Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Х-файл. Словесность.Публицистика
История спектакля «Николай Ставрогин»
Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: 27/04/2024 07:00
История спектакля «Николай Ставрогин»
В начале апреля в Портретном фойе МХТ им. А.П. Чехова состоялась презентация книги ««Николай Ставрогин» на сцене Московского художественного театра. 1913».
Издание выпущено в серии «Библиотека Биеннале театрального искусства» совместного проекта фестиваля «Уроки режиссуры» и издательства «Navona». Автор-составитель – Ольга Егошина, доктор искусствоведения, профессор Школы-студии МХАТ, арт-директор фестиваля «Уроки режиссуры». Книга подготовлена Научным сектором Школы-студии МХАТ и Музеем МХАТ. На презентации выступили и рассказали о книге, спектакле, его влиянии на отечественную режиссуру почётные гости – российские театроведы, искусствоведы, люди театра.
Спектакль «Николай Ставрогин», поставленный В.И. Немировичем-Данченко по его же инсценировке романа «Бесы» Ф.М. Достоевского, стал событием не только в истории русского театра и литературы. Его появление вызвало горячую полемику по глубинным мировоззренческим «больным вопросам», тревожившим русское общество того времени.
Спектакль появился на сцене Московского художественного театра в 1913 г., т.е. через три года после первого обращения театра к творчеству Ф.М. Достоевского – постановки пьесы по роману писателя «Братья Карамазовы» - в канун начала полосы драматических для страны событий. В это время в Российской империи широко отмечались торжества, посвящённые 300-летию дома Романовых. Была объявлена всеобщая амнистия, в результате которой в страну вернулся А.М. Горький, протестовавший против новой постановки МХТ, и подвергший её в своих статьях жёсткой критике.
Спектакль не продержался долго в репертуаре МХТ и через несколько месяцев был снят с репертуара как слишком мрачный.
Однако он всё же успел занять свое место в истории российского театра, режиссуры и литературы. Творчество Ф.М. Достоевского в связи с литературной и философской критикой и горячими дискуссиями вокруг спектакля попало в фокус публичного внимания, что напомнило о разноплановости и масштабах художественного таланта гениального русского писателя. Сам спектакль с его монтажным принципом построения, предложенным В.И. Немировичем-Данченко, открыл новые художественные перспективы для искусства режиссуры в дальнейшем. Так, безусловна творческая перекличка «Николая Ставрогина» Немировича-Данченко с постановками «Бесов» режиссерами Анатолием Васильевым в 1988 г. и Львом Додиным в 1991 г. в самый канун роспуска СССР.
«Реализмом внутренней правды» или «душевным натурализмом» назвал К.С. Станиславский те художественные возможности, которые открылись перед театром в связи с прикосновением к творчеству Достоевского.
Главным было то, что постановка на известной театральной сцене произведения Достоевского открыла перед современниками возможность задуматься, усомниться, переосмыслить свои фундаментальные мировоззренческие идеалы, выглядевшие в тот момент в их глазах безусловно прогрессивными. «Пророческим спектаклем» назвал его на презентации известный российский театровед Алексей Бартошевич. Но летом того же 1913 г. началась первая мировая война, ход исторических событий убыстрился, и через четыре года грянула и социалистическая революция в России.
Дальнейший бурный ход глобальных исторических событий оставил возможность для сомнений и переоценки идеалов далеко за бортом «корабля истории», зато открыл для всех участников тогдашних дискуссий обширное поле для позднейших сожалении о том, что не было в своё время сделано. Потом наступила для России новая эпоха исторических трансформаций и вот к 110-летнему юбилею спектакля усилиями авторского коллектива, при помощи Музея МХАТ, и издательства «Navona» появилось это юбилейное издание.
Обо всем этом говорили, представляя издание, известные театроведы, искусствоведы, деятели театра, собравшиеся в портретном фойе МХАТ 12.04.2024г. Среди них автор-составитель Ольга Егошина, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, директор Музея МХАТ Софья Грачева и почетные гости Алексей Бартошевич, Борис Любимов, Дмитрий Бак, Марина Токарева, Марина Тимашева, Вадим Щербаков, Павел Фокин, Светлана Бердичевская.
Игорь Золотовицкий зачитал собравшимся письма от историков театра Инны Соловьёвой и Анатолия Смелянского.
С текстом письма Анатолия Смелянского можно ознакомиться на сайте журнала «Театрал».
В заключении презентации автор-составитель издания Ольга Егошина рассказала об истории его создания, о том, как спектакль «Николай Ставрогин» повлиял на восприятие обществом творчества Достоевского.
В книгу включён текст инсценировки, написанной Немировичем-Данченко для постановки 1913 г., а в качестве иллюстративного материала использованы эскизы для постановки, созданные известным русским художником М.В. Добужинским.
Марина Борисова
Фото предоставлено пресс-службой МХАТ
Подписывайтесь на официальный канал РСИ «Первый национальный» в Telegram
Партнер — Интернет-бюро Чалов.рф
Еще на эту тему:
Мечта директора Нижегородского театра: роли для актеров и таланты на сцене
«Музыка нашего времени»: современный взгляд на творчество известных композиторов
Энергия настроения концерта «Праздник музыки» проекта «Молодые исполнители»
Труд родителей за кулисами успеха ребенка
Первый всероссийский слет бардовского движения «Чтобы наши песни пели, как свои»
Дарья Донцова: юбилей творческой деятельности, планы, герои книг и читатели
Оперный фестиваль «Приглушенные голоса»: женщины-композиторы, новые формы и темы
Спектакль с романическим флюидом – «Любовь как невозможность»
Аристократ А.В.Сухово-Кобылин: подозреваемый, драматург и футоролог
«Дачники»: премьера на Перовской сцене Театра иллюзий
Туфли Эльзы: легкий эйджизм с тяжелыми последствиями
«Женитьба Фигаро» с аншлагом в Театре на Перовской
«Сон про Несон» в московском Театре на Перовской
Московский «Сон в летнюю ночь» в театре на Перовской улице
Народный театральный эксперт о премьере «Бальзаминов» Булгаковского Дома
Анфиса в стране виртуальных чудес
«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова
Культурный код Николая Некрасова
Найдите тот театр, который окажется по душе
Творческий взгляд: необъяснимая Россия в стихах
«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова
Чехов и мы: «Рассказы Константина Треплева»
Танец как психотерапия: пластический спектакль «БОГinЯ» на московской сцене
Клоун клоунов, который лечит душу
Маэстро Мастранджело из Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл»
Поэт Александр Олейников: как от жизни «в полосочку» лирики становятся баснописцами
Как живет страна: творческий конкурс «Родной мой Некоузский край» как зеркало реальности
Мир творческих людей: альманах «Словесность» и его авторы
Мир зоны «Б»: гармония с природой, творчество и научные изыскания
Бакинская сказка наяву и история семьи архитектора Андрея Мунца
Загадка соловья Нармины Наджафовой – художницы из Азербайджана
Аристократ А.В.Сухово-Кобылин: подозреваемый, драматург и футоролог
Выставка «Золотой век» и позитивное прогнозирование будущего
Английский музыкальный детектив «Открываем новое имя – Леокадия Кашперова»
Проект ЯХМ «Дом в разрезе» - победитель Х конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»