Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Х-файл. Словесность.Публицистика
Туфли Эльзы: легкий эйджизм с тяжелыми последствиями
Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: 05/06/2022 09:10
Туфли Эльзы: легкий эйджизм с тяжелыми последствиями
В Московском драматическом театре на Перовской с большим успехом прошел очередной спектакль «Земля Эльзы», который поставил режиссер Виталий Когут по одноименной пьесе Ярославы Пулинович.
«Земля Эльзы» – это спектакль нового поколения в прямом и переносном смысле. Его создатели молоды и находятся на взлете карьеры и известности. И в этом смысле нужно отдать должное интуиции руководства театра в привлечении новых талантов на московскую сцену и предоставлении возможности зрителю увидеть их удивительную работу.
Ярослава Пулинович в 2009 году окончила Екатеринбургский государственный театральный институт, отделение драматургии Николая Коляды. Она автор пьес, получивших признание на разных российских творческих конкурсах. Постановки шли в театрах России, а кроме того, в театрах Англии, Польши, Украины, Эстонии, США.
Режиссер спектакля Виталий Когут – выпускник ГИТИСа, мастерской Л. Е. Хейфеца. Спектакль «Земля Эльзы» можно назвать его большой режиссерской удачей.
Это произведение о любви, о невозможности счастья, о фанабериях, рожденных убожеством замкнутого мира, людской беспощадности, одним словом, о бытовой жизненной ситуации. А сюжет действительно прост. Эльза (Заслуженная артистка УССР Светлана Варецкая-Загородняя), как мы узнаем из рассказов героини, родилась в семье русских немцев, прошла тяжелый путь репрессий и ссылок, осталась жить в сибирской деревне. И, став уже прабабушкой, гуляя с внучкой Дашей – (исполняет Елизавета Задачина), она встретила бывшего учителя географии, Василия Игнатьевича (Народный артист Виктор Никитин). Он приглашает ее сажать розы на участке, читать книги на чердаке. Пенсионер купил дом и только переехал в эту деревню. Впервые после смерти мужа она обретает возможность «подумать о себе» и … влюбляется. Но собственные дети жестко встают на пути этих отношений. Веришь каждому упреку детей из того самого молодого поколения, которое из лучших побуждений оказывается таким глухим и беспощадным к родителям. История заканчивается трагически. Можно было бы пересказать все нюансы сюжета, но хочется оставить удовольствие неизвестности всем будущим зрителям.
Сюжет на сцене поглощает внимание зрителя на протяжение всего спектакля, втягивает в сопереживание героям.
Удивительно здорово подобран актерский состав – актёры играют свои роли талантливо, эмоционально и правдиво передают характеры героев. Прекрасная сценография – минимализм декораций не отвлекает от смысла действия. Музыкальный руководитель спектакля Вадим Ганкин включил в контекст сюжета хоровое пение (по сюжету пьесы все действующие лица поют в женском хоре) и превосходный актерский вокальный ансамбль исполняет народные песни, которые несут смысловую нагрузку, органично сопровождают каждый поворот сюжета.
Дуэт главных героев удивительно естественен. Прекрасный актер Виктор Никитин, который в этом году празднует 35-летие творческой деятельности, удивительно тонко передает образ доброго романтичного учителя, который очарован новой знакомой.
Безусловно, это произведение прежде всего о Женщине и для женщин. В каждой женщине независимо от ее возраста живет мечта быть прекрасной дамой, предметом вдохновения и поклонения. В наше рациональное время явно ощущается дефицит такой рыцарской любви и лирических отношений. Героиня проходит все стадии возрождения от домашней работницы к прекрасной даме. На склоне лет она, узнавшая рыцарское отношение, не хочет мириться с навязанным одиночеством и учится мечтать. Режиссер проводит зрителя через все эти этапы – рождение прекрасной дамы (от розовых носочков до триумфального розового платья и шляпки).
И если уж говорить об аксессуарах, то нельзя обойти вниманием – туфли. Туфли в спектакле Виталия Когута — это поэма! А если серьезно, то это символический рефрен всего спектакля. Туфли на каблуке появляются в спектакле в разных сценах как символ «другой» жизни.
