Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Инвестиции: спрос и предложения, проблемы и перспективы
Обзор IV Международной выставки «АРАБИЯ-ЭКСПО»: спрос и предложения
Рубрика: Инвестиции: спрос и предложения, проблемы и перспективы
Автор публикации: Виктория Соцкова
Опубликовано: 24/04/2019 16:41
Обзор IV Международной выставки «АРАБИЯ-ЭКСПО»: спрос и предложения
В Москве состоялась IV Международная выставка «АРАБИЯ-ЭКСПО» в рамках XII сессии Российско-Арабского Делового Совета на площадке столичного Центрально-выставочного зала «Манеж» под девизом «Время действий ради общего будущего».
Мероприятие стартовало 8.04.2019г. В наведении деловых мостов участвовали 15 арабских стран и 10 (из 85) российских регионов, профильные министерства арабских стран и сотрудники посольств, владельцы и управленцы иностранных и российских компаний, представители власти и общественности, научного сообщества. Форум завершил работу 10.04.2019г.
Организаторы: Российско-Арабский Деловой Совет (РАДС) при поддержке МИД России, Лиги арабских государств, Союза арабских палат, ТПП России, Минэкономразвития, Минэнерго, Минсельхоза, Минпромторга, Правительства Москвы, Российского экспортного центра, Посольств России в арабских странах и дипломатических миссий арабских стран в Москве.
Состоялось почти 30 мероприятий – подписаний соглашений, круглые столы, дискуссии и пр. Хочется отметить панельную сессию «Информационные системы и цифровая экономика». Современные технологии задают тон преобразований уклада общества и формируют новые контуры экономического развития почти во всех сферах. Что арабский мир и Россия могут предложить друг другу? Выступающие поделились практиками и опытом. Что делают российские компании для развития рынка современных технологий в поисках эффективности бизнеса?
Аркадий Карев, вице-президент компании «Борлас», подчеркнул ценность опыта – на рынке IT-систем более 25 лет в сфере управления ресурсами предприятий и по внедрению сервисов для бизнеса (для АПК, энергетики, промышленности и др.). Указал на особенность работы с арабским миром – как правило, заказчики фиксируются на решениях, направленных на бизнес-задачи: автоматизацию систем производств, интеграцию в смарт-технологии (смарт-биллинг и др.). Особенно ценится реализованный опыт и знания. Сами работают через локальных партнеров, считают, что не обязательно иметь там фактическое присутствие
Анна Шакирова, старший инвестиционный директор АФК «Система», сказала, что у них недостаточно знаний, например, о трендах рекламы арабских рынков. В России набирает обороты тенденция превращать торговые центры в точку притяжения семьи, создавать долгосрочные отношения с клиентами через различные сервисы. Прослеживается изменение формы влияния на предпочтения потребителя, а стандарты, применяемые сегодня, уже не работают для привлечения потребительского внимания молодого поколения. Например, она считает, что нужно делать акцент на создание «луков» (образов).
Кристина Танцюра, директор ближневосточного офиса InfoWotch Gulf, рассказала на примере ОАЭ, какие перспективы могут быть там у представителей российского бизнеса. Подчеркнула: «Нужно активно транслировать свой опыт – чем более квалифицированы, тем больше ценитесь». Она объяснила такой подход тем, что во многих стран арабского мира нет своих университетов, что вызывает потребность в профессионалах.
В ОАЭ наблюдается перенасыщение товарами из Китая, Киргизии и Филиппин. Культура потребления в чем-то близка к российской, ведь там большинство работает и проживает (почти 90%) нерезидентов ОАЭ, которые формируют предпочтения. Исходя из этого набора, например, торговые центры почти не отличаются от российских и превратились по потребительскому содержанию в центры развлечений и отдыха, генерирующие эмоции. Используют разные формы, например, самой популярной тематической акцией была «Маша и медведь», посещаемые активности –Рождественские недели с елкой и снегом. Есть влияние на рынок покупок национального варианта блогерства.
