Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Х-файл. Словесность.Публицистика
Бакинская сказка наяву и история семьи архитектора Андрея Мунца
Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: 19/09/2023 12:46
Бакинская сказка наяву и история семьи архитектора Андрея Мунца
В практике журналиста иногда возникает ситуация, когда одна история плавно перетекает в другую, а каждый отрезок сюжетной линии готов превратиться в новое повествовательное полотно с расширяющейся информационной «вселенной».
Потянешь за ниточку и клубок чьей-то судьбы разматывается. Вот так неожиданно развернулся сюжет из фото, присланного на редакционную почту – Андрей Владимирович Мунц, московский архитектор, педагог и художник, запечатлен на фоне Дома правительства Азербайджанской Республики в Баку. Оказалось, что величественное здание спроектировал его отец, Владимир Оскарович Мунц (1903 –1974), в сотрудничестве с Львом Владимировичем Рудневым (1885 – 1956), руководителем мастерской.
Бакинская сказка наяву
Дом правительства в Баку, а раньше Дом советов, находится на площади Свободы. Раньше это была главная площадь столицы советской республики и носила имя Владимира Ильича Ленина, создателя первого в мире социалистического государства. Статуя вождя мирового пролетариата идеально вписывалась в архитектурный ансамбль и по принятой тогда традиции указывала направление в светлое будущее. Под ее сенью проводились важные публичные мероприятия в летописи страны.
Мне внутри здания удалось побывать дважды – в советское время как внештатник газеты «Вечерний Баку» и лет 10 назад у замминистра-одноклассника одного из министерств республики. Здание, похожее на сказочный дворец, казалось, стояло на этом месте всегда. Архитектура всегда была союзником главенствующей идеологии и неудивительно, что здание, памятник, площадь и даже прекрасный вид на Каспий создавали символы эпохи накрепко оседающие в долговременной памяти. Большой честью было оказаться среди тех, кому на этой площади повязывали красный галстук – принимали в пионеры. Это действо было своеобразным знаком качества личности, запоминалось. Ирония судьбы любой общественной идеи такова, что спустя время она превращается в прах, а ее символы «перековываются». Неудивительно, что ныне архитектурный комплекс приспособили под обновленные реалии.
В семье Мунцев есть легенда, что архитектурный образ Дома правительства в Баку был навеян архитектурой из пейзажей Клода Лоррена, французского художника, специализирующегося на классических пейзажах. Часть жизни он провел в Италии и у него есть пейзажи с видом на море, порты в предрассветной дымке. Мне не удалось увидеть это здание со стороны моря на рассвете, но почему-то кажется, что эта история – реальна. На нескольких картинах живописца XVII века, поселившегося в Неаполе, угадываются очертания замка, похожего на сказочный. Так это или не так – сейчас точно не узнать, но эта легенда сохранилась в семье Мунцев, значит, и вероятность этой истории велика. Тем более, что и Мунц, и Руднев хорошо знали историю архитектуры и могли использовать такие «подсказки» из живописи.
Андрей Мунц рассказал: «Это был первый проект административного здания в СССР национальный по форме и социалистический по содержанию. Я слышал от отца, что группа фотографов была отправлена в командировку по районам республики, чтобы делать снимки исторических зданий, характерный декор, чтобы архитекторы учитывали национальное наследие при разработке проекта».
Говорят, что это здание строили пленные немцы. И это может быть правдой, т.к. все бакинцы говорили, что многие здания на бульваре построены пленными. Андрей Мунц вспоминает, что по рассказам отца, здание должно было быть в два раза больше. Часто проекты архитекторов претерпевали изменения именно из-за экономии средств на строительство. Так было и в этот раз.
В 2008г. здание капитально отремонтировали и сейчас оно смотрится как новое. Андрей Мунц жалеет, что так поздно увидел его в реальности. В его мастерской бережно хранятся эскизы к проекту, чертежи и фотографии. Есть вырезка из газеты «Известия» от 11.04.1964 года с панорамной фотографией В. Сметаниной, где хорошо виден прекрасный вид на центр города и здание Дома правительства.
Этапы профессионального пути
Владимир Оскарович Мунц (1903 – 1974) – один из ведущих архитекторов 1930 – 1950-х годов. Родился в Петербурге, сын известного петербургского архитектора Оскара Рудольфовича Мунца (1871 – 1942). В 1926 закончил архитектурный факультет Ленинградского Высшего художественно-технического института (архитектурное отделение Академии художеств) со званием архитектора-художника.
Ранние постройки В. О. Мунца конца 1920г. и начала 1930г. выполнены в духе конструктивизма. В 1930г. В. О. Мунц совместно с Е.А. Левинсоном победили в конкурсе на здание Дома культуры Промкооперации на проспекте Кирова в Ленинграде. В 1930-е годы в Ленинграде В.О. Мунц построил несколько крупных жилых домов – дом специалистов на углу улиц Большой Монетной и Льва Толстого (с О. В. Сусловой), дом для специалистов «Иностранный ударник» на Кронверкском проспекте (при участии Л. Е. Асса), а также несколько школ.
