Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Научно-популярный журнал «Интеллектуальный капитал»
Роль независимого СМИ в формировании социально-ответственной информационной среды
Рубрика: Научно-популярный журнал «Интеллектуальный капитал»
Автор публикации: Виктория Соцкова, Марианна Соколова
Опубликовано: 15/05/2019 11:40
Роль независимого СМИ в формировании социально-ответственной информационной среды
Pоссийские независимые социально-ориентированные СМИ сегодня оказались в очень сложной ситуации из-за смешения различных по содержанию понятий: под «независимым» зачастую понимается «оппозиционное» СМИ, имеющее либеральную ориентацию или финансируемое из зарубежных источников.
В эпоху президентства Б.Н. Ельцина ряд СМИ принадлежали иностранцам или олигархам и продвигали соответствующие интересы. Но появление стереотипа, отождествляющего «независимость» с обслуживанием интересов владельца или политической оппортунистичностью, привело к тому, что сформировалась система, которая не позволила создать механизм финансирования независимых СМИ из других источников, тем самым пресекая возможности распространения их влияния.
Со временем для работы иностранных СМИ на российском информационном рынке появились определенные законодательные цензы, но для отечественных СМИ, созданных самими журналистами как место своей работы без участия капитала и власти, ситуацию уже было не исправить. В результате многие из таких СМИ, где журналистские коллективы отождествляли свою деятельность с выполнением профессиональной информационной и просветительской миссии в соответствии с канонами журналистской этики, были закрыты. Их читательская аудитория не перешла в другие ниши, в лучшем, случае ушла в соцсети, и они лишились возможности участвовать в массовой информационной работе с населением.
В 2008 году журналисты были выведены из поля ответственности Министерства культуры, хотя большинство их до сих пор считает, что СМИ –это часть культурного кода страны. Затем были приняты ограничения для участия в учредительстве СМИ иностранцев, отчетность за иностранные средства и т.д., т.е. каналы финансирования так называемых «оппозиционных» СМИ были поставлены под контроль.
В этот же период начинается широкая пропаганда блогерства как суррогата журналистской деятельности, а средства из бюджета на информирование граждан стали получать или выигрывать на конкурсах коммуникационные или рекламные агентства. Небольшому независимому СМИ со своей аудиторией в условиях сжатия до нуля рекламного рынка для регионалов не стоит надеяться и на поддержку региональных властей. Чаще всего все бюджеты уходят на содержание государственных и муниципальных информационных ресурсов. При этом, если кому-то и удается заключить договор на информационное обслуживание с властями, то лишь в случае, если он касается только PR мероприятий, где участвует глава региона или города.
В этот же период происходит широкое финансирование общественных организаций, но в получаемых ими грантах не выделено специальное финансирование на информирование через СМИ о расходовании гранта. При этом ситуация с грантами для СМИ напоминает цензуру: государство ограничивает в выборе тематики по своему усмотрению.
Сложившаяся ситуация вызывает серьезное беспокойство журналистского сообщества. Национальные медиа должны вносить свой вклад в развитие честной информационной конкуренции, сохранять информационную среду от деградации, просвещать граждан и представителей бизнеса, способствовать созданию условий для сохранения независимости отечества.
В первом интервью министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Константина Носкова, которое он дал ресурсу TAdviser, много говорилось о цифровизации. Но в нем не было ничего сказано о развитии информационного рынка труда для профессионалов СМИ или их деятельности. Министерство «заточено» на развитие интернета, что способствует развитию мобильных технологий и в нем нет специалистов, способных разобраться в отрасли медиа, а может и нет желания или команды «сверху». Де-юре журналистов вписали в ранг коммуникаторов, но де-факто большинство так и остались душой в области культуры, не смогли продать душу профессии интересам капитала.
Что же делать журналистам, требования к которым на рынке труда все более сводятся к сервильности и развлекательности, а информирование как часть конституционных прав на свободу слова и право на профессиональную и объективную информацию всё больше забывается в условиях монополизации рынка.