С точки зрения электронной коммерции, Кристина охарактеризовала этот рынок как российский десятилетней давности. На локальном уровне действует такой вариант: можно позвонить в ближайший супермаркет (большой или малый) и мальчик с тележкой привезет набор продуктов (нет ограничений по количеству или цене, могут привезти и коробок спичек). Такой же формат действует при покупке лекарств (в приложении выбираешь нужное, отправляешь фото и посыльный приносит препарат). Крупный бизнес в эту сферу только приходит и есть шансы для россиян. Есть ниши, которые не заняты и востребованы, например, нет доступной по цене и качеству детской обуви, в которой нуждаются дети с плоскостопием, ставшем распространенной проблемой. Направление электронной коммерции по доставке детских игрушек, одежды и обуви – востребовано. Потребитель готов ждать посылку даже 50 дней, принимает товар без примерки, получает покупку по аналогии с доставкой «Почты России» – в пакете. Рынок Байхрейна, Кувейта, Саудовской Аравии – в этом смысле пуст и туда можно входить. Специфика такова, что женщины самостоятельно по магазинам не ходят, поэтому для них – товары почтой заменяют фактический похода в магазин.
По наблюдению специалиста, рекламы там меньше и соцсети – рулят в этой нише. По популярности – первое место у Инстаграмм, потом Твиттер и Фейсбук. Кристина Танцюра уверена:«На рынок e-kоммерс можно и нужно выходить».
Участники форума не смогли узнать об инвестиционно-финансовых возможностях арабских стран, т.к. заявленная в программе панельная сессия «Российско-арабское межбанковское сотрудничество: новые векторы и сценарии развития» не состоялась из-за неявки четырех из шести выступающих. Пришли представители банковской общественности – Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков (АРБ), и Олег Прексин (модератор), вице-президент и член совета АРБ.
Выставка расположилась на двух этажах. Российские участники были заинтересованы в поиске инвесторов и новых рынков сбыта, иностранные – искали партнеров для сделок на товары или услуги. Посетители изучали иностранные предложения, приглядывались к отечественным стендам.
Российский экспортный центр представил коллективный стенд из предложений 23 компаний. Также представил компании Московский экспортный центр. Были национальные павильоны Королевства Саудовская Аравия, Государства Катар, Республики Судан, Арабской Республики Египет и т.д.
На выставке были разные предложения, связанные с аграрно-промышленным сектором.
Привлек внимание стенд Липецкой области. Константин Рогатнев, директор по науке компании «Эколайн» («Еkoline»), представлял биопрепараты, влияющие на урожайность. Это полностью российская разработка, на отечественном сырье и оборудовании, недорогая и качественная. У компании есть несколько направлений деятельности, из которых микробиологическое направление пока только становится прибыльным. Большая часть доходов компании вкладывается в развитие экспорта.
Константин рассказал о своем опыте. В 2016 году возникла идея посетить локальную выставку-продажу садоводческой направленности в Бахрейне. Шаг стал стартом для продвижения продукции в этой стране. Помогли выстроить сбыт личные контакты с арабским дилером. Сейчас заинтересованы создать там фасовочное производство и расширять зону продаж в другие страны арабского мира. Сейчас компания присматривается к рынкам Таджикистана и Узбекистана, намечена поездка в Эфиопию. От выставки в Манеже он ожидает полезные контакты. Считает, что нужно улучшить практику продвижения интересов российских предпринимателей средней руки на зарубежные рынки, эффективно использовать средства, выделяемые через институты поддержки государства, выработать общие механизмы в этом направлении федеральных и региональных структур. Высказал идею: государство может создать некие хабы на территории страны, интересной для экспорта, куда можно было бы привозить продукцию, хранить и вести презентации предложений, опекать до тех, пока компании не «оперится» устойчивыми контрактами на чужой территории. Примерно в таком формате действуют для своих бизнесменов в других странах. Если говорить о региональной политике, то он считает, что со сменой руководства изменилось и отношение к представителям малого и среднего бизнеса в лучшую сторону.
Республика Ингушетия представила образцы переработки экологически чистой сельскохозяйственной продукции и ее представители приглашали в сентябре на экономический форум «Деловая Ингушетия». К предложениям предпринимателей по экспорту овощей и фруктов проявили интерес представители Ирана, Алжира.
На сводном стенде Республики Марий Эл Дмитрий Васенин, к.э.н. руководитель АНО Агентства инвестиционного и экспортного развития Республики Марий Эл, показал продукцию ЗАО «Сернурский сырзавод». Он надеется, что агентство сможет стать эффективным помощником предпринимателям региона для выхода на более широкий простор.
Если предприятие осваивает новые технологии, то есть шансы на успешность. Такой опыт важен для развития отрасли в целом. По мнению председателя совета директоров АО СХП «Вощажниково»(Ярославская область) Дениса Макеева, сегодня для успешного ведения бизнеса необходима связь многолетнего опыта с IT-технологиями. «Чтобы быть успешным в аграрном секторе, сегодня просто необходимо применять современные технологии. Наше предприятие уже давно использует в ежедневной практике IT-разработки. Служба кормозаготовки применяет в своей деятельности электронные карты полей, данные со спутникового мониторинга техники, анализ почв и многое другое. Мы уже отмечали, что недорогим и, в тоже время, эффективным инструментом для быстрого создания объективной картины состояния полей и посевов, стало использование квадрокоптера. Он позволяет в течение минуты увидеть и оценить состояние полей. А программный комплекс «Умная ферма» помогает не только мониторить и синхронизировать огромный пласт информации, но и уберегает руководство предприятия от принятия неправильных решений, которые могут привести к падению надоев и/ или ухудшению здоровья стада. Программа помогает контролировать соблюдение технологий, приготовление кормов, кормлений, доений, ремонта стада. Ежедневно «Умная ферма» обрабатывает поток больших данных, поступающих автоматически с помощью импорта из программ доений и управления стадом.
Кроме того, «Умная ферма» позволяет проводить эксперименты с рационом, порядком проведения дойки и других процессов не на живом стаде, а на клоне — то есть цифровой копии реального стада. Это во многом хеджирует риски предприятия», — отметил в разговоре с корреспондентом «Первого национального» председатель совета директоров АО СХП «Вощажниково» Денис Макеев.
Предприниматели представляли товары и услуги. Например, представители Ненецкого Автономного округа,агитировал в пользу экзотического туризма для жарких стран – отдых на турбазе «Ханавей ся» на реке Печора.
Стенд Удмуртской Республики привлек внимание обогревателем в виде картины. Рядом стоял уменьшенный макет детского домика для игр. Оказалось, что он предназначен для оздоровления детей с проблемами дыхания. В нем можно играть и за счет испарения специального состава покрытия будет озонироваться воздух, а ребенок – оздоравливаться. Эти и другие предложения представил Михаил Козлов, председатель наблюдательного совета компании ООО Научно-производственный центр «Солнечная энергетика». На выставку привезли ряд разработок по альтернативной энергетике, например, экономичные панель для обогрева жилья и др. Все разработки органично вписываются в концепции IT-технологи, например, «Умный дом». По словам Михаила Козлова, мероприятия такого рода раздвигают горизонты. Например, когда он побывал на «Экспо-2017» в Казахстане, то вдохновился увиденным и понял, что нужно успевать за передовыми технологиями. Разработки компании нуждаются в постановке на поток, на это нужны средства. Три попытки получить финансирование на стартап из Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям) были безрезультатны. На выставку приехали, чтобы найти заинтересованных партнеров из арабских стран.
Юридическая фирма «Алимирзоев и Трофимов» предлагала услуги по консультированию, консалтингу. Грамотное юридическое сопровождение при выходе на иностранный рынок – важная составляющая ее безопасности. На практике нет достаточно эффективных институтов защиты экспортеров средней руки за пределами страны.
Общение с участниками и посетителями показывает, что не все зависит только от собственной активности. Обязательно нужна гибкая и адаптированная к конкретной ситуации поддержка власти. Как отметили многие участники выставки, крупный сырьевой бизнес ведет деятельность по продаже ресурсов за пределы России без проблем и при активной поддержке государства. Средний и малый бизнес до сих пор ходят в пасынках, а имеющиеся инструменты поддержки забюрократизированы, в одном регионе работают, а в другом – нет, действия одного федерального ведомства не согласуются с действиями другого. Никто особо не стремится разобраться в этом (ни сами чиновники, ни депутаты, ни общественность от предпринимательства), почему такая неоднозначная картина.
Требуется здоровый протекционизм в освоении новых рыночных пространств. Можно вспомнить опыт СССР или изучить удачные форматы у других стран в этом направлении.
Редакция видит необходимость продолжать практику обзоров и рассказывать об успешных практиках и новых возможностях, побуждать малый и средний бизнес к деловой активности.
Виктория Соцкова
Фото автора
Еще обзоры:
Российский форум малого и среднего предпринимательства на полях XXII ПМЭФ-2018
«Экодень» на InterCharm-2018: тренды рынка натуральной и органической косметики
Генетическое тестирование на российском косметологическом рынке и инновации для нового поколения
Российский фармацевтический рынок сегодня: новые инструменты для бизнеса и здоровье нации
Перспективы рынка «зеленой» косметики в России и в мире
Картинки с выставки InterCHARM-2016: новые имена в мире красоты