Робкая надежда главной героини в самом начале действия – «мне бы туфли на каблучке» возникает как стремление к обновлению, как попытка найти свой новый образ-облик после смерти мужа. Но нет, «жить в обществе и быть свободным от него еще никому не удавалось», как говорил один известный в прошлом классик. Общество требует ритуальности, соблюдения приличий и традиций, общепринятых норм поведения.
Подруги Эльзы пенсионерки Таисия (артистка Елена Штепенко) и Зинаида (Заслуженная артистка РФ Галина Чигасова) пытаются в деревенском магазине навязать ей покупку войлочных тапок (чуни): «удобные, теперь всегда так будет, зачем тебе туфли по грязи деревенской…». Зрителями это воспринимается как активное противодействие деревенского окружения – «Привыкай, привыкай, ты теперь вдова, носи, носи войлочные ботинки», вот твой удел, вот образ, который мы считаем приемлемым, вот, что мы ждем от тебя» – припев деревенского хора. А героиня сопротивляется всем своим существом и хочет жить, а не доживать – «Я ж красивая была».
Другая сцена в магазине. Героиня все-таки купила туфли и навлекла осуждение – «и как осмелилась вдова». И тут оказывается, что товарки, снимают войлочные чуни и оказываются в туфлях на каблуках, «не хуже, чем у героини», демонстрируют «современный прикид». Это действие абсолютно символично, ведь перед нами современные представительницы «общественного мнения, человеческой молвы, бабской сплетни». И здесь туфли символизируют стайную общность: «И мы такие же, не удастся тебе быть отличной от нас, ты такая же, как мы, мы такие же…». И снова туфли на каблуках! Символизация продолжается, создавая социальный перфоманс.
Оскорбленная товарками Эльза бежит к новому знакомому Василию Игнатьевичу – каблук сломался – символ поругания надежды на новый образ и другую жизнь– «привыкай, привыкай, ты теперь вдова, негоже на каблуках». Ответ Василия: «Ничего, сейчас починим». Эльза сетует: «Ах, так оскорбили, обозвали». И снова реакция рыцаря, что ж и с этим справимся – «в ЗАГС пойдем».
Действие драматизируется. Появление детей Василия Игнатьевича (Сын Виктор – Артур Матиросов) во втором акте с первых мгновений определяет характеры героев. Жена сына (Изабелла – Юлия Малинина) передвигается по мосткам через деревенскую улицу в туфлях на высоченных каблуках и каждый раз вытирает испачканные каблуки салфетками, которые тут же бросает. Её муж, сын Василия Игнатьевича, бежит за ней и подбирает салфетки. Зритель видит туфли в другой ипостаси – как противопоставление города и деревни, псевдокультурности и открытому деревенскому хамству. В одном эпизоде фокусируется вся человеческая натура – это безобразная сцена борьбы за наследство, в которой просматривается концентрация житейской жадности, опасливости, недоверия. Как в этом отношении дети героев пьесы схожи! Здесь отражается весь спектр отношений и противоречий: любви-ненависти, алчности, эгоизма, защиты материальных интересов, опасение за наследство, поиски обмана, солидарность в коллективной вражде против общего врага. За всем чудовищным деревенским скандалом пропадают человеческие судьбы двух незащищенных одиноких людей. Драматургу Яне Пулинович удалось воспроизвести весь психологизм отношений двух семей.
Спектакль получился трогательным, душевным, искренним. Создателям театрального действа удалось передать трагизм истории российского государства и целого поколения в фрагментах судьбы главной героини. Недаром Эльза Александровна говорит: «Я никого не виню, время было такое». И тем страшнее в итоге, пройдя тяжелый жизненный путь, разбиться о бездушие собственных детей.
«Земля Эльзы» это спектакль о вечных вопросах. Может быть, поэтому звучание его так пронзительно в наши дни.
Марина Артамонова
Фото автор
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Подпишитесь на официальный канал в Telegram
Партнер Интернет-бюро юриста Руслана Чалова Чалов.рф
Еще на эту тему:
Представить мир Достоевского: игра воображения в спектакле-«невидимке» «Белые ночи»
«Женитьба Фигаро» с аншлагом в Театре на Перовской
«Сон про Несон» в московском Театре на Перовской
Московский «Сон в летнюю ночь» в театре на Перовской улице
Народный театральный эксперт о премьере «Бальзаминов» Булгаковского Дома
Анфиса в стране виртуальных чудес
«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова