Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Проект «Закрома Родины»
Дорогая наша рыба: что делать?
Рубрика: Проект «Закрома Родины»
Автор публикации: Светлана Клепикова
Опубликовано: 27/09/2016 10:37
Дорогая наша рыба: что делать?
Пожалуй, что тема дороговизны рыбы и морепродуктов у нас в стране набила всем оскомину. Вопросы ценообразования на рыбную продукцию рассматриваются на всех уровнях государственной власти. Журналисты пытаются получить ответ на извечные русские вопросы: «Кто виноват и что делать?». Если на вопрос «Что делать?», как это часто бывает, ответа нет, то на вопрос «Кто виноват?» обнаруживается несколько ответов. Причем, каждый из игроков рыбного рынка винит «соседа» по цеху в завышенной цене на продукцию.
Так, рыбопереработчики обвиняют рыбодобывающие предприятия, что они, поставляя рыбу, выловленную в российской акватории, продают ее за рубеж, тем самым оставляют перерабатывающие предприятия без продукции, а население – без рыбы. Рыбаки высокую стоимость рыбы списывают на торговые сети, дескать, на полках магазинов цена на рыбу и морепродукты в несколько раз выше закупочной. Ритейлеры оправдываются за высокие цены на рыбу в магазинах – непомерными логистическими расходами. И только логисты ничего не говорят, а молча наблюдают за «высокими» отношениями представителей рыбной сферы.
По словам Сергея Гудкова, исполнительного директора Рыбного союза, объединяющего предприятия рыбного хозяйства и аквакультуры, чем больше рыбной продукции будет поставляться на внутренний рынок, тем дешевле будет ее цена на полках магазинов. Он уверен, что необходимо увеличить объемы водных биологических ресурсов (ВБР) российских рыбоперерабатывающих предприятий, что позволит снизить цену на рыбу.
Другого мнения придерживается Валентин Балашов, председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна: «Производственные затраты на береговую рыбную переработку растут день за днем – это электричество, ставки аренды на землю, транспортные расходы, ремонты и т. д. и т. п., – перечисляет Балашов. – И поэтому береговые бизнесмены свою продукцию стараются продать за границу, тем самым покрыть производственные расходы». Поэтому цена разная на рыбу судового производства, т. е. переработанную на судне, и берегового производства, т. е. переработанную на предприятии. Так, по словам Балашова, стоимость в супермаркете филе судового производства мурманской рыболовецкой компании в вакуумной упаковке составляет 350 руб. за кг, та же продукция, но берегового предприятия стоит в два раза дороже (от 600 до 850 руб. за кг).
По мнению Тамары Ореховой (в 2009–2012 годах – генеральный директор сети «Океан» в Санкт-Петербурге), крупные торговые сети ориентируются прежде всего на сложившуюся ситуацию на рынке и не могут устанавливать цены выше рыночных. К ритейлерам рыба и рыбная продукция поступает уже по высокой стоимости. Поэтому сами сети устанавливают минимальную наценку. «Нужно помнить о том, что рыбная продукция очень рискованный товар, поскольку значительная часть его приходит в негодность, не дойдя до прилавка, – говорит Тамара Орехова. – Например, в отделах свежей рыбы в сети METRO потери достигают 7%. Естественно, что риски и потери закладываются в конечную стоимость товара». Поэтому причину высокой цены на рыбную продукцию стоит поискать в логистических перевозках, считает она.
Но Валентин Балашов с таким мнением не согласен: логистические услуги не так велики, как стараются представить торговые сети. По его словам стоимость автоперевозки или железнодорожной перевозки одного кг рыбы из Мурманска в Москву обходится в 5 руб. С Дальнего Востока чуть дороже – 15 руб. за кг. «Как ни крути, 120–150 руб. оседает в сфере оборота, то есть в торговле», – уверен он.
Логистические услуги заключаются в том, чтобы как можно быстрее доставить продукцию покупателю, поясняет Елена Мандрова, сотрудник компании «СиФуд Бар энд Шоп Санкт-Петербург». Она уверена, что самый быстрый способ доставки рыбы с Дальнего Востока – это авиаперевозки. Но здесь возникает проблема не столько в стоимости перевозки (цена составляет 100–150 руб. за кг. рыбы), а в ограничении количества продукции. РЖД сегодня не в состоянии обеспечить быстрые перевозки, да и соблюдение температурного режима железнодорожных рефрижераторов под сомнением. Наиболее распространенный вид доставки – автомобильный. По словам Елены, стоимость такой перевозки обходится заказчику в 20–30 руб. за кг.
Для ресторана менеджеру Елене Мандровой и управляющему директору Евгении Амельченко приходится закупать рыбу и морепродукты по всему миру. Как оказалось, самой «дорогой» продукцией, как по цене, так и в логистике оказалась российская черноморская рыба. «Посудите сами, мне нужно мясо рапана. Я нахожу три компании, занимающиеся его производством по одинаковым технологиям. Стоимость продукта в краснодарской компании – 350 руб., у двух крымских – 740 и 900 руб. соответственно. Представляете, какой ценовой разброс у трех предприятий, находящихся недалеко друг от друга?» – удивляется Мандрова.
Ну, а недорогой рыбой Россия обеспечена, ее достаточно во всех сетях, считает Елена. «Социальная рыба как была, так и есть – наваги много и стоит она 120–150 руб. Минтай, путассу, сайда, пикша есть в достаточном количестве, и стоят они недорого. А вот треска не может стоить дешевле 250–300 руб. за кг тушки. Это достойная рыба. Так же как и стоимость скумбрии не может быть ниже 200–250 руб.», – уверена Елена Мандрова.
Так, что же делать? Этот вопрос мы зададим представителям власти и депутатам Государственной Думы нового созыва. Общественный "барометр", т.е. редакция "Первого национального", подтверждает: россияне хотят кушать рыбу по адекватным ценам.
Светлана Клепикова
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Еще на эту тему:
В Мурманской области открылась фабрика «Полярное море +». Будем с рыбой!
Рыбной бирже в Санкт-Петербурге быть