Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Х-файл. Словесность.Публицистика
Миры русской культуры: Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве
Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: 04/10/2023 09:02
Миры русской культуры: Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве
Российская «Культурная карта» имеет удивительные маршруты, которые помогают раскрывать грани творчества писателей и поэтов.
Одно дело – изучать произведения и биографию по учебникам, а другое – побывать в «гостях» у мастера изящной словесности, например, в доме, где он проживал, бывал или работал, чтобы ощутить ауру, которая помогла сформировать талант художника слова.
По эгидой Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей) действует несколько музеев. Один из них – это Дом-музей Михаила Юрьевича Лермонтова.
В школе изучают лучшие произведения российских классиков. Среди них – поэт Лермонтов. В школьные годы гениальность поэта воспринималась как данность его статусу классика и лишь спустя время приходит понимание величины таланта. Люди нередко ищут ответы на жизненные проблемы в контексте художественного произведения, поэтому представление об автора возникают как об умудренным опытом мудреце. Лермонтов был молодым человеком, но его душа была зрелой и из-под его пера выходили мудрые строки.
Он рос без матери, она умерла, когда ему было всего три годика. Когда исполнилось 16 лет – умер отец. Мальчика воспитывала бабушка, которая любила его больше всего на свете и сделала много для развития его личности. Бабушка написала завещание в пользу внука, если он будет оставаться с ней до 16 лет. Поэтому после смерти мамы он не жил с отцом, хотя и виделся постоянно. Ребенок не понимал, почему любимые им люди (бабушка и отец) не выносят друг друга.
Его мама, Мария Михайловна Арсеньева (1795-1817), вышла замуж за обедневшего дворянина Юрия Петровича Лермонтова (1787—1831) из знатного рода переселенцев-шотландцев. Георг Лермонт – родоначальник династии в России, сначала служил полякам и воевал против России, но потом сдался Дмитрию Пожарскому и перешел на русскую службу. У мамы было хрупкое здоровье, она была хороша собой, получила домашнее образование (умела петь и играть на музыкальных инструментах, рисовать и сочиняла стихи). У отца – веселый нрав и реноме гуляки. Он не нравился бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой (урожд. Столыпиной) (1773—1845), но видя любовь молодых людей, она уступила и брак состоялся, но вскоре фактически исчерпался.
Михаил был болезненным ребенком, бабушка выписывала лучших врачей, чтобы они следили за его здоровьем, возила на «воды», а когда мальчик повзрослел – то окружила его лучшими учителями-иностранцами. По нынешним временам ребенка можно было назвать вундеркиндом – знал четыре языка, играл на четырех музыкальных инструментах и рано начал рисовать. Есть портрет в детском возрасте – мальчик в руках держит свиток и карандаш.
Особняк в Москве на ул. Малая Молчановка принадлежал купчихе Черновой, которая сдавала домв аренду. Это было престижное место по тем временам, вокруг жили дворяне. Бабушка проводила много времени в Москве в детские и молодые годы, считала себя москвичкой. Она выбрала этот дом еще и потому, что он был рядом с особняками ее родни. Напротив дома жил ее брат – Дмитрий Столыпин с семьей, у него было пять детей.
Прожил в этом доме Михаил с бабушкой с августа 1829 года по июль 1832 года. Они приехали в Москву, чтобы подготовиться к поступлению в университет. В этих стенах юноша начал пробовать себя в сочинительстве. Возможно, размышления о своей судьбе постепенно ограняли талант.
Экспозиция музея демонстрирует атмосферу и интерьер тех лет. Особняк ценен тем, что это единственное сохранившееся здание (1814 года постройки), в котором жил поэт. В советское время в нем располагались разные конторы, потом общежитие, в котором жили артисты МХАТа. Когда возникла идея воссоздать дом, где проживал поэт, то выселение семи семей растянулось на годы. Только в 1976 году их выселили и началась реставрация, а в 1981 году 19 февраля был торжественно открыт музей.
В музее есть автопортрет поэта и его рисунки и картины, написанные масляными красками, книги с его автографами.
Экскурсия начинается со входа, через который заходили слуги. Для них были каморки – черные сени с низкими потолками. Барские комнаты были светлы, с большими окнами, а смежные комнаты вели из одного помещения в другое. В мансарде была комната поэта.
В музее воссоздана будуарная комната с типичной мебелью для богатой дамы – козетка (что-то вроде кушетки), туалетный столик, письменный стол, портрет 8-летнего внука, пейзажи имения Тарханы. В этой комнате портрет Лермонтова подлинный. На будуарном столике – кошелечек, вышитый им в 12 лет в подарок тетушке – Марии Шан-Гирей. Тетя было чем-то похожа на маму, которую он едва помнил. Он любил с ней общаться и сохранились четыре письма, в которых он рассказывал об учебе.
На бюро – письмо, в котором бабушка просит о приеме в пансион. Она неоднократно просила отца Лермонтова предоставить бумаги, подтверждающие его знатное шотландское дворянство. Но он не делал этого. В письме она ссылается на древность рода Столыпиных, к которому она принадлежала. Второе письмо написано спустя два года, оно о переводе из Московского университета в Санкт-Петербургский. Но в итоге была выбрана им военная стезя, что было неожиданностью для семьи. Юноша вскоре понял, что совершил спонтанный поступок.