В 1924г. В.О. Мунц начал работать с Л. В. Рудневым (1885 – 1956) в соавторстве с которым были выполнены наиболее значительные постройки 1930-50-х годов – здание Военной Академии им. М. В. Фрунзе (1932 – 1937), Центральное здание Министерства Вооруженных сил СССР на Фрунзенской набережной в Москве (1038 – 1951), Дома правительства Азербайджанской ССР в Баку (1936 – 1952). В 1945 году В. О. Мунцем и В. Е. Ассом был спроектирован, и в 1947 году построен жилой дом Министерства Обороны на Садовой-Кудринской улице. После войны В. О. Мунцем была спроектирована совместно с Л. В. Рудневым и А. А. Яковлевым и монументальная лестница в Горьком (ныне Нижний Новгрод). В. О. Мунц автор проектов многих построек 1950-х годов. Последняя работа – Музей А. Н. Островского в Доме творчества ВТО в Щелыкове (Костромская область), построенный в 1968 году.
Дом правительства Азербайджанской Республики в Баку, одна из основных построек Л. В. Руднева и В. О. Мунца – выдающееся здание, определяющее облик города и являющееся символом азербайджанской государственности. История его проектирования и строительства восходит к 1934г. В 1934г. было принято постановление тогдашнего Совета народных комиссаров Азербайджанской ССР «О строительстве Дворца Советов в г. Баку» (так первоначально назвалось здание правительственного дома). Согласно постановлению, «Дворец Советов сооружается с целью создания Правительственного центра, рационального размещения всех правительственных учреждений, проведения республиканских съездов и массовых демонстраций». Был объявлен всесоюзный закрытый конкурс, к участию в котором был приглашен Л. В. Руднев со своей мастерской.
Мастерская Министерства Обороны СССР под руководством Л. В. Руднева была создана в 1934 году в процессе работы над своим главным объектом Военной Академией имени М. В. Фрунзе. Заместителем Руднева и его соавтором стал В. О. Мунц. В мастерской работали молодые талантливые архитекторы архитекторов: В. В. Лебедев, П. П. Штеллер, В.Е. Асс, Л. Б. Сегал, П. П. Зиновьев, В. Н. Петров, В. В. Дрожжин, И. В. Ткаченко, Ю.А.Тиме и другие.
В 1935г. Л. В. Рудневым и В. О. Мунц участвовали в конкурсе на здание Дома правительства Азербайджанской ССР в Баку. Их проект получил первую премию.
Это монументальное здание, похожее на дворцы восточных правителей, было первым в Азербайджане примером современной архитектуры такого масштаба. Перед архитекторами стояло множество задач. Во-первых, градостроительная задача – формирование обьемно-пространственного композиционного центра столицы Азербайджана. Архитекторы развернули здание главным фасадом к морю, сделав его грандиозными морскими воротами города. Основной акцент был сделан на южный фасад, выходящий на площадь Свободы. Здесь размещались большие трибуны, а центром объемно пластической композиции грандиозный памятник В.И.Ленину. Памятник работы скульптора Д.М. Каръягды был установлен в 1955г. В 1991 после того как Азербайджан стал самостоятельным государством вместо памятника установили государственный флаг страны.
Сложным были и функциональные задачи, стоявшие перед архитекторами – размещения в едином здании большого количества республиканских министерств и управлений. Но важнейшей задачей было образное решение. Дом Правительства должен был стать образом азербайджанской государственности, в нем должен был четко читаться национальный характер архитектуры. Архитекторам удалось передать специфику азербайджанской архитектуры и использовать ее приемы, переосмыслив их по-новому. Владимир Оскарович Мунц писал об этом в коллективной монографии о Рудневе: «И, если в архитектурной композиции бакинского дворца Ширван Шахов все очарование ажурной лепки аркад и глубоких лоджий обращено в сторону замкнутых и интимных дворцовых пространств, а со стороны внешних фасадов дворец окружен глухими участками неприступных стен, то совершенно противоположный композиционный прием был использован в проекте Дома Правительства. В нем все открыто для народа». Мотив традиционных гладких и, как бы неприступных стен, использован лишь для нижних уступов стилобата (верхняя часть многоуровневого основания). Дом правительства в Баку – удачный пример единства национальных форм и традиций русской архитектурной школы. Он был закончен после войны и до сих пор является главной градообразующей доминантой города. По своему значению и размерам Дом Правительства занимал ведущее положение в системе городской застройки.
