Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Х-файл. Словесность.Публицистика
Мы родом из СССР: моноспектакль «Мой папа летчик был»
Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: 26/05/2024 08:00
Мы родом из СССР: моноспектакль «Мой папа летчик был»
В Сортавале состоялась премьера моноспектакля «Мой папа летчик был»,. В городском зале Дворца культуры не было свободных мест. Это сценарный и режиссерский дебют питерской поэтессы Ирины Дудиной.
Горожане карельского города ее знают по выставкам коллажей, в том числе иллюстрациям к «Калевале». В этот раз Дудина представила публике московско-петербургский театральный проект..Ранее на театральных подмостках России эту тему в таком формате еще не раскрывали в постановках.
Ирина Дудина родилась в Ленинграде. В 1982 окончила философский факультет Ленинградского университета. Работала вахтёром, художником-оформителем, журналистом (заместитель главного редактора журнала «Петербург на Невском»). Она – победитель первого поэтического слэма в Петербурге – конкурса поэтов, в котором лучшего выбирают зрители, выставляя очки за содержание и артистизм, автор книг стихов и прозы.
Ирина Дудина рассказывает: «Мы с актрисой Еленой Остертаг готовили спектакль давно. Сначала у нас прошли генеральные прогоны в музее-квартире Л. Бенуа и в арт-пространстве «Лист» в Санкт-Петербурге. Премьерный показ состоялся в Сортавале. Предвосхищая ваш вопрос отвечу – к сожалению, в моем любимом Питере не нашлось профессиональной сцены для нашей премьеры. Зато ее любезно предоставили нам в Карелии».
Моноспектакль – это особенный, актерский жанр спектакля-монолога с единственным исполнителем. Актер находится наедине со зрителем, что наделяет жанр особым драматизмом, исповедальностью, искренностью.
По мнению Натальи Кириловой, режиссера, журналиста, в спектакле поэт Ирина Дудина стремительно как «лётчик-папа» пролетела над эпохой СССР – сквозь бандитские 90-е и «приземлилась» в наши дни. Оказалось, что жизнь граждан и богемы мало чем сегодня отличается от прошлого. Разве что тем, что обретённая «свобода« спать с кем попало и это «изобилие» и есть то самое «что попало«, которое не пошло на пользу ни гражданам нашей страны, ни самой героине, ни стране. Самое главное – мы вновь вернулись к состоянию «хозяин и раб» (к капитализму), к потере жилья и имущества (за долги); к утрате и равенства, и братства. «Я был когда-то человеком в огромной развитой стране, а стал теперь вот чебуреком…» – рассказывает гастарбайтер в спектакле…Она считает: «Я смотрела спектакль «Мой папа лётчик был» буквально в двух шагах от актрисы и экрана, на котором во время спектакля разворачивалась «картина жизни» героини во времена не столь далёкие от сегодняшнего дня. Смотрела и не могла поверить, как далеко мы все оказались от того счастья, которое просто не замечали, а все ворчали, что «где же это «благоденствие», где свобода, где «изобилие» колбас и сортов пива, где эти хваленные джинсы и кока-кола?». В спектакле актриса саркастически исполняет новые частушки: «В Европе кормят ешками, в России – кириешками».
Актер Алексей Васильев уверен, что авторам спектакля удалось рассказать нам пронзительную историю: «Моноспектакль «Мой папа лётчик был» по стихам Ирины Дудиной, поставленный ею самой и исполненный московской актрисой Еленой Остертаг на несколько дней выводит из равновесия, он очень эмоционален и динамичен. Но, когда в душе улеглись рёв самолёта на небе детского рисунка, льющаяся лавина зерна, безумный вихрь немецкой молодёжи, разбивающей Берлинскую стену, захотелось сформулировать, о чём же он. Он обо мне. Он о судьбе творческой личности, её поисках, триумфах и падениях, а, главное, о верности себе, он о стержне, о том, как остаться самим собой. По большому счёту о том, что искусство не продаётся, как и многое другое. Оно существует вопреки. Спектакль – как глоток чистой воды. Ну и, конечно, он о нашем поколении. О вещах, о которых лет тридцать было не принято говорить, но об этом многие думали горестно и трагично. О разрушенных производствах, поросших сорняком полях, опустевших деревнях. Страна наша была страной дружбы народов и сестричек-республик. Самое удивительное, многие зрители разных возрастов и полов произносили эту фразу: «Это спектакль про меня». Мы остались сами собой и ни о чём не жалеем, несмотря на трагедии и потери…».
Возможно, если бы у авторов были соответствующие бюджеты, в том числе и на рекламную кампанию, то постановка могла стать театральной сенсацией. А пока Ирина Дудина ведет поиск площадки, чтобы премьера спектакля не стала его единственным показом.
Этот спектакль - яркое философское осмысление распада великой державы, в основе которой впервые в истории человечества была озвучена идея социальной справедливости и приложены огромные усилия для ее реализации. Спектакль эхом отозвался в сердце каждого, кто родился в СССР.
Светлана Клепикова
Фото предоставлены Ириной Дудиной
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Подписывайтесь на официальный канал РСИ «Первый национальный» в Telegram
Партнер — Интернет-бюро Чалов.рф
Еще на эту тему:
Культурная бессонница: акция «Ночь музеев»
Авангардисты земли уральской в галерее «У Родины»
Культурный код Николая Некрасова
Найдите тот театр, который окажется по душе
Творческий взгляд: необъяснимая Россия в стихах
«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова
Как живет страна: творческий конкурс «Родной мой Некоузский край» как зеркало реальности
Мир творческих людей: альманах «Словесность» и его авторы
Мир зоны «Б»: гармония с природой, творчество и научные изыскания
Бакинская сказка наяву и история семьи архитектора Андрея Мунца
Загадка соловья Нармины Наджафовой – художницы из Азербайджана
Аристократ А.В.Сухово-Кобылин: подозреваемый, драматург и футоролог
Коллекция Ольги Затеевой «Похищение Европы» в Ярославском музее
Простая история про любовь гимназиста
Портрет неизвестного художника – новое прочтение в XXI веке
Выставка «Золотой век» и позитивное прогнозирование будущего
Английский музыкальный детектив «Открываем новое имя – Леокадия Кашперова»
Проект ЯХМ «Дом в разрезе» - победитель Х конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»