Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Х-файл. Словесность.Публицистика
Часть V: Легенда об основании Ярославля. Новое прочтение
Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика
Автор публикации: Радимир Строганов
Опубликовано: 23/05/2016 12:49
Часть V: Легенда об основании Ярославля. Новое прочтение
Новая версия основания Ярославля раскрывает ряд неоднозначных аспектов истории.
Ярослав Владимирович считается основателем нескольких городов. Может быть, их история имеет параллели с историей основания Ярославля?
1) Город Тарту в Эстонии (ранее – Дерпт) основан князем Ярославом Мудрым в 1030 году как форпост в земле чуди. Изначально город назывался Юрьев по имени князя, данном ему при крещении, – Юрий (Георгий).
2) Город Белая Церковь в Киевской области Украины также основан Ярославом Мудрым для защиты Киева от кочевников и изначально тоже назвался Юрьев. Дата основания неизвестна, первое упоминание – в Ипатьевской летописи под 1115 годом.
3) Новгород-Северский (в Черниговской области Украины) по одной из версий основан Ярославом Мудрым в 1044 году также для защиты от кочевников.
4) Город Ярослав в Польше основан Ярославом Мудрым в 1031 году и получил имя Ярославль (разумеется, в честь основателя).
Что общего в историях этих городов? Большинство из них названы в честь князя-основателя. Все они основаны как крепости, предназначенные либо для защиты от внешних врагов, либо для представления власти киевского князя на завоёванных территориях. Ярославль на Волге тоже был основан в качестве форпоста княжеской власти в земле финно-угров, но в отличие от него основание других городов относится к «киевскому» периоду жизни Ярослава.
Разумеется, приписывание основания городов какому-либо древнему правителю весьма условно. Информация об этих событиях крайне скудна и мифологизирована, если вообще не выдумана полностью. Но в отношении приведённого списка городов можно выявить общие «сюжетные линии» истории их основания с историей основания Ярославля. Речь идёт о Юрьеве Чудском (Тарту) и Ярославле Галицком (Ярославе).
Юрьев был основан как крепость в земле враждебного финно-угорского народа чуди (эстов). Русская Православная церковь считает основание Юрьева началом христианизации Эстонии, поскольку вместе с крепостью князь построил первый храм. Известно, что эсты захватили крепость через 60 лет после её построения и владели своей землёй до завоевания крестоносцами Тевтонского ордена. Так же в земле враждебных князю финно-угров (мери) был основан Ярославль на Волге и построена первая церковь. Через 60 лет после основания Ярославля, согласно другой местной легенде и первому летописному упоминанию о городе, в нём произошло восстание, которым руководили волхвы. Княжеская дружина была изгнана из города. Считается, что бунт был подавлен отрядом воеводы Яна Вышатича.
Что касается Ярославля Галицкого, то о его основании данных практически нет, но около него в 1245 году произошло сражение между войсками Галицко-Волынских князей Даниила и Василия при поддержке половцев с одной стороны и претендента на галицкий престол Ростислава. Битва, имеющая летописное подтверждение, по ряду черт сходна с легендарной битвой на Туговой горе под Ярославлем на Волге. Легендарной её следует считать потому, что её историчность не подтверждается ни письменными источниками, ни археологическими находками (раскопок в данном месте вообще никогда не проводилось). Отличаются описываемые причины конфликтов и действующие лица, но ход сражений очень похож. Интересно, что информация о бунте волхвов в Ярославле и о битве под Ярославом содержится в одном и том же источнике – Ипатьевской летописи. Эта рукопись, известная с XVII века, когда она находилась в Ипатьевском монастыре в Костроме, и обнаруженная в начале XIX века Н.М. Карамзиным в Библиотеке Академии наук, содержит одну из версий «Повести временных лет» с эпизодом о бунте волхвов, а также Киевскую и Галицко-Волынскую летописи.
