Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Регионы России
Кунсткамере справляет юбилей – 305 лет
Рубрика: Регионы России
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс».

Опубликовано: 31/01/2019 14:49
Кунсткамере справляет юбилей – 305 лет
31.01.2019г исполняется 305 лет с момента создания Петром Великим Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, который сформулировал ее девиз: «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились».
31 января 1714 года российский император заложил основы Музея антропологии и этнографии. Коллекция редкостей славится во всем мире. На портала Президентской библиотеки есть подборка материалов, посвящённых истории Кунсткамеры.
Кунсткамеры («кабинет редкостей») были популярны в начале XVIII века в Европе. Развлечений было мало, а любознательных много, вот и появлялись мини-экспозиции по личным инициативам дворян, чтобы хвалиться редкостями перед гостями. Как правило, это были букинистические редкости, чучела, научных инструментов. Когда Петр путешествовал по Европе, то бывал в таких местах и решил привести моду в Россию, поэтому покупал редкости у европейских учёных или находил во время путешествий.
До наших дней дошла опись экспонатов, которые можно было увидеть на заре существования Кунсткамеры. Ознакомиться с ней также можно на портале Президентской библиотеки в раритетном издании под редакцией одного из первых заведующих музеем И. Д. Шумахера (1744): «В 1714 году состояла она токмо из нескольких сот в склянках сохранённых рыбах, птицах и гадах, которыя Пётр Великий при первом своем путешествии в 1698 году купил в Голландии; также и из нескольких уродов и анатомических вещей. В 1716 году прибыло к ней Алберта Себы славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений натуры из Ост- и Вест-Индии, также из Гданскаго Доктора Готвалда минеральной кабинет. В 1717 году привезено было из Голландии славнаго Доктора Руйша собрание анатомических вещей, трав и бабочек. В 1721 году куплены в Гамбурге из Лидерова медального кабинета, золотыя и часть серебряных старинных и новых медалей; у Мушенброка многия физическия и математическия инструменты; а из кабинета господина Шевалье всякия смотрения достойныя старинныя и реткия вещи. В 1725 году отдан был в кунсткамеру Петра Великаго собственной кабинет натуральных вещей, и великое число дорогих инструментов и машин, которыя Его Императорское Величество через многие годы собирал».
К 1719 году Кунсткамера всё ещё была частным музеем российского императора, а экспонатов становилось больше и им уже было тесно. Поэтому решено было построить специальное здание и сделать музей доступным для других. Пока новое здание проектировали и строили, музей работал в Кикиных палатах, бывшем дворце адмирала-советника Петра I. Первым директором был шотландец на русской службе Роберт Арескин, лейб-медик царя и один из его ближайших друзей.
В 1724 году по указу Петра Великого создается Санкт-Петербургская (будущая Российская) Академия наук, первыми учреждениями которой становятся Кунсткамера и созданная вместе с ней библиотека. Таким образом, «кабинет редкостей» превратился в крупнейший научно-образовательный центр Российской империи. Подробно об этом рассказывает И. Д. Шумахер в вышеупомянутой книге «Палаты Санкт-Петербургской Императорской Академии наук, библиотеки и кунсткамеры…»: «В гимназии учат безденежно разным языкам, Арифметике и первым основаниям наук, а именно Истории, Географии, Геометрии, Логике и Реторике, также танцованию и рисованию. Всякому ученику позволено так долго обучаться, как он сам желает; причём должен он только поступать по учрежденному там порятку, а больше ни к чему не обязывается, и может, ежели ево нужды того потребуют, объявя прежде о том надлежащим образом, всегда опять отстать. Из перваго класса гимназии производятся ученики в студенты, для слушания Профессорских лекций, и тогда тем наукам обучаются, которыя они впредь за полезныя себе почитают».
Но дожить до водворения Кунсткамеры в новое здание Петру Великому было не суждено, оно открылось только в 1734 году – через девять лет после смерти императора.
Коллекция музея стремительно расширялась и очень скоро стала одной из богатейших в Европе. В ней работал М. В. Ломоносов, составляя опись минералов. Свои собрания в фонд передавали также известные путешественники и мореплаватели: И. Ф. Крузенштерн, С. П. Крашенинников, Ю. Ф. Лисянский, Н. Н. Миклухо-Маклай и многие другие.
Отдельно стоит упомянуть, пожалуй, самый необычный экспонат Кунсткамеры, который, правда, потом сменил «место жительства» и теперь находится в Эрмитаже. Это восковая фигура Петра I, выполненная знаменитым итальянским скульптором Бартоломео Карло Растрелли, который лепил лицо по гипсовой маске, которую изготовил ещё при жизни государя. Ранее она помещалась в так называемом Кабинете Петра Великого – зале Кунсткамеры. Её описание можно изучить на портале Президентской библиотеки: «Восковая статуя, во весь рост Государя Петра Великаго, на которой: парик, кафтан, голубой гродетуровой, камзол, исподницы, рубашка из голландского полотна, галстух батистовый, чулки шелковые пунцоваго цвета с серебренными стрелками, подвязки, башмаки с высокими передками и двойною подошвой, портепея, кортик, с зелёным яшмовым эфесом, который убран красными яхонтами и у коего конец образует конскую голову с небольшим продолговатым во лбу алмазом, с ножнами из шадриновой кожи, в которых находятся ножик и вилка. Статуя… в том самом одеянии, в котором Государь изволил быть в Коронацию Государыни Императрицы, в 1724 году… парик из Собственных Его Величества волос».
В 1903 году в дни празднования 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга Музею этнографии и антропологии присвоили имя создателя – Петра Великого.
На портале Президентской библиотеки можно обнаружить занятное издание «Русские этнографические музеи и собрания. 1. Музей антропологии и этнографии имени императора Петра Великого» (1912), в котором содержится статья из журнала «Живая старина». В ней говорится о планах сотрудников и руководства Кунсткамеры в начале XX века, которые, к слову, сбылись: «Музей, вероятно, получит новые штаты, его персонал должен увеличиться в два с половиной раза, бюджет – в три раза. Тогда осуществится мечта Музея – выступить на широкий путь самостоятельных больших экспедиций во все части света и начать полное опубликование всего научнаго материала Музея. В то же время Музей в ближайшем будущем надеется значительно расширить своё помещение».
В 1930-е годы на базе Кунсткамеры создаётся научно-исследовательский Институт этнографии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая (ИЭА АН СССР), который впоследствии внёс немалый вклад в науку. В ходе Великой Отечественной войны его сотрудники помогали нашей стране в получении аналитических материалов по народам, которые оказались вовлечены в зону стратегических интересов и боевых действий советской армии.
В 1997 году Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого стал одним из первых учреждений культуры, создавших электронный каталог своей коллекции. Об этом в октябре 2018 года рассказало руководство Кунсткамеры в рамках XI научно-практической конференции «Культурное наследие: интеграция ресурсов в цифровом пространстве», которая состоялась в Президентской библиотеке.
Сегодня фонд Кунсткамеры насчитывает свыше миллиона экспонатов, которые отражают многообразие культур народов Старого и Нового Света. Эта коллекция является одной из самых крупных и интересных в мире. А само здание Музея стало не только официальным логотипом РАН, но и одним из символов Санкт-Петербурга. В цифровом фонде Президентской библиотеки содержатся десятки редких фотографий разных лет, на которых запечатлена Кунсткамера, а также электронные копии чертежей, по которым возводили знаменитое здание.
Информация и фото предоставлены пресс-службой Президентской библиотеки
Российское информационное агентство «Национальный альянс».





