Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Х-файл. Словесность.Публицистика
Кинопремьеры короткометражек: милосердие важнее справедливости?
Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: 30/01/2022 09:30
Кинопремьеры короткометражек: милосердие важнее справедливости?
В День российского студенчества состоялся закрытый показ двух короткометражных кинофильмов студентов и выпускников Российского института театрального искусства – ГИТИС и Института современного искусства. Народный кинокритик редакции «Первого национального» побывал на кинопремьере.
25.01.2022г. в зале «Конев» кинотеатра на Поклонной горе (Музей Победы) в Москве приглашенные гости – друзья, участники и создатели проекта получили возможность посмотреть и обсудить дебютные работы молодых режиссеров.
Не удивительно, что именно в Музее Победы состоялась премьера короткометражного фильма о войне «Победитель». Режиссёр и автор сценария – Юрий Сысоев, режиссёр и продюсер кинокомпании Амарант, автор, редактор и режиссёр программы «Галилео» на СТС, автор YouTube-канала «Осознанка».
Нужно обладать большой смелостью чтобы в наше непростое время поднимать вопросы благодарности, милосердия к врагам, выбрав для этого тему Великой Отечественной войны. Режиссер показал момент начала войны, когда еще никто не умел убивать. Видеть врага и знать, что, человек – враг, и убить себе подобного – это совершенно разные вещи. Сюжет фильма построен на столкновении двух временных пластов – современности и военного времени, двух эпизодов – русский солдат жалеет и отпускает немецкого солдата, проявляя человечность. Второй эпизод – выживший немецкий солдат (об этом зритель узнает не сразу) спустя годы как турист приезжает в Россию и в переходе встречает советского солдата, позволившего ему выжить. Простой сюжетный ход. Наше время (90-е годы) – встреча в московском переходе туриста и нищего, просящего и получающего милостыню, подаяние, рождает воспоминание. Второй эпизод – самое начало войны – столкновение фашиста и советского солдата, который дает шанс жизни не фашисту, а человеку, просящего о милости и нисхождении и получающего их.
Художник создает произведение, которое уже живет своей независимой жизнью. Существуя в мире, мы не можем не учитывать, как отразиться это произведение на окружающих. Кто и как может «актуализировать» этот материал. В обществе, где каждый хорошо говорящий во имя моды или пиара собственных интересов, сиюминутной славы, просто красного словца, готов будировать горячие темы…«Нам не дано предугадать как слово наше отзовется…»
Думал ли режиссер о том, как созвучна ситуация фильма с современностью? Сейчас, когда с таким усердием «заклятые» друзья, оплаченные правдолюбцы и бесплатные дураки толкают Россию, запихивают в братоубийственную войну. Временами это напоминает атмосферу 1941 г., когда происходят события кинофильма. Вот видите на экране итоги жизни победителя и побежденного. К каким выводам может прийти зритель?
На вопрос о смысле картины Юрий Сысоев ответил просто: «Победитель тот, кто творит добро. Это фильм о проявленном добре, которое вернулось к человеку через много лет. Творите добро, и оно вернется к Вам».
Я верю, что режиссер создавал свою дебютную работу с самыми благими намерениями и чистыми помыслами, не думая о «горячем».
Фильм посвящен роду воинов, но нигде в фильме нет ни упоминаний, ни объяснений к чему это относиться. Если в пьесе висит ружье на стенке, как бы предполагается, что оно должно выстрелить по ходу пьесы.
С точки зрения художественной ценности, некоторые неточности, детали не портили общего впечатления. Не будем придираться: слишком белые зубы, слишком чистый тулуп для войны (а они были в начале войны у солдат?), слишком много времени прошло, чтоб герои узнали друг друга, может, хотелось бы поменять местами актеров, играющих молодых солдат – немецкого и русского. Фильм вызывает сильный эмоциональный отклик и именно это определяет высокую оценку его художественности.
Первым к показу был представлен короткометражный фильм «Бойся своих желаний». по рассказу Стивена Кинга «Немой». По мнению режиссера фильма Сергея Шароватова, рассказ Кинга – очень сильное произведение не только по драматургии и сценарию, но и по вопросам человеческой морали. Но главная причина симпатии к рассказу – в нём есть часть жизни и личной боли самого Сергея.
Сергей Шароватов утверждает, что «все, о чем мы думаем и чего мы желаем, может стать реальностью, так как наши мысли материальны. Моя задача – еще раз обратить внимание зрителя на то, что наши мысли и слова создают нашу жизнь и нам нужно быть внимательнее и думать об этом». Короткометражка о любви и ненависти, взаимоотношениях с Богом и материализации наших мыслей. Съемочная команда проекта состоит из студентов и выпускников ВГИКа им.С.А.Герасимова, ГИТРа, Московской школы кино, Киношколы Митты и Академии Н.С.Михалкова. Сергей Шароватов – режиссёр-дебютант Окончил ВГИК им. С. А. Герасимова по специальности «Актёр театра и кино» в 2019 году.
Создатели фильма Сергей Шароватов (он же автор сценария, генеральный продюсер, режиссер-постановщик и исполнитель главной роли) и Анна Лившиц (соавтор сценария, продюсер и второй режиссёр) приобрели права на экранизацию адаптации рассказа Стивена Кинга «Немой» через программу помощи молодым кинематографистам «The Dollar baby program». Оscar Garrido, который возглавляет фан-сайт Стивена Кинга https://www.stephenkingshortmovies.com и фестиваль «Dollar Baby Festival» в Испании и Аргентине? уже посмотрел фильм и дал ему высокую оценку.
Одна из существенных заслуг режиссера дебютанта – это очень внимательное и бережное отношение к материалу, характерно, что текст ключевых диалогов оригинала практически сохранен полностью. Чтобы рассказ воспринимался российским зрителем, Сергею пришлось поменять фактуру, полностью переделать рассказ (пересоздать сценарий) на российском материале, это очень интересный творческий опыт и, надо отметить, успешный. Да, сюжет остался, главная интрига, композиция и фактическое содержание, российский бытовой контекст переносит действие в наше время и реальность.
После этого происходят странные и ужасные события, которые приводят героя на исповедь к священнику. Мистика или провидение, божественный перст или случайность?
Как рассказывали создали ленты, в фильме есть сцены со священником в храме Русской Православной Церкви. Изначально сложно было найти священника, который разрешил бы снимать целую смену (12 часов) в действующем храме. Через добрых и отзывчивых людей режиссеру фильма Сергею Шароватову удалось познакомиться с отцом Николаем Конюховым из храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Лефортово. Сергей Шароватов рассказал: «Отец Николай сразу задал мне вопрос: «Зачем вы снимаете этот фильм?». Я сказал абсолютно честно, что я пережил практически подобную историю в жизни, и слава Богу, не наделал глупостей и не применил насилие только потому, что вовремя пришёл в храм на исповедь к батюшке. Он выслушал меня, успокоил и посоветовал простить моих обидчиков». Отец Николай Конюхов, прочитав сценарий, благословил съемочную группу на съемки. В результате сняли все необходимые сцены в одном действующем храме в Москве. Священника сыграл Артур Петров, актер театра и кино, однокурсник Сергея по ВГИК им.С.А.Герасимова.
Нужно отметить не только сдержанную и серьезную игру Артура Петрова в роли священника, но и отлично сыгранную роль Немого. Крупные планы и кадры через стекло, монтаж фильма, как показалось, проделана над фильмом очень даже незаурядная смысловая операторская работа.
Не хочется раскрывать всех деталей интриги, если кому-то посчастливиться отыскать фильм, несмотря на закрытые показы, на просторах интернета или сходить в Дом кино (Москва), где обещали его показать, можно будет составить собственное мнение, не опираясь на критическое толкование комментаторов. Могу лишь написать, что зло было наказано, проблема героя решена, однако, готов ли он был к такому финалу? И интрига остается до конца, фильм не дает однозначных решений и ответов, заставляет зрителя задуматься о вечных вопросах ценности жизни и вероятности смерти.
После показа состоялось бурное обсуждение фильма, хотелось узнать у Сергея Шараватова, какой смысл он вкладывает в концовку фильма, которая отличается от финала рассказа Стивена Кинга. Рассказ Кинга кончается диалогом героя и священника, на вопрос «А ты хотел бы чтобы его (попутчика) нашли? Ответ героя Кинга «Да, конечно». А в экранизации режиссер оставляет вопрос открытым, его герой отвечает «Спасибо вам, батюшка, за всё». Что это? Удовлетворение героя от справедливости возмездия или милосердие к преступнику? Хочется надеется, что это было именно милосердие как завершение, замыкание круга зла и преступления.
После демонстрации фильмов дебютанты ответили на многочисленные реплики и вопросы от зрителей кинопоказа. Создатели фильмов рассказали, как проходили съемки, с какими проблемами приходится столкнуться при работе над картиной.
На обсуждении всегда интереснее слушать других, тем более что выступавших было много, к микрофону не прорваться. Мой невысказанный вопрос – что общего между этими совершенно разными по проблематике и стилистике работами, кроме того, что оба фильма короткометражки и режиссерские дебюты? Рассуждения о смысле проще ограничить нравоучительной пословицей: «Что посеешь, то и пожнешь!» Но речь о вещах более глубоких – о христианском милосердии, которое важнее справедливости. В процессе размышлений можно прийти к выводу, что совершенно разными художественными средствами авторы фильмов «Бойся своих желаний» и «Победитель» обращаются к зрителю общечеловеческими заповедями – не делай зла, твори добро и ответ найдет тебя.
Может быть, только милосердие и спасет мир как свет в конце туннеля (перехода, по которому бредут старые солдаты из фильма Победитель»)?
Голос из зала
Фото автора
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Еще на эту тему:
Народный театральный эксперт о премьере «Бальзаминов» Булгаковского Дома
Анфиса в стране виртуальных чудес
«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова
Танец как психотерапия: пластический спектакль «БОГinЯ» на московской сцене
Чехов и мы: «Рассказы Константина Треплева»
Мнение музыканта и писателя: как ведет нас по жизни магия творчества
Культурный код Николая Некрасова