Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийIT-сфера: технологии, проблемы и развитие.


Импортзамещение и цифровая экономика: уравнение со многими неизвестными?


Рубрика: IT-сфера: технологии, проблемы и развитие.

Автор публикации: Марианна Соколова Найти все публикации автора

Опубликовано: 03/10/2016 13:56

Импортзамещение и цифровая экономика:  уравнение со многими неизвестными? 

Недавно министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров представил журналистам проект ПАО «Ростелеком» «МойОфис Почта», который должен заменить импортные аналоги ПО для госсектора. От нашего издания министру был задан вопрос о роли конкуренции в становлении отечественной ИТ-отрасли. 

27.09.2016 г. состоялась пресс-конференции Николая Никифорова, министра связи и массовых коммуникаций РФ, посвященная приоритетам государственной политики по ИКТ-импортзамещению и конкурентоспособности российского рынка ПО и ИКТ-отрасли в целом.  Разговор с журналистами состоялся в пресс-центре МИА «Россия сегодня»

Был представлен подписанный контракт на внедрение отечественного «софта» вместо импортного. Речь идет  о разработке  компании «Ростелеком» «МойОфис Почта», включающей почтовый сервер, приложения для работы и т.д, с защитой, сертифицированной Федеральной службой по техническому и экспортному контролю России.  Предполагается, что это событие станет серьезным этапом в общем переходе российских органов государственной власти на использование отечественных продуктов из государственного реестра для нужд государственных структур. 

Тестировать его будут на московской IT-площадке, одной из крупнейших  в стране.  Алексей Ермолаев, руководитель Департамента информационных технологий Москвы, министр московского правительства, пояснил, что  столичным специалистам предстоит установить, протестировать и адаптировать к профессиональным потребностям чиновников новое почтовое ПО. Для начала «МойОфис Почта» будет установлен на 6 000 рабочих местах (прежде всего,  речь идет о самом столичном Департаменте информационных технологий и ряде других департаментов),  и будет внедряться во всех подведомственных учреждениях правительства столицы, в том числе,  в области здравоохранения, образования и т. д.  А в следующем году после нового конкурса  продукт будет  локализован на 600 000 человек.

Стоимость контракта – 40 миллионов рублей. Однако экономическая эффективность и значение такого проекта не сводятся только к решению проблем московского региона. Как и любой нынешний проект в области импортзамещения,  он исходит не столько из соображений сиюминутной экономической эффективности и целесообразности, но имеет  и долгосрочные задачи, связанные с такими приоритетными целями политики импоротзамещения как:  инвестиции в российский софт и разработка качественных программных продуктов с высокой степенью надежности и информационной безопасности, создание преимуществ для отечественных компаний и рабочих мест для российских специалистов, получение более оперативной техподдержки и помощи в развитии информационных систем со стороны российских производителей, а также  позиционирование российских программных продуктов на международном рынке. 

Сильному столичному региону гораздо легче перейти на новый российский программный продукт с использованием российских облачных систем, техподдержки и приложений по сравнению с другими регионами. Реализация проекта должна протестировать и выявить возможные трудности и риски при внедрении и отработке программного продукта, «подгонке» его функционала под потребности госзаказчиков, продемонстрировав тем самым перспективность протекционистских мер в области импортзамещения.  Именно поэтому Москва как информационный лидер и стала своеобразной «пробной площадкой», опыт которой потом должен способствовать созданию внедрению отечественного ПО и в остальных российских регионах.

В целом же, на переход органов власти на использование отечественного офисного «софта» отведено три года. Для его осуществления необходима разработка новых правил предоставления офисных программных продуктов, в том числе,  использующих облачные технологии, должны быть учтены предложения представителей самой отрасли по функциональным и техническим требованиям к такому ПО. Необходимы стандарты и требования к программным продуктам для федеральных органов исполнительной власти. Именно для решения этих задач был подготовлен проект постановления Правительства РФ «Об установлении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения», который обсуждался участниками рабочей группы Совета по региональной информатизации — рабочего органа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации во Владивостоке 28 сентября с.г.  Уже на основе этих  стандартов в самом ближайшем будущем должны реализовать пилотный проект по переводу не менее двух федеральных органов исполнительной власти (с их территориальными органами) на использование отечественного офисного ПО.

