Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Лига-Connect
Запас прочности медиа-отрасли
Рубрика: Лига-Connect
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: 23/10/2020 09:08
Запас прочности медиа-отрасли
Состоялась конференция в смешанном формате на тему: «Работа столичных СМИ в условиях пандемии: опыт преодоления трудностей и рождение новых эффективных форм деятельности».
15.10.2020г. представители информационной отрасли столицы поделились опытом выживания в условиях кризиса и ковида, озвучили предложения для сохранения участников цеха в конкурентном состоянии. Разговор стейкхолдеров стал возможным в рамках московского Фестиваля прессы при поддержке Департамента СМИ и рекламы города Москвы на площадке «Вечерней Москвы». В предыдущие годы участники медиа-ярмарки собирались в фестивальные дни на Поклонной горе, но невиданная хворь внесла коррективы в формат.
Отраслевая конференция стала, в каком-то смысле, площадкой для подведения итогов «ковидного» года для рынка СМИ. Модератор – Павел Мирошников, исполнительный директор СППИ ГИПП. По мнению Руслана Новикова, генерального директора издательского дома «Аргументы и факты» и президента Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП), наблюдается взлет интереса к контенту традиционных СМИ и не состоялась «битва» с блогерами за влияние на общество,
т.к. стали всем очевиды преимущества СМИ, отвечающих за изданное слово, что является результатом работы с доверием и репутацией. В период первой ковидной волны Московское правительство поддерживало отрасль и не закрывало киоски с прессой, хотя тиражи терялись из-за уменьшения трафика и многие были лишены возможности купить привычную печатную продукцию из-за изоляции. Он подчеркнул, что отрасль мужественно боролась за выживание, СМИ выполнили функции и работали с населением, демонстрировали уровень компетенции и профессиональную работу. Некоторые считали, что после выхода из пандемии СМИ печатные попросту исчезнут. Но жизнь такова, что в любой ситуации необходим источник достоверной информации. Руслан Новиков коллегам пожелал борьбы и побед, а также донести озабоченность будущностью отрасли до власти и бизнеса, совместно искать пути решения проблем.
Андрей Авдонин, генеральный директор издательского дома «Мир новостей», рассказал о своем опыте преодоления сложного периода, необходимости перекраивать работу, буквально, «по живому», т.е. они сокращали и ассортимент, и оптимизировали зарплату сотрудникам. По его мнению, для тех, кто пережил первую волну, сейчас есть риск быть «смытым» с рынка второй волной, поэтому следует учесть «уроки» ковида. Он привел пример, как «Мир новостей» объединил интерес с ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг» в типографских расходах и по дистрибуции. Этот опыт подтверждает мировые тренды по оптимизации расходов и позволяет работать более крупными пакетами и с более низкими прайсами при сохранении своей линейки продукции и независимого контента. Он считает, что властям нужно разрабатывать меры поддержки киосковой розницы, учесть мнение представителей отрасли, т.к. предложения по господдержке были составлены так, что многие ими не смогли воспользоваться. Предложил создать на базе профильного департамента мэрии рабочую группу или комиссию, чтобы решать подобные вопросы.
Бережной Олег, представитель сферы дистрибуции, сказал, что это самый тяжелый год с 90-х времен, т.к. кризис был не только экономический. Он сравнил ковид с «метеоритом», который всех, в каком-то смысле, уравнял, поэтому все оказались в положении поиска решений при отсутствии информации и в ограниченные сроки. Он считает, что отрасль показала жизнеспособность и профессиональность. Сказал, что более-менее выжили многие его коллеги, но был нанесен огромный удар по рентабельности и остались на «поле» рынка «бойцы». Приходилось выходить из положения за счет сокращений зарплат, закрытия убыточных направлений, реструктуризации. Но новая волна страшна неизвестностью. Он предложил продлить льготный период муниципального торгового сбора, определить новые места дислокаций киосков, т.к. имеющаяся расстановка устарела (появляются новые станции метро, меняются пассажиропотоки и т.д.) и нужно оперативно перестраиваться с уточнением городской дислокации. По его мнению, показали эффективность мини-киоски и пресс-стенда – это форматы, не требующие согласований.