В 1937г. умирает А.С.Пушкин. Лермонтов пишет знаменитое стихотворение «На смерть поэта». За это стихотворение его отправляют в первую ссылку.
Следующий зал – малая гостиная, предназначенная для приемов гостей. На стенах – рисунки и картины поэта, портреты родственников и автопортрет. Вроде небольшой рисунок-автопортрет, но это «зеркало» личности – как видел себя юноша. На столике первое стихотворение Лермонтова, появившееся в печати.
Следом – парадная гостиная: много света от окон, музыкальный инструмент, ноты – Лермонтов играл на фортепиано и на скрипке, брал уроки игры на гитаре. На фамильных портретах видно сходство мамы и сына! Есть портрет из полкового альбома, где Михаил показан, каким был в жизни. Есть пейзажи, им написанные.
В мансарде – типичная комната молодого человека. На стенах портреты кумиров – Пушкин, Байрон и Наполеон. Внимание вызывает портрет отца, который написал сын. Рабочее место – секретер, там тетради и книги. Три года, проведены в этом доме, когда он понял предназначение, дали много ценного творческого опыта. Именно в этом доме, как считают многие специалисты. Лермонтов стал поэтом – оттачивал мастерство.
Он был черноглазым, субтильным и любил размышлять наедине с собой, хорошо одевался. Многих настораживал его пронзительный взгляд. Он с рождения был окружен заботой, но все же душевные переживания не проходят даром и размышления о судьбе, личностные перипетии и, возможно, комплексы сказывались на творчестве.
Экскурсия по музею была наполнена информацией, расширяющей знания, полученные в школе о Михаиле Юрьевичей. Как удивительна, порой, бывает судьба поэта! Вызывает интерес личность бабушки – сколько было ею вложено сил в воспитание гениального внука и наследника, как она старалась оберечь его от проблем и бед, сохранить его хрупкое здоровье, как боролась за его возвращение с Кавказа –из «горячей точки»! И как же нелепо оборвалась его жизнь на взлете – погибнуть на войне от дуэльной пули. Поэт неоднократно словесно провоцировал Мартынова Николая Соломоновича (1815-1875), своего убийцу, и однажды конфликт превратился в роковой. В биографии поэта и до сих пор остаются вопросы – была ли дуэль на самом деле заказной расправой над поэтом, завистью бесталанного современника или все же стечением обстоятельств?
Знание литературы и поэзии все еще остается тестом на уровень культуры личности. Люди все еще ищут ответы на свои вопросы в художественных произведениях, которые создают воображаемые миры.
Открывайте миры российской культуры – они есть в каждом уголке большой страны.
Виктория Соцкова
Фото автора
P.S. Отдыхать нужно с умом – повышать культуру, просвещаться и никогда – рисковать жизнью ради новых ощущений,т.к. это может закончиться печально. Ищите безопасный отдых, приучайте к нему детей.
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Подписывайтесь на официальный канал РСИ «Первый национальный» в Telegram
Партнер — Интернет-бюро юриста Руслана Чалова Чалов.рф
Еще на эту тему:
Как живет страна: творческий конкурс «Родной мой Некоузский край» как зеркало реальности
Открытие ученых из наукограда Борок: космическая пыль в торфе как летопись Вселенной
Тонкости растопки дровяной печи
Бакинская сказка наяву и история семьи архитектора Андрея Мунца
Загадка соловья Нармины Наджафовой – художницы из Азербайджана
Аристократ А.В.Сухово-Кобылин: подозреваемый, драматург и футоролог
«Дачники»: премьера на Перовской сцене Театра иллюзий
Туфли Эльзы: легкий эйджизм с тяжелыми последствиями
«Женитьба Фигаро» с аншлагом в Театре на Перовской
«Сон про Несон» в московском Театре на Перовской
Московский «Сон в летнюю ночь» в театре на Перовской улице
Народный театральный эксперт о премьере «Бальзаминов» Булгаковского Дома
Анфиса в стране виртуальных чудес
«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова
Культурный код Николая Некрасова
Найдите тот театр, который окажется по душе
Творческий взгляд: необъяснимая Россия в стихах
«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова
Чехов и мы: «Рассказы Константина Треплева»
Танец как психотерапия: пластический спектакль «БОГinЯ» на московской сцене
Клоун клоунов, который лечит душу
Трио художников и тема уходящей эпохи «На индустриальных скоростях»
Маэстро Мастранджело из Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл»
Поэт Александр Олейников: как от жизни «в полосочку» лирики становятся баснописцами
Мир творческих людей: альманах «Словесность» и его авторы
Мир зоны «Б»: гармония с природой, творчество и научные изыскания
Газета"Ярославская неделя":тенденции в разрезе времени.
Тонкости растопки дровяной печи
Перезагрузка провинции: мамонты как точка роста и космическая пыль как научный драйвер
Презентация первичной организации Союза литераторов России в Ярославской области
Кто такие полярники и почему Переславль стал кузницей бронзовых героев