Как подчеркнул Николай Никифоров, государственная политика поддержки по отношению к отечественным программным продуктам представляет собой долгосрочные инвестиции в развитие цифровой экономики в нашей стране. Этому же служат и такие меры, например,  как льготы, возможность пользоваться пониженными тарифами страховых взносов для участников отрасли, а для IT-компаний —   оптимизировать включение в расходы затрат на электронно-вычислительную технику, а также принятие в сентябре правительственного постановления, устанавливающего преференцию в объеме 15% при закупке российских товаров и услуг как для государственных органов, так и для государственных компаний, которые распоряжаются гораздо большим объемом средств,  облегчение трудовой миграции программистов, в том числе и зарубежных.

В дальнейшем же импоротзамещение в области ПО должно перейти на более глубинные уровни, вплоть до замены СУБД (прим.ред. — система управления базами данных) и операционных систем. При этом в 2017 году будут усилены и внеэкономические меры принуждения, такие как тщательная проверка обоснованности закупки иностранного ПО вместо российских аналогов из госрегистра для федеральных, региональных и муниципальных органов власти, всё более активное участие в этом Федеральной антимонопольной службы РФ, счетной палаты и прокуратуры. Министр также отметил, что самыми лучшими «ревизорами» зачастую являются разгневанные конкуренты - сами разработчики, добровольно тестирующие заявки и продукты своих конкурентов, входящие в госрегистр, и в случае выявления нарушений доводящие это «до сведения…».

По мнению многих экспертов, при всей необходимости укрепления конкурентоспособности и безопасности российского рынка в интересах создания цифровой экономики, чрезмерно широкий или даже тотальный подход к импортозамещению способен привести как раз к обратному, в частности, способствовать снижению планки качества вследствие отсутствия импортных продуктов в роли образцов, ранее задававших эту самую планку. Степень устойчивости российской экономики не может не определяться балансом интересов эффективного развития и национальной безопасности, и именно поэтому основным рычагом усиления её конкурентоспособности и повышения эффективности использования её ресурсов на современном этапе может стать только взвешенная и долгосрочно-продуманная структурная экономическая политика. 

Как же будет решено то сложное уравнение импортозамещения, столь важное для создания устойчивой цифровой экономики, в котором так много взаимодействующих между собой элементов? Каким будет сальдо взаимодействий между сегодняшними финансовыми и ресурсо- и трудозатратами и будущими выгодами и плюсами?  Что говорят цифры и прогнозы о том, планируются ли новые проекты по импортозамещению с достаточным антикризисным «запасом», позволяющим амортизировать возможное вмешательство в их реализацию каких-либо новых факторов, грозящих расшатать и без того неустойчивый баланс в условиях ситуации экономического кризиса и смешать все существующие расчеты? Насколько учтены в этом отношении расходы на подготовку столь необходимых сейчас, после того как перестали существовать в России центры компетенций Google и других зарубежных компаний, кадров высококвалифицированных программистов, их профессионализацию,  другие дополнительные расходы для компаний, например,  затраты на НИОКР, которые неизбежно вырастут при опоре преимущественно на собственные силы? Нет ли препятствий на пути практической реализации льгот? 

Основная статистика за 2018 год по результатам реализации политики импортозамещения в области IT должна появиться лишь в конце четвертого квартала 2016 года. Но если говорить в этом отношении, например, о таком направлении цифровой экономики в целом как отечественная интернет-экономика, т.е. экономика рынков и интернет-сервисов и контента в России, то  уже и сейчас многое дают результаты онлайн-опроса пула экспертов – так называемого «Кризисного барометра» за 2016 г., проводимого Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК). Эксперты считают, что сейчас уже можно говорить о переходе от нынешнего «кризисного сценария» интернет-экономики к – «консервативному сценарию роста».  Так,  например, цифры, приведенные в новом исследовании РАЭК «Экономика Рунета 2015-2016», презентация которого была проведена 29.09.2016 г. на площадке «DEWORKACY Красный Октябрь», говорят о достаточно стабильном, хотя и далеко не взрывном росте интернет-экономики в целом по сравнению с 2014-2015 гг. Причем, это достигается  во-многом за счет роста  «мобильной составляющей» во всех сегментах, восстановлении числа вакансий (хотя и за счет уровня заработной платы), что в итоге способствовало росту спроса в России на ИТ-специалистов за первые девять  месяцев 2016 года на 39 %, а в Москве – на 31 %. 

