Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийХ-файл. Словесность.Публицистика


Гефсиманский сад под снегом


Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 08/11/2023 08:15

Гефсиманский сад под снегом

Зима в этом году сделала раннюю заявку на свой приход. И в первый же пока гостевой визит в Москву покрыла осенние листья на газонах прочным слоем снега в несколько сантиметром.

Окутала она снежным покрывалом и Гефсиманский сад вокруг московского Храма Покрова Пресвятой Богородицы что на Литовском бульваре, в память всех воинов, погибших в конфликтах и войнах XX -XXI веков. 

Вряд ли кто может себе представить Гефсиманский сад под снегом, но именно таким его довелось увидеть участникам пресс-тура по московским храмам, проходившего 30 октября в рамках Фестиваля современного церковного искусства «Видеть и слышать», который состоялся 26 октября – 4 ноября.

Ранняя российская зима бережно укрыла снегом сад с символическими растениями со Святой Земли около Храма Покрова Пресвятой Богородицы, к которому ведёт парадная лестница в 33 ступени по числу лет жизни Спасителя, часовню в честь Моления о Чаше Господа Иисуса Христа, колодец Самаритянки.

Сам храм, один из новых, построенных уже в нашем веке московских храмов (2008-2015 гг.) – во многих отношениях уникален. Здесь, в нижнем храме Архангела Михаила, находится единственная в мире пространственная «Икона Святой Земли». Из материалов со Святой земли созданы точные копии Святынь – Вифлеемская Звезда, Голгофа, Кувуклия Гроба Господня, Гробница Богородицы, а также Камень помазания и теперь прихожане могут познакомиться с этими святынями, не покидая приделов Москвы. В здешнем мини-музее можно увидеть археологические находки, современные евангельским событиям – предметы быта I века нашей эры. Грандиозные мозаичные композиции верхнего храма созданы по лучшим образцам греко–византийской культуры.

Участникам пресс-тура удалось увидеть лишь малую часть всего того культурного богатства, с которым смогли познакомиться во время фестивальной недели те, кто побывал на многочисленных мероприятиях в Доме художника на Кузнецком мосту. На фоне выставки произведений церковного искусства каждый день фестивальной недели проходили лекции, мастер-классы, концерты. Экскурсоводы проводили ежедневные экскурсии об экспонатах выставки и их авторах. В выставочном зале рядом с копиями-реконструкциями фресок и в мультимедийном зале прошли премьерные показы 19 фильмов об истории церковного искусства, созданных специально для фестиваля. В этом году проект «Видеть и слышать» реализовался под эгидой Московского союза художников при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Российской академии художеств. Вход на фестиваль был свободным.

 «Да будет всё едино!» — такова основная тема фестиваля и таково же церковное искусство – синкретичное, многообразное, но в то же время, объединённое единым каноном и ценностями служения. Храмовое действо создают иконописцы, живописцы, архитекторы, те, кто занимается мозаикой, декоративно-прикладным искусством, золочением, интерьером и экстерьером, украшением полов. И, наконец, оно невозможно без церковной музыки, хора.

Представители всех этих видов искусств побывали в эти дни на фестивальной площадке и поделились со зрителями, представителями церковной общественности секретами своего мастерства. Просветительские лекции и круглые столы провели выдающиеся эксперты по истории искусства, истории церкви, церковному искусству – искусствоведы, историки, культурологи.

В организации мастер-классов, круглых столов и лекций, посвященных христианскому искусству, истории и современным вопросам церковного искусства принимали участие две иконописных мастерских: «Царьград» и «Прохрам». Слушателям удалось познакомится со многими страницами истории церковного искусства, узнать о тех изменениях, которое оно претерпело сейчас и как порой по-новому решают традиционные проблемы современные художники. Например, современные фрески очень редко пишутся вживую, ведь в случае неудачи просто переписать какой-то её кусок нельзя, приходится полностью удалять всю фреску. Художники теперь создают будущие фрески сначала на холстах, которые потом, по особой технологии, вклеивают на нужное место на стену храма. На подготовительном этапе, при проектировании и создании эскизов, используются возможности компьютерной графики и библиотеки изображений. Традиционной олифой, от которой краски иконы темнеют через несколько десятилетий, современные иконописцы больше не пользуются. Есть у них и свои новые секреты смешивания пигментов и использования лаков. Но, чем бы не занимались те мастера, которые работают в области церковного искусства, все они чтят основные заповеди своего мастерства: молитвенное настроение, трепетно-серьёзное отношение к своему труду, канону и создаваемым образам, высокий уровень общей художественной культуры. Недаром говорят, что церковное искусство – это концентрированное выражение учения церкви и художник должен не отходить от канона, не менять его, а творить, опираясь на него, и на основе лучших образцов прошлого и современности.

В заключительный день 4 ноября состоялось награждение молодых деятелей искусства на торжественной церемонии закрытия фестиваля. Лауреатами в номинации «Образ» стали Екатерина Кирьянова и Пафнутий Недоступенко, в номинации «Графика» — Дарья Смирнова и Олеся Выборнова, в номинации «Текстура» — София Ивонина и Агата Фролова, в номинации «Цвет» Екатерина Штеренберг и Дарья Румянцева, в номинации «Традиции» — Мария Буханова и Василий Фортов, в номинации «Поиск» — Роман Лоборук и Анастасия Швейская. Как продолжение фестиваля с 7 по 9 ноября работы участников выставки «Монументальное искусство в Церкви» будут доступны в «Галерее искусств Зураба Церетели» музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств в Москве. А 8 ноября в Российской академии художеств состоится конференция по итогам и перспективам и направлениям развития проекта «Видеть и слышать», на которой будет обсуждаться проведение новой выставки и конкурса современного церковного искусства, а также проведение просветительских и образовательных мероприятий для профессиональных участников проекта с целью обмена профессиональным опытом и знаниями.

Но как бы ни сложились дальше судьбы участников проекта и их работ, тем, кому удалось побывать в залах Дома художника во время фестиваля «Видеть и слышать», навсегда запомнится и красота представленных здесь мозаик, икон, витражей, и прекрасные выступления экспертов, проникновенность музыки и хорового пения, прозвучавших на концертах, и, наконец, личности самих творцов этого искусства – современных иконописцев, живописцев, музыкантов и многих других, которых можно было повстречать в залах среди многочисленной публики, посетившей это одновременно профессиональное и доступное для всех желающих зрелищное мероприятие, ставшее большим событием в нашей художественной жизни.

Марина Борисова

Фото автора

Российское сетевое издание «Первый национальный»

Подписывайтесь на официальный канал  РСИ «Первый национальный» в Telegram

Партнер — Интернет-бюро юриста Руслана Чалова Чалов.рф

Еще на эту тему: 

В зеркале времени: выставка «Русский стиль» в искусстве. От Николая I до Николая II» в Эрмитаж 

«Тартюф» как индикатор социального благополучия общества

Аристократ А.В.Сухово-Кобылин: подозреваемый, драматург и футоролог

 Как живет страна: творческий конкурс «Родной мой Некоузский край» как зеркало реальности

Мир творческих людей: альманах «Словесность» и его авторы

Бакинская сказка наяву и история семьи архитектора Андрея Мунца

600-летие обретения Годеновского креста: строительство храма и ремонт дороги

Первый молебен в заброшенном храме Ярославского района

Проблемы малых городов и исторических поселений: развитие при сохранении уникального облика

Церковь Петра и Павла в Ярославле: проблемы и череда юбилеев





Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).