Изменяется само представление о «социальности» в СМИ: с чиновничьей точки зрения оно сводится к информации про инвалидов, сирот и пенсионеров и т.п. Но при таком подходе как быть с информацией о проблемах врачей, военных, рабочих, полицейских работников науки или АПК? Ведь именно эти люди испытывают большое давление со стороны бизнеса и социально-экономической политики страны.
А какой рекламодатель оплатит труд журналиста о проблемах малого бизнеса и местной власти? Такие проблемы, зачастую, возникают, именно из-за отсутствия диалога между обществом и властью, что особенно заметно на «прямых линиях» с Президентом России, которому жалуются люди со всей страны. Дальновидная же власть, как раз должна оплачивать труд независимых СМИ, чтобы сохранить баланс интересов в обществе. От бизнеса же ждать понимания не стоит. Мы видим, что капиталы вкладываются в развлекательную среду низкой пробы, которая часто разрушает наши традиции и культуру. На этом фоне, то, что делают социальные СМИ, сейчас, скорее, соответствует регистрационному определению общественно-политических СМИ.
На информации невозможно сделать бизнес, если следовать профессиональной этике и нравственным критериям. Главное – население не воспринимает роль СМИ как бизнес. Люди все также обращаются за помощью к журналистам и СМИ как в последнюю инстанцию. Поэтому и появилось понятие «независимый журналист». Именно таким профессиональным независимым проектом и стало сетевое издание «Первый национальный» (домен 1national.ru), созданное в сотрудничестве независимого журналиста Виктории Соцковой и IT-специалиста Артема Шарова из Ярославля. Несмотря на все трудности медиа удалось вписаться в современные технологичные форматы, не потеряв независимости суждений.
Одной из главных трудностей сейчас является информационный диктат поисковых систем: по их правилам роль играет только скорость подачи новости, а не качество публикации. Статьи, аналитика и подробное освещение событий, похоже, остаются за бортом интересов роботизированных технологий, которые вынуждают СМИ выстраивать свой функционал под заданный формат, диктуя условия и в этой области. На этом фоне «Первый национальный» старается и в современный сетевой медиа-формат внести традиции социальной журналистики. Но выигрывают в условиях, заданных технологическими сервисами, те издания, которые проплачивают накрутку посещаемости посетителей и формируют содержание из переделанных релизов (т.н. рерайт), что более выгодно с точки зрения поисковых алгоритмов.
Сегодня у бизнеса (который давно нуждается в том, чтобы ему регулярно напоминали о социальной ответственности перед людьми на территории их влияния), так и у власти, которой не хочется, что бы ей указывали на «бревна» в глазах, существует «реликтовый» страх перед усилением «четвертой власти». В результате нарушился информационный «обмен веществ в обществе», баланс интересов, и из-за этого страна теряет многое в экономике, возникает напряженность в обществе, происходят деструктивные процессы, под угрозой находится само понятие государственности и суверенитета. Перед профессионалами же стоит перспектива оказаться в условиях невыполнимых и невыносимых для них «правил игры», это означает, по сути, конец свободы слова.
Между тем, национальные медиа должны вносить свой вклад в развитие честной конкуренции, в создание условий для сохранения независимости отечества, просвещение населения. В период развития цифровых технологий управление отраслью информации уже не отвечает требованиям дня и вызова общества и должно трансформироваться. Необходимо создание нового механизма финансирования СМИ как части культуры и системы правозащиты.
Виктория Соцкова, Марианна Соколова
Публикация из сборника «Журналистика и политика: взаимодействие и взаимовлияние». Материалы Всероссийской научной конференции (Архангельск, 21 ноября 2018 г.). Министерство образования и науки РФ; Северный Арктический федеральный университет им. М.В. Ломоносова. Составитель и ответственный редактор Н.С. Авдонина. ISBN 978-5-261-01382-2.
Еще на эту тему:В Ярославле обсудят тему «СМИ: инструмент пропаганды или отражения объективной реальности»
Карт-бланш – «Информационная реформа № 76Ф48862»
Необходимость инициативы вызвана устаревшей законодательной базой для работы СМИ
Россия-Скандинавия: образы, созданные журналистами
Современные медиа и формирование общенациональных ценностей
Миссия и задачи независимых СМИ в интересах модернизации России