Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Научно-популярный журнал «Интеллектуальный капитал»
Российско-китайский диалог по информационной безопасности
Рубрика: Научно-популярный журнал «Интеллектуальный капитал»
Автор публикации: Марианна Соколова
Опубликовано: 08/05/2016 14:03
Российско-китайский диалог по информационной безопасности.
27.04.2016г. в Москве в МИА «Россия сегодня» состоялись два значимых события – VII Международный форум по кибербезопасности и Российско-китайский форум по вопросам развития и безопасности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), для участия в которых из КНР прибыла многочисленная делегация.
Международный форум по кибербезопасности – главное ежегодное отраслевое событие, посвященное вопросам безопасности в Интернете. Организатор – Лига безопасного Интернета. Форум проходит в Москве уже седьмой раз, в то же время он стал первым форумом с участием китайских представителей, организованным для укрепления сотрудничества двух стран в области информационной безопасности, обмена опытом, исследований и подготовки плана совместных действий для развития ИКТ.
Состав китайской делегации выглядел весьма представительно: представители государственных структур/органов государственной власти, интеллектуальной элиты (университетов, Китайской Академии Интернет-наук и т.д.) и представители крупнейших китайских IT-компаний. Среди последних были представлены такие китайские гиганты как Alibaba Group, возглавляемая Джеком Ма – «дедушкой» китайского Интернета, состояние которого оценивается в 30 млрд дол, «Huawei Technologies», «Tencent», «Surfilter Network Technology», Antiy Labs, «DBAPP Security», «Stonete».
Из входящих в состав делегации представителей государственных и интеллектуальных структур КНР на форуме выступили: руководитель Государственной канцелярии Китайской Народной Республики (КНР) по интернет-информации Лу Вэй, генеральный секретарь Общества информационной безопасности Китая (КНР) Юйсяо Ли, генеральный секретарь Китайского Фонда развития Интернета (КНР) Чангуй Цинь, председатель Координационного бюро по вопросам Интернета (КНР) Цзэлян Чжао, старший научный сотрудник Консультативного совета по государственной информатизации (КНР), Ели Хао, начальник Отдела электронной идентификации 3-го НИИ Министерства безопасности (КНР) Цзэмин Янь и др.
В свою очередь с российской стороны отечественная Интернет-отрасль была представлена руководителями российских государственных ведомств (Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, ФСБ России, ОАО «Гипросвязь», Роскомнадзор, Фонд информационной демократии, и проч.), а также крупнейших компаний, чьи интересы лежат в области IT- и Интернет-бизнеса.
На открытии форума выступил помощник Президента РФ И.О. Щеголев, высказавшийся за осуществление всестороннего комплексного подхода к информационной безопасности, который охватывал бы качество как программного обеспечения и высокотехнологичного оборудования, обеспечивающего доступ в Интернет, так и интернет-контента. Щеголев подчеркнул, что инициатива по организации данного форума исходила от так называемого многостороннего сообщества, неправительственных организаций и была обусловлена их совместным беспокойством в связи с возникновением ряда новых безопасностных угроз прежде всего личностному пространству граждан, конкурентоспособности национальных IT-компаний со стороны транснациональных гигантов, монополизирующих новые рынок, а также обеспечению безопасности государства и защите интеллектуальной собственности.
Именно этим обусловлено принятие российской стороной таких мер, как изменение ставок налогообложения и развитие программы по импортзамещению, в связи с чем особенно важен диалог с китайскими партнерами.
Глава Роскомнадзора Александр Жаров подчеркнул важность значение обеспечения безопасности граждан (хранение персональных данных российских интернет-пользователей на территории РФ), регулирование шифрованного трафика (объём которого составляет в настоящий момент до 30 процентов в российском сегменте) и важность выработки единых правил функционирования и принципов регулирования быстро развивающегося сегмента мобильных устройств.
Выступившая вслед за ним на открытии форума сенатор Елена Мизулина охарактеризовала направления развития Интернет-законодательства в целом, подробно осветила его состояние в области правонарушений, связанных с преступлениями, направленными против детей (в частности, детской порнографией, распространением суицидального контента). По её словам, наиболее продуктивным средством защиты от этих преступлений может стать предустановленная фильтрация на уровне операторов связи.
В выступлениях китайских делегатов были обрисованы основные акценты понимания соотношения государственных интересов и подходов к регулированию информационного поля и права граждан на защиту персональных данных, а также соотношению свободы и ответственности. В частности, в речи главы Канцелярии руководящей группы ЦК КПК по информатизации и сетевой безопасности, министр Лу Вэя, было сказано: «В Интернете все больше возрастает ценность одного человека, личности и ее персональных данных. Именно поэтому каждая из наших стран должна развивать благоприятные условия для граждан в сети. Свобода в Интернете –это и большая ответственность каждого гражданина. Полная свобода может нести не только террористическую угрозу, но и опасность для жизни и свободы граждан. Сейчас наши страны сталкиваются с активной информационной пропагандой. Поэтому мы должны уделять серьезное внимание проверке и фильтрации входящей информации. Без регулирования невозможно противостоять интернет-мошенничеству и террористической пропаганде».
