 (2017г) Издательского дома «Панорама»

В рамках информационного партнерства журнала «Служба PR»  Издательского дома «Панорама» и Российского сетевого издания «Первый национальный»

Еще на эту тему:Противостояние в Молдавии: евроинтеграторы или воля народа.

Ключевой момент работы пресс-службы Республики Крым – противодействие информационным угрозам

Социальная миссия Университета Дмитрия Пожарского.

Культура СМАРТ-потребления: что это такое?

Союз СМИ и библиотек – чтобы не пропасть по одиночке?

Послесловие к «Правде и справедливости-2017»

Журналистика в регионе – это сервильность или миссия?

Форум «Сообщество» – проект Общественной Палаты РФ

"ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ" - ФАБРИКА УСПЕХА ДЛЯ СИРОТ?

Проблемы сирот. Что делает государство, общество и бизнес.

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).