Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Здоровье
Дискуссия «Образ врача и пациента в СМИ»
Рубрика: Здоровье
Автор публикации: Медицинское информационное агентство «Здоровье и защита пациентов: новости здравоохранения, медицины
Опубликовано: 15/03/2020 22:02
Дискуссия «Образ врача и пациента в СМИ»
Состоялась дискуссионная сессия «Образ врача и пациента в СМИ» в Центре международной торговли в Москве.
12.03.2020г. мероприятие прошло в рамках выставки «INOPharma 2020». Модераторы Варвара Кажберова, генеральный директор и руководитель информационных проектов «Здоровье и медиа», и Ольга Болотникова, заместитель генерального директора ООО «Деловая Столица», отразили суть изменений в общении пациента и врача. Развитие информационных технологий, появление беспрепятственного доступа к информации, в том числе, непроверенной, организационные проблемы в системе здравоохранения, деформация образовательного процесса в медицинских вузах, появившееся недоверие населения к профессии медика – эти проблемы привели к тому, что общение врача и пациента (как элемент формирования доверия) вынесен в публичное пространство. Это приводит к негативным последствиям, размывает этические нормы врачебной этики, а приватность общения превращает в информационный повод.
Об этом и другом состоялась дискуссия, в которой участвовали представители Национальной Ассоциации Заслуженных врачей. Проблему трансляции проверенной информации, основанной на принципах доказательной медицины, со стороны врачебного сообщества в СМИ поднял в выступлении «Образ врача в информационном пространстве» Камиль Бахтияров, доктор медицинских наук, профессор, врач-гинеколог, преподаватель ПМГМУ им. И. М. Сеченова, руководитель Департамента по экспертной работе Национальной Ассоциации Заслуженных врачей. Помимо основной профессиональной деятельности он ведет авторскую передачу «Медицина Народного Доверия» на радио MediaMetrics. По его мнению, современный врач должен быть активным в медиапространстве, транслировать компетентное мнение для тех, кто хочет его услышать.
Слова великого Авиценны «Нас трое: я, ты и твоя болезнь. Чью сторону ты примешь, тот и победит» привел врач-хирург, эксперт Национальной Ассоциации Заслуженных врачей Алексей Тюмин. Он считает: «Когда мы поймем цель диалога пациента с врачом, мы найдем правильную коммуникацию. Важная составляющая в процессе этой коммуникации то, что пациент хочет не только вылечиться, но и понимать, как его будут лечить, этапы выздоровления, то есть пациенту нужна вся информация».
Доктор психологических наук, профессор, советник президента Национальной Ассоциации Заслуженных врачей Михаил Секач напомнил участникам дискуссии, что психологический конфликт «врач-пациент» из числа извечных, подлежащих постоянной трансформации, обязательному изучению и обсуждению. Он привел пример из недавнего опыта общения с несколькими студентами медицинских вузов, когда современное отношение населения к профессии врача до такой степени «пугает» будущих медиков, что никто из них не хочет идти в те специальности, где нужно будет общаться с пациентами. Молодежь хочет работать там, где можно «спрятаться» за экран компьютера, монитора, медицинского оборудования (например, УЗИ, рентген и так далее).
Руководитель «Факультета Медицинского Права», старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России Полина Габай сравнила современные отношения врача и пациента с «полем боя», где никто не хочет перейти к диалогу: «У граждан упал «информационный занавес», появился доступ к информации. В результате мы получили комплексную потерю веры: к информации, к власти, к врачам. Необходимо эту веру вернуть».
Татьяна Бузина, доктор психологических наук, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава России по ЦФО, заведующая кафедрой общей психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова, отметила, что развитие технологий увеличивает дистанция между врачом и пациентом, общаться и понимать друг друга им становится все труднее. Она привела результаты исследования: пациенты, оценивая качество общения с врачами, дают более низкие оценки, чем врачи, оценивая общение с пациентами. При этом наблюдается «подростковая позицию» у пациентов, которые хотят чувствовать себя свободными в суждениях о заболевании, но ответственность за лечение заболевания они все же отдают в руки врачей.
Живейший интерес участников мероприятия вызвало выступление кандидата филологических наук, культуролога, заслуженного преподавателя МГУ им. М.В. Ломоносова Марины Князевой, которая в выступлении затронула тему дискредитации образа врача. Она выделила 15 образов врачей, которые «курсируют» в сознании народа. Например, негативные образы врача – функционер, бизнесмен, шарлатан. На высокой планке общественного мнения – врач-герой, врач-творец и врач-святой. Марина Князева сделала вывод: «Это сакральные величины, образ которых надо транслировать и масштабировать, о которых надо говорить, чтобы врач не превратился в фольклорный персонаж».
Председатель Международного союза пациентов Ольга Вострикова отметила, что Международный союз пациентов, как и Национальная Ассоциация Заслуженных врачей, выступает против уголовного преследования врачей и призвала участников дискуссии посмотреть на проблему шире. Она напомнила, что врач находится в жестких условиях давления системы, для перемен нужно менять систему здравоохранения. Несмотря на то, что главной заботой союза является помощь пациентам, организация учредила народную премию для врачей «Мы будем жить!», где номинантов и победителей определяют пациенты.
Участники мероприятия признали, что разговор о взаимоотношениях врача и пациента необходимо продолжать. В этом диалоге заинтересованы врачи, пациенты и общество.
Фото предоставлено Аллой Парахиной
Информация предоставлена Национальной Ассоциацией Заслуженных врачей
Медицинское информационное агентство «Здоровье и защита пациентов: новости здравоохранения, медицины
Еще на эту тему:Роль независимого СМИ в формировании социально-ответственной информационной среды
СМИ в реализации нацпроекта «Здравоохранение»
Высокая цена информации о здоровье и значение медицинского PR
Многогранность медицинского пиара
Необходима система централизации в лечении пациентов с орфанными заболеваниями
Инициатива Всероссийского союза пациентов по кадровому резерву в здравоохранении