Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийНаучно-популярный журнал «Интеллектуальный капитал»


Что такое лингвистическая гигиена для психического и физического здоровья


Рубрика: Научно-популярный журнал «Интеллектуальный капитал»

Автор публикации: Андрей Шангин Найти все публикации автора

Опубликовано: 01/07/2018 20:19

Что такое лингвистическая гигиена для психического и физического здоровья

Во все времена язык, неразрывно связанный с культурой говорящих на нём людей, определял и возможности, и препятствия для коммуникации между народами, поэтому оптимальным средством является диалог, учитывающий культурные и языковые различия. Что же такое гигиена речи, почему ругательства вредны для здоровья и зачем «чистить» язык? Попробуем разобраться. 

Для объяснения приведем немного мифологии и магических технологий влияния слов на реальность. Например, «…Сказали посланцы Лоту: - Покидай скорее город Содом, иди и смотри только вперёд, что бы ни происходило. Лот в точности исполнил сказанное. И остался в живых. Жене своей Лот сказал то же самое: – Иди за мной и не оглядывайся назад. Жена в точности исполнила приказ мужа своего – оглянулась назад и – превратилась в соляной столп».

Что же он говорил ей не делать? В этом примере приведена в действие проблема частницы «не», которую мозг не «видит». Это хорошо иллюстрирует пример из взаимоотношений родителей и детей: детям говорит – «не делай», «не трогай», «не кричи» и т.п. А дети всё делают наоборот и, естественно, родители возмущаются непослушанием. Все потому, что частицу «не» уши ребёнка не слышат, а мозг –  не различает. Исполняется лишь глагольная форма – активная часть речи. Поэтому ребёнок делает все наоборот, а за «непослушание» подвергается «заслуженному» наказанию. К чему может привести такое воспитание? Постепенно всё в голове ребенка становится с ног на голову, впрочем, как и у его родителей. Такое, вот лингвистическое искажающее «воспитание». Чему же удивляться, когда люди думают одно, говорят –  другое, а делают – третье? Вот и в случае с притчей, возможно, что жена Лота поступила так, потому, что частница «не» не зафиксировалась в  ее голове. 

Слово созидающее и исцеляющее – просто метафора или уникальная система формирования реальности, как-то «случайно» появившаяся у человеческих существ вместе со структурами головного мозга, отвечающими за распознавание и формирование речи? Ведь только у человека есть вторая сигнальная система, нередко подменяющая собой первую, врождённую. 

Апостол Иаков напрямую связывал правильность речи с духовным и физическим здоровьем: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 2).

Люди в обычной разговорной речи используют определённые слова с тем или иным значением: положительным, нейтральным или отрицательным. Делают они это, чаще всего, не осознавая последствий своих слов для дальнейшей жизни. Особенно, когда говорят про самих себя или, говоря что-то самому себе. Сила слова действует как на окружение человека, так и на него самого. При произнесении слов вслух, мозг воспринимает их значения дословно, без всяких «скрытых смыслов» и подтекстов. Поэтому через слова, напрямую воспринимаемые структурами головного мозга, и происходит всё в жизни человека и трагическое, и радостное.

Тысячелетиями, вероятно, с момента появления письменности, люди, облечённые властью, сознавали колоссальную силу слова. Именно словами, высеченными в камне, выдавленными в глиняных табличках, написанных на папирусах и кожах, они утверждали свои права на высшую власть. Яркий пример того, как один из известных владык древности, словами обеспечивал себе спокойствие и «высшую легитимность» для активизации собственных душевных и физических сил: «Я, Ашшурнасирпал, царь, чья слава могуча, - после размышления своего сердца, после того, как бог Эа даровал мне всеобъемлющее понимание, я снова взялся за дела. Ашшур, великий бог, относился ко мне с благосклонностью и провозгласил в своём ясном заявлении моё господство и мою власть».

Великая магия творящего слова – ХУ (прим. ред. – в египетской мифологии означает Бог творящего слова), издавна использовалась жрецами Древнего Египта. В современности это знание «благополучно» забыто… Или еще факт: клинописную табличку шумеры называли «дуб», а писца «дуб-сар» – «тот, кто властвует над табличками»; «сар» – царь, властитель. Это говорит о том, какое значение эта древняя цивилизация придавала словам.