Может быть под именем Ярослав в «Сказании» выступает другой князь? Действительно, среди русских князей были и другие Ярославы, а некоторые являлись даже полными тёзками. В 1985 г. уже упоминавшийся археолог И.В. Дубов выдвинул предположение, что основателем Ярославля мог быть не Ярослав Владимирович Мудрый, а сын черниговского князя Святослава Ярославича – Ярослав Святославич (1071–1129), по официальной версии – внук Ярослава Мудрого. Этот князь, одно время правивший в Муроме, ассоциируется со святым благоверным князем Константином Святославичем, о котором известно только по его житию, летописного подтверждения его существования не обнаружено.
Если объединить Ярослава и Константина (Святославичей) в одно лицо, что обычно и делают исследователи, то получится «благоверный князь Ярослав». В таком случае дата основания Ярославля существенно отодвигается от 1010 года в будущее. Как писал сам И.В. Дубов: «Понятно, что составителям преданий и их последователям – ярославским краеведам – очень хотелось возникновение своего родного города связать с именем Ярослава Мудрого – крупнейшего политического деятеля Древней Руси, искуснейшего дипломата, книжника, законодателя. И никто не говорил о другом Ярославе, хотя и основавшем династии муромских и рязанских князей, но неоднократно прогоняемого из своих уделов, терпевшем поражения не только от своих соперников – русских князей, но и от мордвы. Такой князь-неудачник не мог вызывать интереса у местного краеведения. Думается, что сейчас нет прочных оснований для того, чтобы уверенно приписать одному из Ярославов строительство города-крепости Ярославля».
Обратим внимание и на Ярослава Владимировича Осмомысла, князя Галицкого (ок. 1130–1187). Этот южнорусский правитель оставил значительный след в истории. Он участвовал в междоусобных распрях, воевал с соседями, боролся с боярами, стараясь ограничить их влияние, и этим мало отличался от других своих «коллег». Он никогда не был в Северной Руси и не мог основать Ярославль на Волге. Однако есть две общие черты, объединяющие его с основателем Ярославля. Поддерживая торговые отношения с Византией и Болгарией, Ярослав Осмомысл занял поселение, расположенное в устье Дуная. Князь основал на его месте город, который назвали Малым Галичем (сейчас – Галац в Румынии) и который стал ключом к транзиту товаров по Дунаю. Благодаря этому княжество богатело, развивались торговля и ремёсла. Именно за свои государственные заслуги князь и получил прозвание Осмомысл, что означает «имеющий восемь умов», то есть «мудрый». Основной источник информации о Ярославе Осмомысле – снова Ипатьевская летопись.
Итак, создаётся впечатление, что исторические сюжеты, связанные с городами, основанными Ярославом Мудрым, дублируются: похожи сюжеты основания Ярославля и Юрьева, похожи сюжеты сражений под Ярославлем и Ярославом. С другой стороны, на «роль» основателя Ярославля подходят и другие претенденты, кроме Ярослава Мудрого. При этом источник сведений как об основании городов, истории которых могли быть перенесены на берега Волги, как и о возможных основателях, которым это действие могло быть просто приписано, один – Ипатьевская летопись.
Не мог ли составитель «Легенды об основании Ярославля» перенести эпизоды летописи, относящиеся к деятельности южнорусских князей, в своё произведение? Цель – приписать основание Ярославля киевскому князю. При этом основать Ярославль князь «мог» только до начала «киевского» периода своей жизни, поэтому основание и отнесено к «ростовскому» периоду, которого, как и «новгородского», в биографии Ярослава могло не быть совсем. Простые подсчёты указывают на то, что Ярослав Владимирович Мудрый не мог быть основателем Ярославля на Волге, а образ основателя – собирательный, составленный из фигур Ярослава Мудрого, который являлся героем популярных агиографических сюжетов, Ярослава Осмомысла, контролировавшего торговлю на Дунаю, и возможно, благоверного князя Ярослава (Константина) Святославича, который также упоминался в Ипатьевской летописи и общецерковное почитание которого было установлено в XVI веке.
