Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийКарта мира


Абхазия: общественные организации и СМИ


Рубрика: Карта мира

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 16/08/2018 10:57

Абхазия: общественные организации и СМИ

Какие в Абхазии есть общественные организации, как они работают и откуда получают финансирование? Разговор на эту тему с  Розитой Герман, руководителем интернет-проекта «Асаркьа», директором Благотворительного фонда «Асаркьа».

– Как выглядит общественный сектор сегодня в Абхазии?

– В Абхазии работают различного рода общественные организации социально-экономической, юридической, педагогической направленности, а также работающие в сфере защиты прав человека. К примеру, есть крупные благотворительные организации, которым удается сплотить вокруг своей миссии большее количество людей. Например, это Фонд «Ашана», помогающий в лечении тяжело больным детям и общественная организация «Киараз», занимающаяся поддержкой малообеспеченных многодетных семей. Есть организации, ориентированные на молодежное развитие – «Сухумский Дом юношества» , на защиту прав женщин – «Ассоциация женщин Абхазии», на работу с семьями погибших в грузино-абхазской войне – «Движение Матери Абхазии за мир и социальную справедливость» и многие другие. Есть международные организации, которые имеют представительство в Абхазии – «Красный Крест», «Детский Фонд ООН», «Датский совет по беженцам» (оказывающий помощь репатриантам из Сирии и беженцам с Украины). Способы финансирования общественных организаций разные. Есть НКО, которые работают при поддержке немногочисленных крупных местных частных компаний, есть те, которые работают в рамках грантов международных фондов. Чаще всего, финансирование смешанное. К сожалению, доля государства в финансировании общественных организаций очень мала и количество государственных грантов и программ в этой сфере также не значительно.

– Каким образом общественные организации могут участвовать в работе органов власти?

– Есть Общественная палата Республики Абхазия, которая состоит из представителей различных общественных организаций. Общественная палата регулярно проводит слушания по разным проблемам и приглашает на заседания ответственных представителей различных ветвей власти. Кроме того, общественники вырабатывают рекомендации, которые также предоставляют органам власти. Специфика сложившихся общественных отношений в Абхазии такова, что представители общества имеют возможность напрямую влиять на власть. К примеру, несколько месяцев назад Абхазию всколыхнул случай педофилии, в которой обвинялся сотрудник государственной охраны. Представители различных общественных организаций потребовали и добились внеочередного заседания Парламента Абхазии, на котором депутаты осудили это преступление. Впоследствии, суд над обвиняемым проходил под пристальным вниманием общественности. Преступник был осужден на 20 лет лишения свободы. А еще спустя полгода Парламент принял поправки в Уголовный кодекс, ужесточающие наказание на такого рода преступления.

Однако утверждать, что гражданское общество Абхазии существенно влияет на работу власти, я бы не стала. Но есть отдельные прецеденты, которые все же внушают некоторый оптимизм. Весной на должность Уполномоченного по правам человека была избрана Асида Шакрыл. Она –  представитель общественной организации «Центр Гуманитарных программ», которая работает, в том числе, в сфере защиты прав граждан. До этого на эту должность избирались только кандидаты, предложенные Президентом.

– Есть ли в Абхазии деловое сообщество?

– Есть общественные организации, которые работают в этой сфере. К примеру, «Союз предпринимателей Абхазии», общественная организация «Деловые женщины». Совсем недавно была создана организация «Союз молодых предпринимателей Абхазии». Существенное влияние на деловую сферу оказывает также деятельность Торгово-Промышленной палаты Абхазии, которая продвигает абхазские бренды на международных выставках. К сожалению, экономический кризис, который очень остро ощущается в Абхазии, а также лишь частичная признанность республики не способствует развитию малого бизнеса и налаживанию международных деловых связей. Здесь требуется государственная поддержка. Но это отдельная тема.

– Как выживают местные СМИ?

– Спасибо, за вопрос. Для меня это особо болезненная тема, так как местных СМИ в Абхазии все меньше и сокращается их доля влияния на формирование общественного мнения. На это есть ряд как объективных, так и субъективных причин. Самое популярное СМИ у нас – это все же телевидение.    В Абхазии два местных телеканала: государственный (АГТРК) и частный («Абаза-ТВ»). АГТРК существует на бюджетные средства, работу «Абаза-ТВ» оплачивает его учредитель – бизнесмен Белан Бутба.  Естественно, жители Абхазии смотрят все ведущие российские телеканалы. Печатные СМИ также делятся на государственные и негосударственные. Есть две государственные газеты, подписка на которые обязательно для госорганизаций. Три частные газеты – «Нужная газета», «Чегемская правда» и «Эхо Абахзии» в последние годы значительно сократили не только тираж, но и стали реже выходить (два раза в месяц). Выжить частной прессе невозможно без государственной дотации, которая составляет 50 000 рублей в месяц. Однако и эти средства поступают не регулярно. 

Сегодня основной источник информации для пользователей – это информагентства. Самое читаемое в Абхазии агентство – российское «Спутник-Абхазия». Агентство давно и прочно потеснило позиции местного государственного «Апсныпресс» и частного «Абхазия-Информ»

Что касается радио, то тут все еще хуже. Есть государственное абхазское радио. Из негосударственных радиоканалов сейчас работает только «SOMA». Также развивает радионаправление агентство «Спутник-Абхазия». Молодые журналисты стремятся попасть на работу или на телевидение, или в российское агентство, где более высокий заработок. Отсутствие рынка рекламы в стране, не позволяет развиваться частным СМИ. Да и государственные, по сути, выживают. Говорить о развитии пока не приходится. 

На этом фоне значительно возрастает влияние на формирование общественного мнения информации из социальных сетей. В Абхазии очень популярен Фейсбук, где люди обмениваются самой горячей информацией, и где можно проследить срез общественного мнения. Это самый короткий путь до читателя, в силу малочисленности общества. Часто представители государственных органов реагируют на замечания в социальной сети. 

Что касается цензуры, то ее нет. Достаточно прочитать любую из частных газет, чтобы в этом убедиться. Хотя и государственные СМИ гораздо сдержаннее, в отличие от частных. Есть закон «О СМИ», регулирующий эту сферу, а также закон «О доступе к информации», которым, к сожалению, мало кто пользуется.

Вопросы задавал Андрей Шангин

Фото предоставлено Розитой Герман 

Интервью подготовлено в рамках информационного партнерства «Первого национального» и Автономной некоммерческой организации «Культурно-историко-социальная инициатива» 

Еще на эту тему:

Screenlife как стиль жизни и рекламы. Social Media Moscow conference 2018

«Все люди лгут» – уверен американский журналист и экс-аналитик Google Стивенc-Давидовиц

Цивилизационные ценности и роль независимых СМИ в цифровых трансформациях экономики 

Международный культурно-деловой центр Республики Абхазия: что сделано и какие планы

Совместный проект «Первого национального» и «Культурно-историко-социальной инициативы»

К истории средств массовой информации Приднестровья

Социальный журналист – профессия или призвание?

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).