Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Х-файл. Словесность.Публицистика
Голос из зала: постановка «Крысолов» и текущий момент истории
Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Опубликовано: 18/11/2025 08:28
Голос из зала: постановка «Крысолов» и текущий момент истории
Камерный драматический театр «Левендаль» из Санкт-Петербурга привез на Театральный проект «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» постановку Ярослава Морозова «Крысолов».
11.11.25г. спектакль состоялся на сцене Московского академического театра имени Вл. Маяковского.
Спектакль «Крысолов» — это инсценировка Ярослава Морозова по одноименному рассказу Александра Грина. Действие происходит в 1920 году. Постановщики стремились воссоздать ощущение хаоса и разрухи, возникших после Гражданской войны. И это им удалось.
Основная команда спектакля: художник-постановщик – Наталья Кузнецова, композитор – Артем Аретов, педагог по экстремальному вокалу — Станислав Мудров, музыкальный руководитель — Юлия Антропова. Создатели смогли передать фантасмагорию периода через музыку, стихи в речитативах и рок-композициях, световое сопровождение, яркие цвета костюмов – красный, черный, белый.
Трудно определить жанр постановки. Что же это за эпатажное зрелище – клоунада или зловещая мистерия, буф или фарс? Единственной сюжетной зацепкой на протяжении театрального действия оказалась встреча главного героя с девушкой на Сенном рынке.
Режиссер Ярослав Морозов написал о своей идее: «Когда я ставил спектакль, старался создать ощущение нарастающего смерча, который разрастается, поглощая героев. В этом коротком рассказе много намешано: люди, крысы, которые принимают облик человека, таинственный избавитель, двойники, зеркальные лабиринты, загадочный крысолов и его дочь».
Главный герой болен, и его образ решен вполне в рамках театральной постановочной традиции обращения к Достоевскому – это его диалоги с совестью, бесами, альтер-эго, подсознанием и т. п. Раздвоение личности главного героя представлены как диалоги и монологи двух актеров: Я – Артем Осадчий и Я (подсознание
) – Ярослав Кублицкий.
Темп этой рок-мистерии требовал от питерских актеров всех сил на пределе профессиональных и физических возможностей. Здесь же возникает образ Льва Троцкого (революционер, нарком) с отрывками текстов речей, зритель воспринимает его появление как включение в сюжетную интригу. Но дальше речи оказываются все тем же фоном нарастающего революционного напряжения в театральном действии.
Марина Токарева, арт-директор фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», поясняет суть мероприятия: «Это не фестиваль-показ, не фестиваль-демонстрация, а фестиваль-мастерская, рабочая модель, нацеленная на утверждение профессиональных постановочных форматов. Сверхзадача – служить искусству режиссуры, поддерживая её лучших «носителей» во всех поколениях. Для молодых это фестиваль-старт, для старших – лавровый венок». Поэтому после спектакля состоялось обсуждение с актерами, режиссером и членами жюри.
Мне кажется, что самое главное, что можно написать об этом спектакле, было высказано в процессе обсуждения Ольгой Егошиной (арт-директор биеннале) – возможность сделать и показать такой спектакль – это свидетельство тектонических социальных сдвигов, которые происходят сейчас, чему мы являемся свидетелями. Постановка Ярослава Морозова и есть свидетельство настоящего момента.
Кому интересны инновационные театральные формы – рекомендуем спектакль «Крысолов» Питерского театра «Левендаль».
Голос из зала: Артамонова Марина
фото автора
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Подпишитесь на официальный канал в Telegram
Партнер — адвокат Р. М. Чалов
Еще на эту тему:
Голос из зала: уроки режиссуры и постановка «На дне. Dос» из Самары
Голос из зала: постановка «Эллада» вселяет надежду на счастье
VIII Фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры»: праздник для души
Туфли Эльзы: легкий эйджизм с тяжелыми последствиями
Представить мир Достоевского: игра воображения в спектакле-«невидимке» «Белые ночи»
«Женитьба Фигаро» с аншлагом в Театре на Перовской
«Сон про Несон» в московском Театре на Перовской
Московский «Сон в летнюю ночь» в театре на Перовской улице
Народный театральный эксперт о премьере «Бальзаминов» Булгаковского Дома
Анфиса в стране виртуальных чудес
«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова





