Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Официальная хроника
Константин Паустовский: природа – человек – творчество
Рубрика: Официальная хроника
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: 31/05/2017 15:51
Константин Паустовский: природа – человек – творчество
31.05.2017г. юбилей Константина Георгиевича Паустовского: 125 лет со дня рождения. Это любимый писатель нескольких поколений советских школьников. В Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге открылась выставка, посвященная классику прозы.
Писатель родился в семье московского железнодорожного статистика, где царила творческая атмосфера. В 1912г. он поступил на естественноисторический факультет Киевского университета, затем перевелся в Московский на юридический факультет. Во время Великой Отечественной войны Константин Георгиевич был военным корреспондентом.
На портале Президентской библиотеки можно прочесть электронную копию рассказа К. Паустовского 1942 года «Встреча». Как много может передать Паустовский даже в небольшом фрагменте рассказа: «Варвара Яковлевна – фельдшерица туберкулезного санатория – робела не только перед профессорами, но даже перед больными. Больные были почти все из Москвы – народ требовательный и беспокойный. Их раздражала жара, пыльный сад санатория, лечебные процедуры – одним словом, всё». А потом старая медсестра шла на казнь захваченного фашистами летчика, приходящегося ей племянником: «Она смотрела, задохнувшись, задерживая дыхание, глотая слезы. Это был он. Ваня – всё такой же загорелый, милый, но очень похудевший и с маленькими горькими морщинками вокруг губ. Внезапно руки у Варвары Яковлевны задрожали сильнее, и она уронила сумочку. Она увидела, как люди в толпе начали быстро снимать шапки перед Ваней…».
Этот рассказ – выразительная иллюстрация к оцифрованной Президентской библиотекой диссертации Елены Лихото «Художественный мир малой прозы К. Г. Паустовского 1940–1960-х годов», в автореферате к которой автор пишет: «Малая проза К. Г. Паустовского, включающая в себя такие жанры, как рассказы, новеллы, очерки, сказки, представляет собой смысловое и художественное единство. Лежащие в основе этой концепции представления писателя о мире как единстве феноменов природа – человек – творчество в значительной степени сформировались под влиянием идей русских философов-космистов (Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский) и в художественном плане явились продолжением предшествующей литературной традиции (И. С. Тургенев, А. П. Чехов)».
Автор диссертации выявляет ещё одну сущностную вещь: «Представления о мире и человеке были унаследованы К. Г. Паустовским из предшествующей литературной традиции, как романтической, так и реалистической. Это влияние различных типов философско-эстетического отражения действительности обусловило своеобразие стилевой манеры художника (выбор героев, образности, языковых средств)». Особенно отчетливо проявляется это в рассказе «Ручьи, где плещется форель» и других самых заветных вещах писателя.
Паустовский написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», «Повесть о лесах», «Золотая роза» – повесть о литературе, о «прекрасной сущности писательского труда». В последние годы жизни работал над большой автобиографической эпопеей «Повесть о жизни».
Информация и фото предоставлены пресс-службой Президентской библиотеки
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Еще на эту тему:
Миссия голландского коллекционера – вернуть из небытия художника-прапорщика
Олег Отрошко,художник из казачьего рода: аллегории и реализм
В мудрой Софии открыт Российский культурно-информационный центр