Датировки
«Сказание об основании града Ярославля», называя по имени князя-основателя, не указывает второго важного момента – даты описанных событий. Как уже указывалось, легенда ловко забрасывает «удочку»: раз основатель – благоверный князь, то им может быть только Ярослав Мудрый, а значит, события происходили при нём. Поэтому исследователи рассматривали в качестве даты основания Ярославля только годы жизни данного правителя, сужая сроки до периода его правления в Ростове и Новгороде.
Попытки датировать основание Ярославля появились в начале XIX века. Первая датировка встречается в книге «Словарь географический Российского государства, объясняющий азбучным порядком» (1808 г.). В нём годом основанием Ярославля называется 1025-ый. В литературном произведении П.Ю. Львова «Великий князь Ярослав на берегах Волги. Повесть о построении города Ярославля» (1820 г.) указывается период после 1036 года. В «Краткой статистический таблице Ярославской губернии» за 1823 год даётся более конкретная информация: «Ярославль основан великим князем Ярославом Владимировичем в 1028 г.».
Затем М. Ленивцев в статье «Описание построения города Ярославля и заложение в основание оного церкви во имя Святого пророка Илии великим князем Ярославом I» (1827 г.) определил период, в течение которого мог быть основан город, с 989 по 1000 год, поскольку считал именно его временем княжения Ярослава в Ростове. Другие исследователи, в частности, К.Д. Головщиков – автор книги «История города Ярославля» (1889 г.), считая годами пребывания Ярослава в Ростове 988(989)–1010 гг., относили основание города к этому времени.
С. Серебренников в работе «Историческое исследование о начале и основании города Ярославля» (1849 г.) указывает период с 1026 по 1030 гг. Д.И. Троицкий в книге «История губернского города Ярославля» называет период 1026–1036 гг. Данные исследования переносят время основания Ярославля в «новгородский» период жизни Ярослава Мудрого. Почти тот же временной промежуток (1025–1036 гг.) назван в статье о Ярославле в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона. Следует заметить, что далеко не все датировки подтверждались какими-либо доказательствами, происхождение многих неясно.
В начале XX века И.А. Тихомиров и В.Н. Верховой предложили иную дату – 1024 год, обосновав её фрагментом Лаврентьевской летописи, в котором сообщается о подавлении Ярославом, княжившим тогда в Новгороде, восстания в суздальской земле. Именно эта дата основания города была наиболее популярна до 1950-х годов. В 1956 г. М.Н. Тихомиров в книге «Древнерусские города» представил список городов Древней Руси и даты их возникновения, которые определялись первым упоминанием в письменных источниках. Ярославль впервые упоминается под 1071 годом, поэтому автор предложил считать этот год наиболее достоверной датой основания города.
Однако на сегодняшний день официальной датой основания Ярославля принят 1010 год. Откуда возникла эта датировка?
Назначенный в 1957 году Первым секретарём Ярославского обкома КПСС Б.А. Баринов, ознакомившись с историей областного центра, обратил внимание на дату основания в 1010 году и предложил ярославским историкам обосновать её научно. Интерес был чисто практический. К тому времени в СССР начала складываться традиция празднования юбилеев крупных городов, подготовка к которым сопровождалась выделением крупных денежных средств из государственного бюджета. На эти деньги благоустраивались улицы, строились спортивные и социальные объекты и т.д.
По замыслу партийного руководителя, если бы удалось доказать, что именно 1010 год является годом основания Ярославля, то в 1960 году городу исполнилось бы 950 лет, а это – юбилей. Другие даты не подходили, поскольку либо оставляли торжественное событие в прошлом, либо отодвигали бы его в относительно далёкое будущее. Преподаватель Ярославского педагогического института Михаил Германович Мейерович – специалист по истории рабочего движения в крае, поняв текущий момент, выполнил задание партии. Ознакомившись с работой К.Д. Головщикова, написанной в XIX веке, он предложил версию о том, что Ярославль не мог быть основан позднее 1010 года, поскольку именно в этом году князь Ярослав переехал на княжение в Новгород по решению своего отца, на что указывает «Повесть временных лет».
