Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийПанорама мероприятий


«Хвост кометы» русского авангарда


Рубрика: Панорама мероприятий

Автор публикации: Найти все публикации автора

Опубликовано: 23/11/2018 10:33

«Хвост кометы» русского авангарда

23.11.2018г. состоялось открытие выставки «Хвост кометы» произведений художников начала ХХ века в Ростове Великом в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль». Впервые зрители могут увидеть 51 предмет из коллекции русского авангарда. Это 28 произведений живописи и 21 графики, две скульптуры. 

В этот день была презентация выставки, круглый стол, пресс-конференция, в которых приняли участие искусствоведы, историки искусств, научные сотрудники Государственной Третьяковской галереи, эксперты и представители СМИ.

В начале ХХ века в России появилось одно из течений, вышедшее из модернизма и получившее название «русский авангард». Художники-авангардисты отрицали традиции и неписаные законы художественного традиционного мастерства.  Русский авангард – это сочетание русских традиций с некоторыми приемами западноевропейской живописи. В России это были те художники, кто создавали произведения в стиле абстракционизма, супрематизма, конструктивизма и  кубофутуризма. 

Коллекция авангарда Государственного музея-заповедника «Ростовский Кремль» возникла в 1922 году в рамках масштабного распределения в региональные музеи страны преимущественно произведений художников-представителей течений русского авангарда.

Среди произведений была картина Ольги Розановой «Хвост кометы», которое было описано в инвентарной книге музея: «По диагонали к левому нижнему углу спускается сужающаяся серо-коричневая полоса, посередине усиливающаяся в тоне. Фон белый». Как следует из записи инвентарной книги в 1930 году этот предмет был исключен из коллекции музея и, по всей вероятности, уничтожен. Поэтому в память об этой утраченной картине организаторы назвали выставку. 

Искусствовед Елена Баснер является специалистом по российскому и советскому искусству первой трети ХХ века рассказала, что на выставке показан срез 1910-1920 г.г. только московских художников-авангардистов. На выставке в первом зале экспонируются подлинные произведения не только знаменитых мастеров: Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Петра Кончаловского и др., но и работы менее известных и незаслуженно забытых художников.  Цель создателей выставки – выявить новаторское начало, присущее «левому» искусству    1910-х годов, вне зависимости от имен авторов. 

В  центре вернисажа картина «Зеленая полоса. Распыленный свет» Ольги Розановой.  Произведение  считают иконой стиля авангарда и второй по значимости для авангардистов после «Черного квадрата» Казимира Малевича, ставшего шедевром русского авангарда.  Розанова вышла за пределы рамы – на картине словно бы только фрагмент бесконечной полосы, кажется, что на белый холст, словно на экран, проецируется цветной световой луч.  

Новаторским можно назвать второй зал выставки, в котором экспонатами являются поддельные работы. Это мужественный шаг работников музея. При подготовке выставки была произведена экспертиза работ и выяснилась поддельность двух произведений – ранее определявшихся как «Самовар» Казимира Малевича и «Беспредметная композиция» Любови Поповой. Исследование истории коллекции показало, что подлинные произведения были похищены и заменены поддельными до 1972 года. По мнению организаторов выставки, эти подделки должны продемонстрировать характерные приемы создания фальшивок.

У создателей этой интересной и яркой выставки большие планы по превращению ее в постоянную экспозицию, которая должна стать украшением всего музейного собрания Ростовского музея-заповедника.

Татьяна Полтавченко

Фото автора

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Еще на эту тему:V Международный музыкальный «Коган-фестиваль»

Миссия голландского коллекционера – вернуть из небытия художника-прапорщика

Наше наследие: выставка работ Зинаиды Серебряковой в Ярославле

Олег Отрошко,художник из казачьего рода: аллегории и реализм

Выставка «Золотой век» и позитивное прогнозирование будущего

«Новые встречи» Люси Вороновой в Ярославском художественном музее

170 лет поиска места упокоения художника Петра Захарова-Чеченца 

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).