«Вавилонская башня» – мифический объект и исторический артефакт. Это теологическая метафора и историко-культурный символ, артефакт божественного основания, величия и силы. При этом, еще символ человеческой гордыни, катастрофических последствий и технологий формирования хаоса, и лингвистических технологий. Суть мифа – башню строили представители разных племен и дело спорилось. Но затем из-за божественных козней их языки смешались, они перессорились и башню не построили.

Многогранность историко-религиозного словесного образа «Вавилонская башня» в символике постоянного разрушения и возрождения изначально божественного, подробно раскрыта некоторыми авторами. Башня строилась в понимании и согласии, но рухнула из-за смешения языков и возникшего хаоса, утери изначальной силы слова и связи с Всеблагим. Так и здоровье, а с ним и жизнь человека разрушается, если он использует слова с определёнными значениями – мозг, получая команды-программы, неукоснительно их исполняет. Такова его функция. И в некоторых случаях даже медицина бессильна, буквально, убивает одно слово. Примеров тому множество. Повседневная речь изобилует подобными обычными, на первый взгляд, словами и фразами. Люди говорят, мозг слышит, тело исполняет, а результат убивает. Но, как заведено, всё списывают на любое «стечение обстоятельств», кроме самого главного – словесной негативной программы. Мало кто из образованных людей не согласится с тем, что «мысли материализуются» – мол, это так, но – это где-то далеко. Но оно рядом с каждым: мозг, мысль, слово произнесённое, снова мозг, действие и  результат – круг рефлекторной цепи замкнулся. Это чистая нейрофизиология. Психолингвистика. Технологии формирования реальности каждого человека на этой планете и без всякого исключения. Всё – слова и структуры головного мозга, на них реагирующие. 

Специальные лингвистические подходы широко используются в журналистике, медийной сфере, PR-технологиях, педагогике, медицине, психологии и других областях. Так, некоторые авторы используют художественный текст (слова и смысловое содержание) в качестве активирующе-провоцирующего средства для установления различных психологических особенностей личности, а также для оценки степени социально-психологической адаптации. 

Специальным образом скомпонованные фразы – «аффирмации», широко используются в структуре психотерапевтических, психологических и иных мотивационных техниках для коррекции эмоционально-невротических расстройств, стрессов, нарушений сна и повышения работоспособности.

Подобные «аффирмации» в русском языке известны испокон веков под названием пословиц и поговорок.  Это простые практические правила, в большинстве придуманные нашими предками (пословицы и поговорки, например) для того, чтобы облегчать жизнь.

Нами была сформулирована гипотеза мгновенного влияния эмоционально ориентированного вербального послания на психоэмоциональное и физическое состояние учащихся ВУЗа. В экспресс-исследовании приняли участие 31 студентка и 9 студентов в возрасте от 17 до 22 года. До исследования студенты оценивали своё состояние по уровню настроения, физическому самочувствие и чувству спокойствия по четырем категориям: 1- плохо, 2-неважно, 3-е вполне нормально, 4-е – хорошо. 

После выполнения первого этапа, испытуемым раздавались в случайном порядке оригинальные фразы-формулы как положительной, так и отрицательной экспрессивности, после прочтения которых, вновь предлагалось оценить текущий уровень настроения, физического самочувствия и чувство спокойствия в соответствии с указанными выше положениями. Например, словесно-образные формулы: «веселье меня так и распирает» (1), «мрачно-серая грусть» (2), «всё равно у меня будет то, что мне надо» (3), «мне что-то грустновато» (4), «новые вызовы только бодрят меня» (5), «надо заниматься собой – никто этого за меня не сделает» (6), «хоть новое и страшно, но оно мне нужно»(7), «Я просто притягиваю удачу!» (8), «Тёмная глубина печали…» (9), «Как сегодня всё удачно складывается!» (10).

Установлено, что уровень настроения в целом по группе достоверно повысился по сравнению с исходным (с 2,7 до 3); динамики физического самочувствия не выявлено (3,4/3,4); некоторая положительная динамика также установлена в уровне чувства спокойствия (с 3,2 до 3,3). Внутри группы наблюдались варианты индивидуального реагирования, но общим выводом является несомненное влияние словесно-образных формул на психоэмоциональное состояние испытуемых. Наибольшим изменениям в ответ на словесное воздействие подвергались настроение и чувство спокойствия, тесно связанные с эмоционально-гормональным фоном. 