Возможность основания города в 1024 году, когда князь участвовал в подавлении народного восстания, не рассматривалась, как следует думать, по двум причинам: во-первых, юбилей города тогда приходился бы на 1974 год, а это не устраивало заказчика исследования; во-вторых, основание города в ходе подавления народного бунта отнюдь не украшало князя-основателя, образ которого должен был иметь положительные и даже героические черты. Результаты проведённой работы были отражены М.Г. Мейеровичем в 1959 году в брошюре «Когда был основан Ярославль?» Так эмпирически выбранная дата стала официальной.
Со временем установился обычай отмечать День города в последнюю субботу мая. В 1990-е годы эти празднования стали масштабными, начинаясь с официальных мероприятий, однообразно повторяющихся из года в год, и заканчиваясь пьяным разгулом под фейерверк. В 2000-е мероприятие приняло более культурный и спокойный характер, а в следующем десятилетии интерес горожан к ежегодному Дню города начал проходить. Исключением, естественно, явилось масштабное празднование 1000-летнего юбилея Ярославля в 2010 году, которое также не прошло без привлечения средств из госбюджета. Но теперь деньги расходовались по-другому, например, на замену в авральном режиме асфальтового покрытия тротуаров в центре города на плиточное, которое в течение месяца провалилось, и тротуарная плитка постепенно была заменена новой. Но это, как говорится, уже совсем другая история.
Выводы и версии
Детально разобрав все фрагменты «Сказания об основании Ярославля», можно сделать определённые выводы относительно причин и времени его составления, а также о заключённой в нём информации.
1. «Сказание» – это многослойное литературное произведение, включающее элементы реальных исторических событий, происходивших в разных регионах Руси, мифологических и агиографических сюжетов, а также астрологические представления древних славян. Оно представляет собой фрагмент некоего более крупного сочинения, не сохранившегося до наших дней.
В «Сказании» можно проследить несколько сюжетных составляющих: основание «князем» крепости и христианского храма в земле язычников; защита «князем» торговых кораблей, на которые язычники совершали разбойные нападения; победа «светлого» воина над «тёмной» силой, с которой связан языческий культ; наименования города в честь его основателя. Все эти составляющие многократно встречаются в мировой истории. Ни каждое из них в отдельности, ни все они в совокупности не являются специфичными для Ярославля и могут быть применены к истории основания практически любого крупного поселения.
2. Материал для «Сказания» собран из нескольких источников, среди которых наиболее чётко выделяются книги, входящие в состав Ипатьевской летописи. Поскольку в них описаны события, происходившие в разное время и в разных местах, нельзя пользоваться «Сказанием» как безусловным историческим документом. Легенда не позволяет даже утверждать, что описанные в ней события происходили на самом деле. Предположение о том, что автором «Сказания» является опубликовавший его архиепископ Самуил (Миславский) возможно, даже с учётом присутствия в тексте астрологических элементов, поскольку сам архиепископ мог и не знать о наличии в сюжете таких составляющих.
3. Анализ фрагментов «Сказания» даёт возможность сделать предположение о времени его составления. В том виде, в каком оно представлено в работе архиепископа Самуила (Миславского), «Сказание» не могло появиться ранее XVI века, а некоторые его фрагменты – ранее XVIII века.
