Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийХ-файл. Словесность.Публицистика


Культурный код Николая Некрасова


Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 10/12/2021 07:20

Культурный код Николая Некрасова 

В 2021 году культурная общественность отмечает 200-летие со дня рождения великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова (1821 – 1878), дворянина по происхождению, который очень чутко чувствовал русскую душу, воспел русское крестьянство. 

По его произведениям можно изучать историю России XIX века. В советский период творчество Николая Некрасова подробно преподавали в школах и ВУЗах, а многие фразы стихотворений стали крылатыми.

И сегодня сила его поэтического голоса заставляет трепетать сердца. Однако удивляет то, что юбилей русского поэта в 2021 году в России прошел как-то тихо и незаметно. Лично у меня сложилось впечатление, что  литературного деятеля целой эпохи «задвигают» далеко на полки, оставляют для изучения узкому кругу литераторов. Не потому ли, что его стихи сегодня актуальны, как и 200 лет назад?

07.12.2021г состоялась пресс-конференция в ТАССв онлайн-формате, посвященная юбилею классика русской литературы. В ней приняли участие сотрудники ведущих музеев страны. Мои вопросы музейным работникам (остались ли в бывших республиках СССР музеи или экспозиции, посвященные творчеству Некрасова, изучают ли там в школах его стихи, есть ли экранизации по произведениям Некрасова или его биографии), по сути, остались без ответа. Участники пресс-конференции смогли вспомнить мультфильм советских времен про деда Мазая. 

Поэт и журналист Н. Некрасов был редактором значимых для культуры России журналов «Современник» (учредитель А.С.Пушкин), «Отечественные записки» (учредитель П.П.Свиньин).  Как редактор он постоянно находился между «молотом» поиска средств для работы изданий и «наковальней» из цензуры и жажды собственной творческой реализации. Сегодня редактор издания, независимого от бизнеса или власти, работает почти по таким же принципам.

Некрасов как представитель дворянства мог жить гламурной и праздной жизнью, но поэт ощущал потребность выразиться в литературе, понимал социальную ответственность перед обществом, направлял организаторские способности и творческий талант в созидательное русло. 

Поэт, в котором половина творческой души принадлежала редакторской стезе, не раз задавался вопросом влияния отмены крепостного права на жизнь крестьян, составлявших большинство жителей аграрной страны. Он отразил это в поэме «Кому на Руси жить хорошо?», которую создавал годы и завершил, буквально, подводя черту собственной жизни. 

Это произведение является своеобразным стихотворным слепком с ушедшей реальности. Сюжет о смысле жизни – семь мужиков решили поискать счастья. Каждый из них предложил свое видение, кому хорошо на Руси – помещику, чиновнику, попу, купцу, министру, боярину, царю. Следовать их исканиям – как в зеркало истории смотреть. Поэт описывает социальные язвы общества (пьянство, жадность, продажность, бесправие женщин, воровство, труд за копейки и т.п.) – «… Работаешь один. А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин…».  Каждый эпизод поэмы является частью культурного кода России и сегодня. Вполне мог бы выйти сериал, ведь в сюжете переплетаются разные линии – есть и приключения, и юмор, и лирика, и ужас, и мистика.  Каждая строка легка для запоминания, напитана исконной лексикой. Когда читаешь поэму, то образно встает перед глазами глубина противоречий в обществе, в литературном слоге передается накал эмоций. Это и есть реальная царская Россия –  с произволом знати, коррупцией и ничтожной ценой жизни простого человека. Дар Некрасова позволял описывать страдания маленького человека. Это вам не «хрустом французской булки» представлять рефлексию интеллигенции в романсах.

На мой взгляд, он был больше журналист, чем поэт, ведь типажи его поэтических строк – узнаваемы до сих пор с поправкой на другое столетие. Творческий дар позволял поэту, словно, заглядывать сквозь время и именно поэтому его произведения – это классика на все времена. 

Ярославский союз журналистов в сентябре 2015 года организовал экскурсию в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха», что расположен под Ярославлем. В усадьбе проходят мероприятия, направленные на сохранение литературных и культурных традиций. Журналистам сотрудники музея провели подробную экскурсию по усадьбе, куда поэт периодически приезжал. Большая экспозиция посвящена поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Здесь представлен образец рукописи поэта. Почерк сложный, как у всех журналистов, когда мысль «бежит» быстрее пера. Он творил в окружении фотографий, люстр, диванчиков и кресел, зеркал, охотничьих трофеев и т.п. атрибутов дворянского комфорта. Можно только догадываться, что в перерывах, наверное, выходил на балкон подышать свежим воздухом и пред его взором возникала уменьшенная матрица русской природы – стройные березки, лужок с изумрудной травой, небо с барашками облаков. Напитавшись энергией, он продолжал работу над строками на века.

Как журналист Некрасов влиял на современников, а как поэт – продолжает отражаться в менталитете потомков, т.е. в нас. Его простой и праведный слог и сейчас стучит как пепел Клааса (прим. ред., выражение из романа бельгийского писателя Ш. де Костера «Легенда об Уленшпигеле») в сердце: «…Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь!...»

Виктория Соцкова

Фото из архива автора 

Статья опубликовав в №50 от 10.12.2021 газеты «Вперед»  Некоузского района Ярославской области

Еще на эту тему:

Найдите тот театр, который окажется по душе

Театр о зрителе и для зрителя

Анфиса в стране виртуальных чудес

Литературное Приднестровье: Анатолий Булда и погоня за алмазами Конго

Танец как психотерапия: пластический спектакль «БОГinЯ» на московской сцене

Фестиваль русской культуры «Истоки»: в знании истоков – сила народа.

Победитель «Киноленты» Глеб Волошин: в катастрофических жизненных ситуациях – собрать силы и бороться.

Литературный Крым: Валерий Митрохин и жизнь в творчестве

Николай Стариков о Турции, Ницце и «Лаконизмах»

«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).