Обе стороны – и китайская и российская – неоднократно декларировали на форуме совпадение позиций по вопросу о необходимости продвижения в рамках ООН интернационализации управления Интернетом на основе новой международной модели, которая на справедливой основе представляла бы совместные интересы всего мирового сообщества в отличии от современной ситуации, для которой характерна монополизация Соединенными Штатами сферы регулирования интернет-пространства. В условиях многополярного мира система, в рамках которой лишь одно государство обладает полномочиями по контролю и управлению сетью Интернет, не может быть эффективной и жизнеспособной. Новый же механизм управления всемирной сетью Интернет должен опираться на демократичный и открытый процесс.
Прозвучали на форуме и критические высказывания по поводу ряда направлений деятельности транснациональных компаний (прежде всего Google) на национальном суверенном информационном пространстве. Ряд действий этих компаний является нарушением цифрового суверенитета стран, в информационном пространстве которых действуют эти компании, и представляет угрозу безопасности личных данных их граждан. Тем более, что Россия и Китай в отличие от многих других стран имеют собственные национальные поисковики, интересы которых, как неоднократно было подчеркнуто представителями и российской и китайской сторон, являются частью национального цифрового суверенитета и должны быть приоритетными. Подчеркивалась и необходимость международного продвижения открытых форм протоколов шифрования.
И российские и китайские докладчики всесторонне представили на форуме направления деятельности в области информационной безопасности в самом широком диапазоне. Было высказано взаимное понимание в области насущных потребностей и вопросов, волнующих обе стороны, намечены основные направления сближения позиций двух стран по различным аспектам информационно-безопасностной деятельности. В то же время в рамках обсуждений различных проблем на секциях происходило взаимное уточнение общекультурных предпосылок национального видения проблем безопасности обеих стран, намечены пути сотрудничества и обмена опытом по отдельных конкретным областям.
На секциях форума прозвучали доклады и были обсуждены вопросы, посвященные таким различным аспектам информационной безопасности как сетевая безопасность, безопасность инфраструктуры связи и управления Интернетом, импортзамещение, безопасность коммуникационных и медиасервисов и её юридические аспекты, обеспечение безопасности социально значимых интернет-сервисов и защиты личных данных граждан, безопасность данных, борьба с киберпреступностью, электронная демократия.
На первой секции представили доклады по проблемам международной информационной безопасности, сетевой безопасности и инфраструктуры, а также управления Интернетом. Много внимания уделено необходимости создания новой мировой интернациональной структуры управления доменами и информационной безопасностью.
Правоприменительная практика в области повышения защищенности прав субъектов персональных данных (меры, принимаемые Роскомнадзором), многочисленные примеры, связанные с криминальными нарушениями в данной сфере обсуждались представителями российской и китайской сторон на секциях «Безопасность данных. Обеспечение защиты личных данных граждан» и «Противодействие преступности». В этой связи китайской стороной был представлен доклад, посвященный информационно-безопасностной составляющей успешного функционирования коммерческих интернет-площадок (Юэцзинь Ду – старший научный сотрудник, зам. директора по технологиям группы компаний «Alibaba Group»). Было подчеркнуто, что в настоящий момент под самый большой удар попадают государственные базы данных, в которых хранятся и обрабатываются данные по госуслугам, электронному демократическому процессу и медицине, поскольку сейчас именно они становятся наиболее привлекательной целью для киберпокушений.
На секции по импортзамещению говорилось о мерах по обеспечению суверенитета страны в области аппаратно-программного комплекса в рамках поставленной в 2014г. задачи по производству базовых элементов внутри страны. В выступлениях неоднократно отмечалась роль в этих процессах реестра отечественного программного обеспечения и необходимость его дальнейшего совершенствования в отношении перечня продуктов, в отношении процедур подачи заявок, оформления документов, разработки стандартов и т.д.
В этой же связи подчеркивалась важность сохранения благоприятного налогового режима для российских разработчиков, системных решений в этой области, централизованной методической помощи для организации процессов по импортзамещению на региональном уровне, а также преодоления бюрократических барьеров между ведомствами, в том числе и за счет создания консорциумов, в рамках которых различные IT-компании смогут сообща решать насущные вопросы.
При всех тяготах переходного периода российские разработчики и производители получают и ряд новых выгод, в первую очередь это выход на прямое взаимодействие заказчика с производителем. В этой новой ситуации для российского IT-бизнеса очень важен опыт их китайских коллег и помощь, оказанная китайскими компаниями в области сетевого/серверного оборудования, к тому же перенесших его сборку на внутрироссийские площадки.
На секции по безопасности коммуникационных (социальные сети, поисковые сервисы, мессенджеры и проч.) и медиасервисов, создающих и распространяющих контент среди пользователей, а также оказывающих услуги связи, были рассмотрены правовые особенности регулирования этой новой интернет-отрасли с учетом её особенностей и текущего состояния услуг рынка связи в РФ, говорилось о сближении интересов традиционных и новых средств коммуникации.