Это можно утверждать, исходя из следующих данных:
– общецерковное почитание благоверного князя Ярослава (Константина) Святославича, который и назван в «Сказании» основателем города, хотя никаких исторических документов о его жизни не сохранилось, было установлено в XVI веке;
– замена рыбы как эмблемы города на вооружённого медведя произошла не ранее конца XVI – начала XVII века; изменение геральдического символа может свидетельствовать об изменении статуса города, и в качестве подтверждения нового статуса могло появиться «Сказание»; можно предположить, что в первой версии легенды всё-таки упоминался медведь, но никак не в виде побеждённого зверя; в следующей редакции, чтобы окончательно оборвать связь Ярославля со «страной Медведя», упоминание священного животного удалили, заменив на «лютого зверя»;
– повесть о Бове-королевиче, которая могла повлиять на сюжет «Сказания», стала известна на Руси только в XVI веке;
– схожесть сюжета легенды с изображением в атласе звёздного неба Яна Гевелия относит появление «Сказания» к концу XVII века, а скорее – к XVIII веку;
– мера длины, которая использована в «Сказании» для характеристики расстояния между Ростовом и Ярославле, была утверждена только в середине XVII века;
– название реки Которосль, на берегу которой, согласно тексту «Сказания», появился Ярославль, ещё в конце XVIII века окончательно не установилось.
4. «Сказание» – это произведение, использованное в XVIII веке с определёнными целями. Тактической целью можно считать заполнение информационного вакуума в истории Ярославля. Время опубликования легенды произошло одновременно с окончательным утверждением герба города, а композиция герба должна быть основана на каком-либо сюжете. Но особенность герба Ярославля в том, что изображение на нём не имеет прямой связи с сюжетом «Сказания», их объединили позднее. Тем не менее, тактическая цель была достигнута.
Стратегическая цель состояла в том, чтобы связать основание города в Северной Руси с правителем, пришедшим из Руси Южной. Изучение истории России началось в XVIII веке. Отправной точкой исследований являлся не научный интерес, а необходимость интеграции страны в европейскую культурную среду, которая стала непосредственным результатом изменений внешней и внутренней политики государства при Петре I.
До этого необходимости в изучении прошлого страны не возникало, поскольку Российское государство имело во многом закрытый характер, а система государственного устройства базировалась в первую очередь на тезисах о богоизбранности русского народа, его особом пути, отличном от пути развития других народов, и цивилизаторской миссии русского народа по отношению к прочим, в том числе и европейским, народам.
Основу российской исторической науки заложили иностранные учёные, которые принесли с собой научную методологию: необходимость сбора, изучения и классификации письменных документов и артефактов, периодизацию и хронологию событий. Но кроме этого, они привнесли общеевропейскую идею исторического прогресса. Задача, поставленная перед развивающейся наукой, оказалась непростой: следовало объединить эту идею, без которой невозможно было бы на равных действовать в поле европейской политики, со старыми основами устройства Российского государства, которые по сути дела никто не отменял. Поскольку документально подтверждённой отправной точки развития российской монархии на тот момент не существовало, поиск её и стал целью исторических исследований.
Вместе с тем, монархам из династии Романовых, которые правили страной к тому времени около 150 лет, и власть которых по европейским стандартам была не совсем легитимной, требовалось исторически доказать своё право на престол. Одним из элементов такого доказательства являлась преемственность власти от правителей древности. Поэтому историю Российского государства стали вести не от Московского княжества, а от времён Киевской Руси, хотя ранее история Киева и его правителей считалась частью истории Польско-Литовского государства. Рассказ об основании Ярославля сыном киевского князя есть один из эпизодов игры в «удревление» российской государственности. Он появился в нужное время и выполнил свою задачу.
5. Изображение медведя на гербе Ярославля, которое прослеживается с 70-х годов XVII века, не связано со «Сказанием о построении града Ярославля» в изложении Самуила Миславского, поскольку данное животное в нём не упоминается. Однако изображение медведя, стоящего на задних лапах, роднит гербы Ярославля и Великого Новгорода. В обоих случаях медведь показан как объект силы: на гербе Новгорода он поддерживал помост для выступления посадника, на гербе Ярославля – несёт оружие, служившее для защиты правителя от нападения не него. При этом в истории обоих городов прослеживаются интересные параллели, незаметные при беглом взгляде на историю России.
