Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийПроект «Предприниматели России и мира»


Критика проекта КоАП в части ответственности предпринимателей и чиновников


Рубрика: Проект «Предприниматели России и мира»

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 10/03/2020 19:45

Критика проекта КоАП в части ответственности предпринимателей и чиновников

Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов направил Председателю Правительства Михаилу Мишустину отзыв на проект нового КоАП РФ, а также текст Процессуального КоАП РФ, разработанные Министерством юстиции.

Соответствующие законопроекты планируется внести в Правительство в мае 2020 года, в Государственную думу - в июне 2020 года и ввести их в действие с 1 января 2021 года. Между тем мнение бизнес-объединений при подготовке законопроектов не учитывалось, не предполагается его участие и в их доработке, говорится в письме Титова.

 В новом КоАП без какого-либо экономического обоснования планируется в разы увеличить размеры штрафов. В первую очередь это относится к индивидуальным предпринимателям. В частности, штраф для них за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, по замыслу Минюста, должен вырасти в 20 раз, а в случае, когда речь идет об обучении и отдыхе детей - в 70 раз. Грубое нарушение требований промышленной безопасности – в 20 раз. Нарушения на таможне – в 15 раз. В перечне 27 позиций,  по которым штрафы для ИП, юридических и должностных лиц увеличиваются в несколько раз.

Одновременно с этим большая часть административных наказаний за неправомерные действия должностных лиц государственных органов остались неизменными, либо были смягчены. В числе прочего в проекте КоАП исключено наказание за невнесение информации в Единый реестр проверок, администрируемый прокуратурой.

По сравнению с прежней редакцией КоАП увеличен срок давности привлечения к административной ответственности по общему правилу с двух месяцев до одного года;увеличен предельный срок проведения административного расследования с 1 до 2 месяцев, который может быть продлен на срок до шести месяцев;исключен максимальный срок, на который может быть продлен судом, рассматривающим дело, двухмесячный срок для рассмотрения дела об административном правонарушении, что на практике может повлечь затягивание судебного процесса и дополнительные издержки для бизнеса по участию в процессе; по отдельным составам административных правонарушений исключено предупреждение, как вид административного наказания (к примеру, из ч. 2 и ч. 3 ст. 10.1,  ч. 3 ст. 23.1 проекта нового КОАП РФ).

В проект нового КоАП РФ не вошло положение о том, что  административный запрет деятельности назначается только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (ст. 3.12 действующего КоАП РФ).

В проекте Процессуального КоАП РФ (ст. 4.2) значительно увеличено количество мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении  - с 13 до 22. Впервые введены такие меры обеспечения как обязательство о явке, административное приостановление деятельности либо отдельных видов деятельности, приостановление операций по счетам в банке и др. Применение таких мер может причинить ущерб для бизнеса.

Вводится понятие «грубого административного правонарушения» (ст.2.2), но не дается его определения и четких критериев, которые бы позволяли однозначно отделить «грубые» и «негрубые» административные правонарушения. 

Предлагается, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено и до получения результатов проведения контрольно-надзорного мероприятия, если были обнаружены достаточные данные о наличии нарушений обязательных требований, которые влекут «высокий», «чрезвычайно высокий» риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (Процессуальный КоАП РФ (ч. 4 ст. 5.1). Но не определены критерии, по которым можно установить категорию риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. 

Борис Титов считает, что применение указанных положений проекта Процессуального КоАП РФ может стать непредсказуемым и высоко рискованным для участников производства по делу об административном правонарушении, в том числе из-за «возможности произвольного и субъективного толкования должностными лицами».

Законопроект нуждается в серьезной проработке и обсуждении с участием представителей бизнеса и ведущих предпринимательских объединений. В противном случае, «принятие его в текущей редакции несет реальную угрозу инвестиционному климату, развитию малого и среднего бизнеса в России», - говорится в письме. 

Информация предоставлена пресс-службой Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей  

Российское информационное агентство «Национальный альянс» 

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2025 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).