Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ IT-сфера: технологии, проблемы и развитие.
Культура СМАРТ-потребления: что это такое?
Рубрика: IT-сфера: технологии, проблемы и развитие.
Автор публикации: Марианна Соколова
Опубликовано: 03/01/2018 13:08
Культура СМАРТ-потребления: что это такое?
На современном этапе развития технологий всем представителям информационного медийного поля от журналистов до PR-специалистов есть от чего схватиться за голову, ведь вопрос, порой, стоит, буквально, гамлетовский – «Быть или не быть».
Что сделать, чтобы остаться в профессии и успешно вписаться в тренды? Спешить ли вслед за читателями в социальные сети, мобильные приложения, мессенджеры, на видеоплатформы и прочие новые медиа? Ждать ли обреченно прихода роботов/чат-ботов на смену пресс-секретарю, ньюсмейкеру, PR-специалисту или журналисту? Как выжить в результате массированного вторжения ИТ-гигантов в новостное пространство и производство традиционно журналистского медийного контента? Как работать с видеоконтентом? Что будет с лонгридами (формат подачи журналистских материалов в интернете) и как вдохнуть новую жизнь (что сейчас, практически, означает мультимедиазировать) в эту традиционную форму медийного контента? Насколько успешно используются PR-агентствами диджитал-инструменты в коммуникациях, брендинге и ребрендинге и как измерять эффективность их использования, насколько важными остаются при этом классические медиа с социально необходимым контентом?
В поисках будущих перспектив лихорадочно пытаются заглянуть также в душу нового подрастающего поколения. Подразумевается, так называемые, представители поколения Z (родившиеся с 2000 года), непременно знают, что и как нужно делать производителям контента, чтобы их продукция была востребованной и актуальной.
Порой, за всеми этими насущными тревогами по поводу новых каналов коммуникации забывается, что для создания актуального контента всё-таки нужны двое – не только, скажем, журналист (кем бы он не был: человеком, роботом, чат–ботом), но и читатель со своими проблемами и потребностями, тесно связанными с состоянием общества, и каким именно человеком он будет зависит и от того, каким его сделает, в том числе, та же пресса, СМИ и PR-специалисты.
И помимо задействования всех уже досконально освоенных маркетологами эмоциональных центров, связанных со всевозможными удовольствиями, инстинктами, стимулированием выплесков адреналина, он, этот самый человек-потребитель контента, в век ускоренной технологизации и спектаклизации всех жизненных сфер (в духе известного французского идеолога «Общества Спектакля» Ги Дебора, который сформулировал определение «общество распылённого зрелища»), срочно нуждается в формировании и совсем других навыков – вдумчивого разумного и социально ответственного потребительского поведения. Речь идет именно о социально ответственном и долгосрочном (с акцентом на понимание социальных последствий) потреблении, умении формировать у себя такое поведение. Кто же будет помогать обществу формировать эти навыки? Выполнять такую просветительскую миссию будут средства массовой информации.
В век смарт-технологий этот процесс уже можно назвать и смарт-потреблением, поведением «умного» потребителя, постоянно обучающегося и чутко реагирующего на новые социальные вызовы. Сомневаться не приходится – перед нами стоит много таких новых вызовов. Ведь каждый день в самых различных ситуациях мы становимся Потребителями и не только товаров, услуг, но и контента. Именно поэтому речь идет о гораздо более широком понимании такого поведения.
Мы становимся потребителями, соглашаясь на какую-либо сделку – приобретая товар, лекарство, косметику, статус, образовательную услугу и любую другую, и многое здесь зависит от ваших знаний о том, что стоит за тем или иным сервисом, услугой, товаром, составом лекарственного или косметологического средства, товара. И даже более того – от знаний о «закулисьи» создания продукта, брендинге, ребрендинге, маркетинге и проч. Т.е. от потребительской «умной» культуры, которая в наше время относится не только к смарт-технологиям. И важен здесь очень глубокий разносторонний подход, а не банальное разоблачительство. Это могут сделать профессиональные СМИ, обращаясь за комментариями или интервью к экспертам, специалистам и т.д.
Вы приобретаете девайс, гаджет, технологию, научную идею - а что стоит за этим? Что вы прихватываете невольно и незаметно в «нагрузку», как в известной сказке о «горе-злосчастье», и чем расплачиваетесь при этом в будущем в самом широком смысле слова? Отдаете ли вы себе отчет в социальных последствиях вашего выбора?