А ведь интернет-экономика составляет неотъемлемую и очень важную часть цифровой экономики в целом, и оживление в данной области способствует и созданию благоприятного климата для развития ИКТ. Правда, как отмечают авторы исследования, настораживает такая тревожная тенденция на ряде сегментов рынка, как увеличение количества падающих или стагнирующих сегментов, например, сегмент онлайн-тревел пережил беспрецедентное влияние внешних факторов (банкротство Трансаэро, запрет на полеты в популярные курортные зоны) и пока так и не смог выйти из «зоны турбулентности». Причем, как подчеркивается в исследовании, по мнению экспертов, даже на самых крупных рынках – электронной коммерции и рекламы – наблюдается практически 100% зависимость темпов роста от экономической ситуации в России и покупательной способности населения, т.е. фактически от внешних по отношению к Интернету факторов. Именно на основе этого делается вывод о затруднительности прогнозирования будущих результатов в такой ситуации.

С видимым облегчением эксперты также отмечают такую немаловажную для отрасли тенденцию как постепенный отход от охранительно-запретительного регулирования. Значительная часть изначально популистски выгодных, но практически «непроходных» предложений и законопроектов вносилась отдельными депутатами для повышения собственной цитируемости в СМИ и создания общественного резонанса и так и не нашла своего практического воплощения. После первоначального обсуждения в СМИ такие законопроекты не идут дальше первого чтения или обсуждений в профильных комитетах, и в дальнейшем не обсуждаются вообще, либо перемещаются в архив без объяснения причин и в нарушение регламента работы парламента. Хотя, с другой стороны, конец работы Государственной Думы этого созыва был отмечен беспрецедентно жесткими мерами по регулированию интернета, на которые не смогли повлиять даже правительственные эксперты. 

В целом, согласно исследованию, бизнес ждет от государства разного рода поддержки (от снижения административной нагрузки и обеспечения кредитов до подготовки кадров для отрасли). Однако при этом около половины экспертов говорят о необходимости оставить отрасль в покое и ввести мораторий на изменение законодательства и регулирование.

Еще одним важным моментом в развитии цифровой экономики является выход интернет-отрасли из существования исключительно в онлайне в оффлайн.  И этот её «выход» порой сопровождается неблагоприятными для традиционной экономики последствиями, как, например, это продемонстрировала недавняя ситуация с выступлениями московских таксистов против более дешевых тарифов, которые Яндекс предлагает на этом рынке. Вывод в данном случае не может быть иным, кроме как необходимость вдумчивой политики по «вписыванию» ИТ-индустрии в отечественную экономику в целом с учётом всех связанных с этим социальных и экономических последствий.  

Однако, министр высказал твердую уверенность в том, что ИТ-отрасль имеет огромный потенциал для того, чтобы стать мощным «игроком» не только на внутреннем рынке России, который составляет лишь 2 % мирового рынка, но многого добиться и на внешне-экономическом пространстве. Экспортный IT-потенциал России особенно велик во взимодействии с восточными партнерами, странами БРИКС. Развиваются отношения и с Египтом, Ираном, Аргентиной. Либерализация, отсутствие избыточного регулирования, неограниченная рыночная конкуренция как движущая сила экономического развития должны придать российской телекоммуникационной и ИТ-индустрии стимул к экспансии своих достижений как на внутреннем, так и на внешнем рынке. 

При этом, конечно же, необходим поиск российской IT-отраслью своей ниши в международном экономическом сотрудничестве, которое должно осуществляться на взаимовыгодной основе с учетом международной кооперации, что требует и определенных договоренностей и координации деятельности в этой сфере.  Согласование позиций и государственной политики растущих экономик мира, и, прежде всего в рамках БРИКС, должно строиться на общей для них потребности в диверсификации мировой IT-экосистемы, взаимовыгодных договоренностях в продвижении на рынках таких стран национальных конкурентоспособных продуктов.

Марианна Соколова

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Еще на эту тему: Вместе создавать новый порядок управления интернетом

Виртуальность и реальность – взаимосвязанная безопасность

Научная электронная библиотека: меняются правила, суть остается.

Часть I.Планы и перспективы «Thomson Reuters» в России.

Часть II.Планы и перспективы «Thomson Reuters» в России.

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).