Л. В. Руднев в характеристике архитектурного метода В. О. Мунца для выдвижения его в члены-корреспонденты Академии архитектуры СССР написал:«Ясная композиция Дома Правительства Азербайджанской ССР в городе Баку находит полное отображение в скелете железобетонной конструкции, облицованной железобетонной конструкции, облицованной естественным камнем. Указанная четкость членений и повторное постоянство деталей фасадов позволили впервые в Баку широко механизировать обработку естественного камня и этот метод ныне положен в основу массового жилого строительства в Азербайджанской республике» (Л. В. Руднев. Письмо о выдвижении В. О. Мунца в члены-корреспонденты Академии Архитектуры СССР. С. 2. Архив семьи Мунца).
Таким образом, метод, предложенный В. О. Мунцем определил во многом архитектурный облик всего Баку.
Андрей Мунц (родился в 1954 году), как это бывает в семьях архитекторов, унаследовал профессию отца и деда. Он закончил Московский Архитектурный институт. Работал в Моспроекте-1. Однообразная, жестко регламентированная работа в советской проектной конторе давало немного возможностей для творчества, и он занялся живописью и графикой. Он пишет абстракции, иногда соединяет их с образами реального мира, пишет увиденную через абстракцию любимую архитектуру. В начале 2000-х годов вернулся к архитектурной работе.
По проектам Андрея Мунца построены многочисленные загородные дома в Подмосковье, Дворцово-парковый ансамбль «Мещерское» в Солнцевском районе (в результате победы на конкурсе), коттеджный поселок «Кембридж» на
Новорижском шоссе, крупный жилой комплекс «Донское подворье» на ул. Орджоникидзе в Москве, многоквартирный жилой дом в Калининграде. Андрей Мунц один из авторов жилого комплекса «Коперник» на улице Якиманка, автор фасадов неосуществлённого комплекса «Зарядье» (генеральный план – архитектор Норман Фостер). В 2011 году жилой комплекс «Донское подворье» победил в конкурсе «Лучший реализованный проект в области элитного домостроения». Постоянно занимается проектированием интерьеров жилых и общественных зданий. По проектам Андрея Мунца возведено несколько мемориальных комплексов на Новодевичьем и Донском кладбищах в Москве и два памятника в городе Лабытнанге, памятник лауреату Нобелевской премии физику И.М. Франку в Дубне (скульптор Е.Мунц), памятник академику А.Д. Сахарову в Нижнем Новгороде (скульптор Е.Мунц).Он участник многочисленных выставок живописи и графики в России, Польше, США, Франции, Великобритании, Китае, Тайване. Его работы находятся в галереях и частных собраниях в России, США, Польше, Франции, Голландии, Тайваня. Лауреат десяти архитектурных конкурсов. Член Союза архитекторов, Союза Российских художников, Международной федерации художников Юнеско, Международного Художественного Фонда. В настоящее время занимается архитектурой, живописью, педагогической деятельностью.
Виктория Соцкова, Юлия Волгина и Андрей Мунц
Фото Виктории Соцковой и из архива семьи Мунц
P.S.Редакция желает семье Мунц реализации новых творческих проектов и благодарит за участие в подготовке материала.
Подписывайтесь на официальный канал РСИ «Первый национальный» в Telegram
Партнер — Интернет-бюро юриста Руслана Чалова Чалов.рф
Еще на эту тему:
Загадка соловья Нармины Наджафовой – художницы из Азербайджана
Аристократ А.В.Сухово-Кобылин: подозреваемый, драматург и футоролог
«Дачники»: премьера на Перовской сцене Театра иллюзий
Туфли Эльзы: легкий эйджизм с тяжелыми последствиями
«Женитьба Фигаро» с аншлагом в Театре на Перовской
«Сон про Несон» в московском Театре на Перовской
Московский «Сон в летнюю ночь» в театре на Перовской улице
Народный театральный эксперт о премьере «Бальзаминов» Булгаковского Дома
Анфиса в стране виртуальных чудес
«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова
Культурный код Николая Некрасова
Найдите тот театр, который окажется по душе
Творческий взгляд: необъяснимая Россия в стихах
«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова
Чехов и мы: «Рассказы Константина Треплева»
Танец как психотерапия: пластический спектакль «БОГinЯ» на московской сцене
Клоун клоунов, который лечит душу
Трио художников и тема уходящей эпохи «На индустриальных скоростях»
Маэстро Мастранджело из Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл»
Поэт Александр Олейников: как от жизни «в полосочку» лирики становятся баснописцами
Как живет страна: творческий конкурс «Родной мой Некоузский край» как зеркало реальности
Мир творческих людей: альманах «Словесность» и его авторы
Мир зоны «Б»: гармония с природой, творчество и научные изыскания
Газета"Ярославская неделя":тенденции в разрезе времени.
Тонкости растопки дровяной печи
Перезагрузка провинции: мамонты как точка роста и космическая пыль как научный драйвер
Презентация первичной организации Союза литераторов России в Ярославской области
Кто такие полярники и почему Переславль стал кузницей бронзовых героев