Вы становитесь потребителем, когда, например, переступаете порог престижного фитнесс-клуба в качестве вип-клиента. Но знаете ли вы, что рядом как бы невидимо находятся те, кто обеспечивает работу, чистоту, полотенца, т.е., фактически, вашу безопасность? А зачастую, условия труда наемных работников оставляют желать лучшего. Чтобы справиться с бесконечными потоками грязного белья, им приходится сбивать время работы стиральной машины, необходимое по технологии, чтобы быстрее постирать полотенца. Выполняются ли при этом правила санитарии? Это мало волнует хозяев клуба, а посетитель об этом никогда не узнает. Казалось бы, при чем здесь вы лично? Вы заплатили деньги, обеспечили зарплату, в том числе, и этим сотрудникам, само существование клуба и даже налоги в бюджет. И, тем самым, дали согласие на установившийся порядок вещей, который может быть совсем не таким, как вы себе представляете.
Медицина, образование, использование самых различных гаджетов – все это сфера ваших потребительских усилий и, в то же время, зачастую незнания своих прав что приводит к новому типу социальных противоречий. Так, вы начинаете пользоваться Интернетом вещей, но никто не предупредил вас что именно самые простые гаджеты в этой «умной» сети (те же видеокамеры с выходом в Интернет), к которым хозяева легкомысленно делают незамысловатые пароли, являются самым 100-процентным источником информационных угроз. И поскольку производителей эти вопросы волнуют мало, этим неизбежно приходится заниматься посредникам – специалистам по информационной безопасности, журналистам и т.д.
Новые ИТ-технологии - это вообще огромное поле для упущений в потребительской культуре, начиная от небрежного отношения к паролям и до незнания законодательства. Так, где-то высоко над нашими головами летают дроны, а вскоре на дорогах появятся автомобили-беспилотники, но много ли граждан осведомлены о законодательной стороне этой новой для нас ситуации? Индустрия роботов несет новые социальные риски: куда деваться людям, которых заменят роботы, кто будет их переучивать, создавать рабочие места, что делать, если автоматика нанесла ущерб кошельку или здоровью и т.д. Общество постепенно все больше втягивается в эти новые ситуации и взаимодействуют с новыми рисками.
Реклама дарит нам как потребителям иллюзии, оболочку. Она может быть качественно и с большим вкусом сделанной. А если вдруг по предлагающейся на экране гаджета рекламе или, новостной подборке вы поймете, что для таргетирования были использованы знания о самых интимных ваших душевных движениях, которыми вы поделились с друзьями, в том числе, и на почтовом сервере крупнейшего отечественного поисковика? Вы, наверняка, ощутите странное чувство бесцеремонного вмешательства в вашу жизнь «невидимой руки», использующей ее для своих коммерческих целей. Это что касается частной сферы, а уж если вспомнить, что и на уровне таких важных отношений как кредитование или рекрутинг решение все чаще принимают роботы, «нейронки», мониторящие социальные сети в поисках ваших предпочтений, лайков и проч., которые, возможно, уже ничего общего с вашим сегодняшним «я» не имеют, тут уж нельзя не оценить немалый спектр новых социальных рисков.
Да, «болевые точки» каждого из нас, большие данные о личностных предпочтениях – предмет постоянной профессиональной охоты и лакомая добыча. Вокруг нас, буквально, толпятся охотники за содержанием наших голов, предпочтений, чтобы совершать «продажи прямо в мозг». «Коммуникации данных» - такая новая специализация уже появилась в высшем образовании и, так же как бизнесу, основанному на данных, коммуникациям, основанным на данных, принадлежит будущее.
И, где как ни здесь ниша для социально-ориентированной прессы, огромное поле для постоянной просветительской работы среди граждан по СМАРТ-культуре, которой и должны заниматься социальные журналисты, а, возможно, и другие специалисты по коммуникации? И порядок вещей просто не может измениться без их активного участия в этих процессах, потому что технологии развились быстрее, чем законы о них и понимание их функционала и рисков в обществе. Если журналистам, специалистам по коммуникациям и иже с ними – законодателям, социально-ответственным бизнесменам - удастся завести этот механизм, то лишь тогда у нас появится шанс на серьезные социальные изменения и создание нового баланса интересов государства, бизнеса и общества и цивилизованной СМАРТ-культуры потребления.
Журнал «Служба PR» №6 (2017г) Издательского дома «Панорама»
В рамках информационного партнерства журнала «Служба PR» Издательского дома «Панорама» и Российского сетевого издания «Первый национальный»
Еще на эту тему:Цивилизационные ценности и роль независимых СМИ в цифровых трансформациях экономики
Противостояние в Молдавии: евроинтеграторы или воля народа.
Ключевой момент работы пресс-службы Республики Крым – противодействие информационным угрозам
Социальный журналист – профессия или призвание?
Digital marketing 2017: танец нейронной сети, любовь к холодильнику и многое другое
Реальность или утопия: смогут ли IT-эксперты диктовать политику вендорам
Рожденный ползать - летать не может? Каким будет беспилотный транспорт будущего.