Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийХ-файл. Словесность.Публицистика


Портрет. ЦЕХЪ. Уроки режиссуры


Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: cегодня в 09:15

Портрет. ЦЕХЪ. Уроки режиссуры

Санкт-Петербургский театр ЦЕХЪ сыграл премьеру «Портрет» по произведениям (и письмам) классика русской литературы Николая Гоголя в рамках VIII Фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры». Режиссер спектакля Виктор Бугаков – победитель фестиваля прошлого года.

Постановка –  безусловная творческая удача режиссера. Это не первое обращение режиссера Виктора Бугакова к текстам Н.В. Гоголя. Недаром премьера на сайте театра названа «Гоголиада III». Ранее с успехом прошли инсценировки произведений «Нос» (спецприз за пластическое решение, премия «Золотой софит» 2018 года, обладатель премии общества «Театрал»); «Игроки» (лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (номинация «Лучшая работа художника»).

Каков же жанр театрального представления? Это аллегорическая фантасмагория? Спектакль – командная работа. Усиление зрительского восприятия мистики и реальности достигается музыкой и светом. Команда ЦЕХЪа сыграла безупречно – это музыка, хореография, спецэффекты света (одна только смена цвета платья музы чего стоит). Вот имена создателей триумфа – художник Антон Батанов, композитор Анатолий Файчук, художник по свету Андрей Паничкин, хореограф Анна Тугушева, помощник режиссера Анна Данилова.

Спектакль «Портрет» можно считать триумфом «Гоголиады» Виктора Бугакова. Прекрасный актерский ансамбль воплощает самые непростые замыслы автора постановки: Чартков – Егор Медведев, Чёрт I – Михаил Каргапольцев, Чёрт II – Тарон Алексанян, Чёрт III – Михаил Абрамов, Психея – Любовь Яковлева, Учитель - н. а. России Виктор Кривонос, Макдональд Карлович (критик, публицист) – Илья Галыга, Варух Кузьмич (значительное лицо) – Павел Платонов, Знатная дама – Маргарита Лоскутникова, Lise – Юлия Иванова.

Театр, по известному высказыванию, «зеркало современности». Классика и её талантливая интерпретация для режиссера всегда была поводом поговорить со зрителем о современности, о неизменности вечных проблем. О чем же «Портрет» Виктора Бугакова? «Тысячи…» запахов, людей, денег встречают чертей в Петербурге; за каждым поворотом событий в житейской суете стоит свой черт. В постановке «Портрет» режиссер через историю жизни художника Чарткова и других героев раскрывает, как из-за своих слабостей человек оказывается в круговороте условностей и становится заложниками своего положения.

В диалогах со своим наставником Чартков затрагивает вечные вопросы творчества – настоящее и модное искусство, удача и труд, страдание от нищеты и праздность. Он задается мыслью о том, сколько надо терпеть, чтобы художнику улыбнулась удача.  С первых сцен поставки мы видим, как бедно он живет – его наставник приносит ему краски и немного бульона и новость о том, что их общий знакомый получил грант на написание картины в Италии. В этой сцене проявляется характер Чарткова – он завидует, тем у кого есть что-то желанное ему, однако не видит, чем они пожертвовали для этого. Но вместе с тем, когда приходит его творческая муза он преображается и в танце мы не замечаем вместе с ним убогой обстановки его дома.

Чартков, не смотря на бесконечную бедность, на этом этапе свой жизни остается верен искусству и честен с самим собой. Покупка портрета – является поступком человека мира творчества, ведь пренебрежение к реалиям жизни и трата последних денег на картину, безусловно поступок человека, ставящего прекрасное выше мирских забот. Решение его проблем по сценарию «Deus ex machina» не освобождает, а только еще больше закрепощает его, теперь он может и должен соответствовать ожиданиям общества, а на это нужны деньги, время и силы.

Портрет – это собирательный образ испытания, через которое должен пройти человек и сохранить верность своим идеалам. Ведь Чартков, получив деньги от портрета, мог бы продолжить творить, а «генерал» после того, как стал «значительным лицом», мог бы не злоупотреблять властью. Эти и другие герои постановки сталкивались с подобными выборами, мы узнаем об этом в момент написаниях их портретов, когда маска успешности приоткрывается и обнажаются их истинные страхи и желания.

Художник говорит своей музе: «Если бы ты была со мной хотя бы два часа в день». Действительно, если бы мы каждый день отдавали хоть два часа, тому, что так любим, как много мы могли бы сделать прекрасного. Муза в постановке – это зеркало души Чартакова, она прекрасна и юна в начале, когда они вместе творят в каморке под крышей, ей нет дела до прачечной и оплаты счетов, для нее существуют только картины и их духовный свет. Но, когда художник начинает соглашаться с мнением общества, подстраивается под «что и как нарисовать», то муза теряет краски и ее алое платье сначала выцветает, а потом становиться черным. Муза зовет его, но он ее не слышит. Из робкого юноши, что боялся владельца съёмной квартиры, художник превратился в упитанного мэтра, которому есть дело до регалий и балов. Прекрасной аллюзией на смерть души является апофеозная сцена –  босую музу, явившуюся на пир, черти кладут  между блюд, но Чартков, погруженный в  самолюбование, не осознает происходящее.

Можем ли потерять музу навсегда или она – часть нашей души? Есть надежда, что, осознав свой путь как неверный, мы можем пойти другой дорогой. Заключительная сцена оставляет финал открытым. Возможно, для «модного художника» есть еще шанс стать художником Чартковым. Ведь в финале муза возрождается и посещает Чарткова снова в белом одеянии, как это было после его встречи со своим наставником, когда тот показал ему весь ужас попытки вывернуть свое искусство в угоду моде, публике, тренду. 

Санкт-Петербургский театр ЦЕХЪ сыграл пьесу, которая не оставляет равнодушны зрителей и дает повод обратить внимание на выбор, который мы делаем каждый день. 

Наталья Куринова 

Фото автора

12+

Российское информационное агентство «Национальный альянс» 

Подпишитесь на официальный канал в Telegram 

Партнер Интернет-бюро юриста Руслана Чалова Чалов.рф   

Еще на эту тему:

VIII Фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры»: праздник для души

 Голос из зала: «Додин! Премьера! Премьера!»

Туфли Эльзы: легкий эйджизм с тяжелыми последствиями 

Представить мир Достоевского: игра воображения в спектакле-«невидимке» «Белые ночи»

«Женитьба Фигаро» с аншлагом в Театре на Перовской

«Сон про Несон» в московском Театре на Перовской

Московский «Сон в летнюю ночь» в театре на Перовской улице

Народный театральный эксперт о премьере «Бальзаминов» Булгаковского Дома

Анфиса в стране виртуальных чудес

«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова

Культурный код Николая Некрасова

Театр о зрителе и для зрителя

Найдите тот театр, который окажется по душе


Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).