Весьма актуальными для современного российского общества являются беспокоящие общество проблемы противодействия новым религиозным движениям в сети, затронутые на секции, которую вел профессор православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президент Центра религиоведческих исследований во имя сщмч. Иринея Лионского и Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александр Леонидович Дворкин. Вопросы пропаганды самоубийств, распространения подобной информации и антисуицидальной профилактики в Интернете, рекомендации Роспотребнадзора для СМИ по освещению случаев суицида были обсуждены на соответствующей секции под руководством Михаила Игоревича Хасьминского.
В рамках состоявшегося на секции «Защита смыслов. Качество контента» обмена мнениями по обсуждаемым вопросам была артикулирована позиция российской стороны по поводу информационного противоборства и информационных вбросов в российский Интернет и соответствующего правового и технического регулирования с целью избежать информационного давления на сознание граждан суверенных государств. По словам И.С. Ашманова, генерального директора компании «Ашманов и партнеры», рассказавшего об информационных вбросах в пространство российского Интернета, для защиты национального цифрового суверенитета РФ может пригодиться китайский опыт разработок в области распознавания начала информационных атак, блокировки и «выключения» их пиков, создания для этих целей общих экранов.,
Представители китайской стороны в рамках этой же секции в своих выступлениях обрисовали общую картину, этапы становления и направления регулирования в Китае правового поля, связанного с Интернет (при опоре на опыт европейских стран), а также уровни и направления обеспечения информационной безопасности, в том числе и в сфере борьбы с киберпреступностью, мошенничеством и террористической пропагандой, обеспечения экономической безопасности, использования цензуры и подготовки IT-специалистов.
Ряд безопасностных аспектов электронного демократического процесса, в частности, работы базы общественных инициатив и создания петиций, предназначенных для рассмотрения органами власти, «Российская общественная инициатива» (по аналогии с китайской системой онлайн-ходатайств) был обсужден на заседании секции, посвященной безопасностным аспектам электронной демократии (ведущие И.И. Массух и Е.В. Булгакова).
Речь здесь шла как о процессуально-организационных сторонах работы РОИ, её юридическом сопровождении, так и о системе идентификации (например, использовании технологии блокчейн) и роли навыков информационной культуры в реализации электронных механизмов обеспечения демократии и возможности честных выборов в России. Поскольку данные о развитии демократических процессов в России в настоящий момент представляют интерес для многих, вопросы информационной безопасности для РОИ имеют первостепенное значение. По словам, ведущего секции здесь одинаково приоритетны и равнозначны аспект достоверности подсчета голосов и аспект сохранения тайны голосования.
Главным итогом проведения форума стало принятие «Дорожной карты», в которой были намечены направления российско-китайского сотрудничества в области развития и безопасного использования ИКТ на ближайший год, в том числе и совместные шаги в области совершенствования международного права в области ИКТ и международные инициативы. Этим документом также предусмотрены совместные действия для обеспечения безопасности и устойчивости функционирования национальных доменных зон России и Китая в рамках «пилотной» зоны. Координаторами всех действий и проектов в связи с этим также станут российская Лига безопасного интернета и Общество информационной безопасности с китайской стороны, которые также будут заниматься подготовкой ответного Китайско-российском форуме.
Два объединенных форума стали значительным шагом на данном этапе развития российско-китайского сотрудничества в области IT технологий и Интернет-бизнеса. В то же время их проведение является частью более широкой картины российско-китайского сотрудничества в этой области в настоящий момент.
Так, в рамках российско-китайского сотрудничества в сферах ИКТ и СМИ действуют два таких профильных органа как Подкомиссия по связи и информационным технологиям Российско-Китайской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств и Подкомиссия по сотрудничеству в области средств массовой информации Межправительственной Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству.
Вопросы, затронутые на апрельском форуме, обсуждались и в 2015 году на встрече ИКТ-министров стран БРИКС, на которой были рассмотрены вопросы сотрудничества в ИКТ-сфере, в том числе многосторонней модели управления Интернетом, созванной по инициативе Минкомсвязи России.
В заключение визита китайских представителей 28 апреля 2016 года в Москве заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Рашид Исмаилов провел рабочую встречу с г-ном Лу Вэем, на которой были обсуждены вопросы сотрудничества в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Марианна Соколова
Фото автора
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Еще на эту тему:VIII форум EXPOPRIORITY-2016 по интеллектуальной собственности
Российский региональный индекс научного цитирования: новации и проблемы.
Часть I: ИНИОН РАН: жизнь после пожара и планы на будущее.
Часть II: ИНИОН РАН: жизнь после пожара и планы на будущее
Часть I.Мобильные индикаторы здоровья: будущее за ними?
Продолжение: Часть II. Мобильные индикаторы здоровья: будущее за ними?
Елена Григорьева, руководитель IT-Центра: сайт-это «ребенок», требующий внимания.
Серия «Кибер-тема»: голос науки – разговор с Евгением Роговским.