Ирина Дегтярева, заместитель генерального директора издательского дома «Комсомольская правда», рассказала про направление работы с супермаркетами, онлайн-продажи и про подписку, когда можно было заказать газету с продуктами, подписаться на один месяц, активно велось бесплатное распространение там, где не было продаж (чтобы не потерять читателя и рекламодателя). Она затронула проблемы развоза ежедневной газеты, дебиторскую задолженность.
Сергей Цыганов, исполнительный директор издательского дома «Собеседник», сказал, что они не смогли воспользоваться ни одной мерой господдержки и напрашивается вывод, что изначально она не была рассчитана на всех представителей отрасли. Он привел в пример Гугл, который готов платить за контент СМИ большие средства, т.к. они наполняют информацией виртуальный мир. В ряде стран правительство компенсирует расходы почтовым службам за доставку СМИ читателям. Он считает, что «убивая» одно, т.е. СМИ, следом будут погибать полиграфия, дистрибуция, т.е. возникнет «цепочка» взаимосвязанных проблем (рабочие места, социальные проблемы и т.д.). Нужны продуманные меры поддержки информационной сферы, т.к. роста доходов нет, а рекламодатели обескровлены.
Екатерина Капустина, генеральный директор КП «Мосгорпечать» сказала, что меры поддержки отрасли в Москве дают пример всем субъектам страны. Также выступили: Елена Сульдина, замгендиректора АО «Редакция газеты «Вечерняя Москва»», Елена Лоскутникова, руководитель департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг, блок почтового бизнеса и социальных услуг АО «Почта России», Светлана Приставкина, начальник одела управления тиражами ФГБУ «Редакция «Российской газеты»». Организаторы планируют продолжить разговор с представителями отрасли по преодолению кризисных проблем.Фестиваль прессы длился три дня. По сути, это отраслевая ярмарка.Сделана попытка осмыслить актуальную ситуацию для юрлиц, работающих в медиа-сфере.
Если о серьезных проблемах говорят столичные крупные СМИ, созданные еще в советское время, которые и сейчас не обойдены вниманием власти, то только представьте себе, в какой же ситуации находятся все остальные. Если говорить о мерах отраслевой поддержки то, например, в Ярославле, редакции не известны случаи, когда представители власти собрали бы региональных редакторов или издателей всех СМИ на совещание или провели круглый стол для дискуссии, чтобы решить вопросы устойчивости и развития этого сегмента малого бизнеса, чтобы узнать мнение профессионалов о текущей ситуации или услышать предложения. Не известно ничего о мерах региональной поддержки издателей СМИ. Нет активности предпринимательской общественности или депутатов в данном вопросе. Уровень или охват информированности населения или сохранение рабочих мест в медиа-отрасли, вероятно, не значатся в региональных приоритетах.
За проблемами юрлиц стоят трагедии многих квалифицированных несервильных журналистов, которые перебиваются кое-как или уходят из профессии, оказываются никому не нужными. Это ломает преемственность, вымывает индивидуальностей и вредит цивилизованному развитию России. Цифровизация изменила профессиональный ландшафт и никому совершенно нет никакого дела до разыгравшегося социального дарвинизма.
На мой взгляд, такое умышленное «сиротство» профессии с подменой содержательных понятий, является одним из факторов, приводящим к социально-культурной деградации общества (ведь не хлебом единым жив человек!). Когда нет внятности действий власти в национальных интересах и ради людей, не прослеживаеся адекватная обратная связь с обществом через проводников-журналистов, то эта ситуация приводит к низкому качеству жизни, девальвации смыслов и лишает будущего нынешнее и растущее поколения, появляется ощущение движения страны-корабля «России» без руля и ветрил.
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Еще на эту тему: Патриот тот, кто говорит правду
Миссия и задачи независимых СМИ в интересах модернизации России
Современные медиа и формирование общенациональных ценностей
Вызовы современной России: реформа информационной отрасли
СМИ в интернете - это сервильность или новый виток развития отрасли?