История Ярославля крайне бедна на факты, подтверждённые летописными источниками. Частично вакуум заполняется легендарными сюжетами, такими как легенды об основании Ярославля, о князе Фёдоре Чёрном или о битве на Туговой горе. Историки относятся к этим сюжетам с допустимым скептицизмом, но всё равно используют их, особенно когда нужно показать героические страницы истории города, а экскурсоводам без них просто нечего было бы рассказывать. Но если отбросить легенды, то в истории Ярославля останутся значительные «пустые места».
В частности, лишь единичные упоминания о городе и его представителях встречаются в период от битвы на реке Сить (поражение ростовско-ярославского войска от татар) до присоединения Ярославского княжества к Московскому в 1471 году, а это более 230 лет. Затем Ярославль снова исчезает со страниц истории и неожиданно появляется на них в качестве крупного торгового города, который не могло обойти своим вниманием ополчение Минина и Пожарского во время похода на Москву в период Смутного времени. Город возник словно ниоткуда.
Об истории Великого Новгорода информации, подтверждаемой источниками, намного больше. Расцвет торговой Новгородской республики пришёлся на XII–XV века и закончился разгромом Новгорода войсками московского князя Ивана III в 1478 году. Далее Новгород продолжал своё существование уже как территория, подчинённая Великому княжеству Московскому, до 1569–70 гг., когда опричный поход Ивана IV окончательно поставил крест на новгородской самостоятельности. После этого Новгород надолго исчезает со станиц общероссийской истории.
Если сравнить информацию о Ярославле и Новгороде, то можно увидеть, что подробные сведения об одном городе появляются тогда, когда пропадают сведения о другом. Ярославль расцветает с момента своего основания до разгрома татарами в 1238 году, а затем надолго «исчезает» до 1471 года. Но на это время приходится кульминация «самостийности» Новгорода. Новгород окончательно теряет своё значение во второй половине XVI века, а в начале XVII века «возникает» купеческий Ярославль, причём среди ярославских купцов присутствуют те же фамилии, что ранее встречались в Новгороде.
Приведённое сравнение позволяет предположить, что история Ярославля и история Новгорода – это одна цепь событий. При этом речь идёт не об истории только данных городов, а о большой подчинённой им территории, фактически – об истории государства, существовавшего как минимум с XI века и до конца XV века. Однако шлейф его величия сохранялся в народной памяти до XVII века, и подтверждением того служит изображение на гербе Ярославля. Какие-то воспоминания оставались и в XVIII веке, ведь во время написания архиепископом Самуилом работы о ярославских храмах в городе ещё стояли мощные оборонительные сооружения, стёртые с лица земли в конце XVIII – начале XIX века. В итоге от забытой истории города остался только герб: медведь-победитель напоминает о былом величии.
Вряд ли следует ставить знак равенства между Ярославлем и Новгородом как это делают, например, А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский. Скорее всего, столица мощного Новгородского государства находилась в другом месте, которым могло быть место соединения торговых направлений с юга и севера по Волжскому торговому пути, то есть в районе впадения в Волгу рек Шексны и Мологи. Предшественником Новгорода, «старым городом», могло быть Сарское городище, на котором торговый путь изначально замыкался. По мере развития торговли с северными народами и приближения к озеру Неро владений Суздальского княжества, центр торговли перенесли выше по течению Волги.
Радимир Строганов
Начало:Часть I. Легенда об основании Ярославля. Новое прочтение
Часть II. Легенда об основании Ярославля. Новое прочтение
Часть III. Легенда об основании Ярославля. Новое прочтение
Часть IV: Легенда об основании Ярославля. Новое прочтение
Продолжение:Часть VI: Легенда об основании Ярославля. Новое прочтение
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Еще на эту тему:Новый взгляд на личность ярославского князя Фёдора Чёрного