Действие полярных лингвистических формул привели к выраженным изменениям негативной (снижение), так и позитивной (повышение) направленности в целом по группе. Установлена (в случае некоторых фраз) сильная прямая зависимость динамики настроения – чем хуже, тем хуже, и – наоборот.

Несмотря на общую положительную экспрессию фразы «веселье так меня и распирает», реакция настроения на неё оказалась обратной – среднее значение уровня настроения оказалось достоверно ниже исходной. И наоборот – реакция на «мрачно-серую грусть» (отрицательная экспрессия) показала положительный рост. Объяснить подобную динамику пока не удалось.

В остальных случаях фраз с положительной экспрессией (№ 3, 5, 6, 8, 10) динамика настроения была ожидаемо позитивной. Реакция участников на фразы с отрицательной экспрессией была меньшей (в абсолютных величинах), чем реакция на фразы с положительной экспрессией.

Можно предположить, что участники исследования охотнее реагировали повышением настроения на позитивные информационные сообщения, чем на сообщения отрицательные. Не означает ли это, что испытывать положительные эмоции людям приятнее, чем грустить? Отсюда можно вывести положение об изначальной готовности студентов к информационным посланиям позитивной направленности, на которые они (в основной массе) отреагируют улучшением общего фона настроения. Это, в свою очередь, положительно скажется на общем уровне психоэмоционального состояния группы и будет способствовать более эффективному проведению занятия. 

Силы влияния слов на изменение субъективного оценки физического самочувствия оказалось недостаточно при столь коротком воздействии. Полученные результаты до и после исследования, практически, не отличаются. Исследования в данном направлении продолжаются.

Оценка данных, которыми студенты характеризовали чувство спокойствия до и после предъявления тестирующих фраз, несмотря на относительно положительную динамику в целом по группе, продемонстрировала не столь однозначно прямую зависимость между экспрессией фразы и субъективной её оценкой. Так, на фразы с откровенной положительной экспрессией (№№ 5, 6, 10) было получено достоверное снижение среднегрупповых значений. На другие положительные фразы (№№ 3, 8) выявлено прогнозируемое повышение среднего показателя чувства спокойствия. Ожидаемо снизились цифровые значения на ряд вопросов с отрицательной экспрессией (№№ 2,7, 9). При этом на фразу № 4 (отрицательная экспрес-сия), значения показали небольшой рост.

Подобная разнонаправленная динамика, не вписывающаяся в структуру простой гипотезы – «хорошо даёт хорошо, а плохо даёт плохо», показывает необходимость продолжения дальнейших углублённых исследований в этом, очевидно значимом направлении использования лингвистических технологий для воздействия на состояние психоэмоциональной сферы студентов.  

Таким образом, установлено, что в течение всего исторического периода существования человека, использующего слова, в качестве способа передачи информации, их сила и значимость не претерпели ни малейших изменений – сила их влияния на все составляющие жизни человека всё также велика. Использование правильных в плане семантики слов позволяет устранять старые (нефункциональные) программы с одновременным формированием новых, соответствующих новым установкам желаемой и необходимой будущей реальности. Фразы, несущие в себе позитивный или негативный посылы, способны оказывать практически мгновенное соответствующее действие на психоэмоциональное состояние обучающихся. Именно поэтому, использование лингвистических оздоровительных технологий – важнейшая составляющая подготовки журналиста, PR-специалиста, педагога, врача, управленца – как успешного профессионала, так и просто эффективного гражданина нашей страны.

Андрей Шангин, профессор кафедры медико-валеологических дисциплин, доктор медицинских наук  Российский государственный педагогический  университет им. А.И. Герцена

Фото из архива автора

В рамках информационного партнерства журнала «Служба PR» Издательского дома «Панорама» и Российского сетевого издания «Первый национальный» 

Российское информационное агентство «Национальный альянс» 

Еще на эту тему:

Придет ли блокчейн в мир науки: перспективы научных журналов Российской академии наук

Цивилизационные ценности и роль независимых СМИ в цифровых трансформациях экономики

Гонка биомедицинских технологий: где появится первый «боле-о–метр» в США или в России?

Инновации в науке: новая матрица здоровья и технологии долголетия

Куда ведет неклассическая логика в управлении наукой?

Общеобразовательная школа: история, проблемы и взгляд в будущее.

Социальный журналист – профессия или призвание?

 
Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).