Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Панорама мероприятий
«Хвост кометы» русского авангарда
Рубрика: Панорама мероприятий
Автор публикации:
Опубликовано: 23/11/2018 10:33
«Хвост кометы» русского авангарда
23.11.2018г. состоялось открытие выставки «Хвост кометы» произведений художников начала ХХ века в Ростове Великом в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль». Впервые зрители могут увидеть 51 предмет из коллекции русского авангарда. Это 28 произведений живописи и 21 графики, две скульптуры.
В этот день была презентация выставки, круглый стол, пресс-конференция, в которых приняли участие искусствоведы, историки искусств, научные сотрудники Государственной Третьяковской галереи, эксперты и представители СМИ.
В начале ХХ века в России появилось одно из течений, вышедшее из модернизма и получившее название «русский авангард». Художники-авангардисты отрицали традиции и неписаные законы художественного традиционного мастерства. Русский авангард – это сочетание русских традиций с некоторыми приемами западноевропейской живописи. В России это были те художники, кто создавали произведения в стиле абстракционизма, супрематизма, конструктивизма и кубофутуризма.
Коллекция авангарда Государственного музея-заповедника «Ростовский Кремль» возникла в 1922 году в рамках масштабного распределения в региональные музеи страны преимущественно произведений художников-представителей течений русского авангарда.
Среди произведений была картина Ольги Розановой «Хвост кометы», которое было описано в инвентарной книге музея: «По диагонали к левому нижнему углу спускается сужающаяся серо-коричневая полоса, посередине усиливающаяся в тоне. Фон белый». Как следует из записи инвентарной книги в 1930 году этот предмет был исключен из коллекции музея и, по всей вероятности, уничтожен. Поэтому в память об этой утраченной картине организаторы назвали выставку.
Искусствовед Елена Баснер является специалистом по российскому и советскому искусству первой трети ХХ века рассказала, что на выставке показан срез 1910-1920 г.г. только московских художников-авангардистов. На выставке в первом зале экспонируются подлинные произведения не только знаменитых мастеров: Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Петра Кончаловского и др., но и работы менее известных и незаслуженно забытых художников. Цель создателей выставки – выявить новаторское начало, присущее «левому» искусству 1910-х годов, вне зависимости от имен авторов.
В центре вернисажа картина «Зеленая полоса. Распыленный свет» Ольги Розановой. Произведение считают иконой стиля авангарда и второй по значимости для авангардистов после «Черного квадрата» Казимира Малевича, ставшего шедевром русского авангарда. Розанова вышла за пределы рамы – на картине словно бы только фрагмент бесконечной полосы, кажется, что на белый холст, словно на экран, проецируется цветной световой луч.
Новаторским можно назвать второй зал выставки, в котором экспонатами являются поддельные работы. Это мужественный шаг работников музея. При подготовке выставки была произведена экспертиза работ и выяснилась поддельность двух произведений – ранее определявшихся как «Самовар» Казимира Малевича и «Беспредметная композиция» Любови Поповой. Исследование истории коллекции показало, что подлинные произведения были похищены и заменены поддельными до 1972 года. По мнению организаторов выставки, эти подделки должны продемонстрировать характерные приемы создания фальшивок.
У создателей этой интересной и яркой выставки большие планы по превращению ее в постоянную экспозицию, которая должна стать украшением всего музейного собрания Ростовского музея-заповедника.
Татьяна Полтавченко
Фото автора
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Еще на эту тему:V Международный музыкальный «Коган-фестиваль»
Миссия голландского коллекционера – вернуть из небытия художника-прапорщика
Наше наследие: выставка работ Зинаиды Серебряковой в Ярославле
Олег Отрошко,художник из казачьего рода: аллегории и реализм
Выставка «Золотой век» и позитивное прогнозирование будущего
«Новые встречи» Люси Вороновой в Ярославском художественном музее
170 лет поиска места упокоения художника Петра Захарова-Чеченца