Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Камертон: интервью, обзоры, комментарии, мнения экспертов.
Сколько генералов Россия может прокормить.
Рубрика: Камертон: интервью, обзоры, комментарии, мнения экспертов.
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: 21/07/2017 09:27
Сколько генералов Россия может прокормить.
Многие россияне в последнее время ощущают, как повышается градус милитаризации, которая пронизывает почти все. О этом статья Анатолия Цыганка, Руководителя центра военного прогнозирования, полковника, кандидата военных наук, член-корреспондента Академии военных наук.
Военнослужащие несут ответственность перед всем обществом (государством). И каждый из них, наверняка, мечтает дослужиться до генерала. Сколько же у нас генералов? Доподлинно не известно, но они присутствуют не только в армии. Генералы есть в МЧС, ФСО, ФСБ, в минюсте, в прокуратуре, в здравоохранении, среди железнодорожников и портовиков и т.п. Если приплюсовать еще и казачьих генералов, то реально претендовать на строку в книге рекордов Гиннеса. На сегодня в Российской Федерации насчитывается ведомственных армий тридцать шесть (не считая отдельных силовых подразделений охраны и безопасности олигархов и почти всех министерств).
Сильные министры имеют возможность создать собственную армию для спасения населения, для строительства и охраны дорог и железнодорожных путей, аэродромов и портов, для проведения карантинных мероприятий при эпидемиях и эпизоотиях, для сбора налогов и исполнения судебных решений, для контроля в сфере экологии, метрологии, связи защиты прав потребителей., для демонстрации мощи и ведомственных оркестров и спортивных команд.
Этот статус показывает близость к власти и политический вес в общей системе правительства. Является практическим элементом силового давления для решения экономических проблем, как в интересах государства, так и в интересах своей структуры. Дает возможности получения дополнительных льгот.
России созданию ведомственных войск способствовала и историческая обстановка.
Что касается современности, известно, что, в соответствии с решениями чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР от 21-23 августа, в августе 1991 года Борис Ельцин издал распоряжение о создании Российской Гвардии и дал согласие на вооружение Российского корпуса спасателей и трансформации его в Министерство по чрезвычайным ситуациям, поскольку в тот период у Российской Федерации, кроме милиции, других вооруженных формирований не было. Но уже в преддверии подписания Беловежских соглашений Президент затормозил, а затем вообще прекратил шаги по созданию Российской Гвардии, поскольку у России появилась возможность юридически получить свои вооруженные силы. Правда, военизированное министерство по ЧС осталось.
В 1991-93 годы на армию, в целом, надежда была слабая, поэтому параллельно, независимо и ненавязчиво, формировались ведомственные армии и структуры безопасности олигархов, министров, как некий силовой противовес в тот период потенциально опасной и слабоуправляемой армии.
Одновременно с неповторимой скоростью были переработаны все нормативные документы, регулирующие должностные отношения. Мотивы были вроде правильные - вернуться к традиционным в России внутренним и специальным званиям, хотя все четко понимали, что это, в какой-то мере, узаконенная форма двойного оклада, который не учитывается государственной статистикой, но подсчитывается в домашнем бюджете и при начислении пенсий. Во всем мире традиционно носили погоны и форму четыре категории государственных людей: армия, дипломаты, полиция, пограничники (и то не везде). Все остальные категории чиновников исполняли гражданские функции.
Общество не против генеральских званий, в против их профанации. Звание генерал-майор означает, что носитель его управляет бригадой или дивизией, в составе которой около десяти тысяч человек и около 2,5 тыс. единиц боевой техники, и может иметь допуск к ядерным секретам.
Генерал-лейтенант – категория командующего армией или флотилией, в которую входит три-пять дивизий и армейский комплект частей. Численность подчиненных у него около 50 тыс. человек, в его распоряжении около 15 тыс. единиц боевой техники, в том числе тактические и оперативно-тактические ракеты.
Генерал-полковник – командующий войсками округа округом, в состав которого входит несколько армий сухопутных войск, войска ПВО, ракетные войска и артиллерия, части и подразделения разведки, связи, РЭБ, инженерные, химические, тыловые и технические войска. В оперативном подчинении соединения пограничных, внутренних войск, российской гвардии, авиации, спецчастей. Выходит, общая численность личного состава - не менее 300-400 тысяч. Этот командующий способен организовать проведение полномасштабной фронтовой операции, в том числе десантной или противодесантной, в которой могут участвовать силы флота, авиации и сухопутных войск.
Примерно из таких расчетов исходят и в цивилизованных странах. Поэтому, например, командующий Центрального командования вооруженных сил США в зоне Персидского залива – четырехзвездный (полный) генерал, его заместители - командующие американской группировки численностью около 250тыс. человек – генерал-лейтенанты, а дивизиями командуют генерал-майоры.
Думается, что ранги и специальные звания должны быть, но не должно российское общество, в частности, его руководящий слой, превращаться в военизированное общество даже по форме, не говоря о содержании. Если вдуматься в суть этого явления, то стыдно становится за такую девальвацию звезды на погонах.
Форма и погоны генерала предполагают, что человек, их носящий, является «компетентным, ответственным и входящим в профессиональную корпорацию людей, организующих управление насилием в интересах общества (в лице государства)». Это высказывание из книги Самюэл П. Хантигтон «Офицерская служба как профессия».
Петр I ввел Табель о рангах, в которой была система по 14 рангам воинских, гражданских и придворных чинов, их соотношение, порядок прохождения государственной службы в Российской империи. Чины одного ранга имели право на внешние атрибуты чина: количество, например, колонн своего парадного подъезда или количество запряженных в коляску лошадей и т.д. Однако право на ношение погон имели только военные чины четырех разрядов (армия, гвардия, артиллерийские и инженерные войска и флот).
Мне, кадровому офицеру в третьем поколении, непонятно, как можно совместить, скажем, управление оркестром и управление насилием. Как сочетаются борьба с огнем и спасение людей с «управлением насилием»? Как можно помещать в одну плоскость инспекторские проверки любой деятельности – и «управление насилием»?
Видимо, сейчас, когда президент В. Путин и премьер-министр Д. Медеведев просчитываются пути сокращения правительственных функций, настало время поставить, наконец, вопрос о целесообразности пошива генеральских форм и изготовления погон для гражданских профессий.
Форму с погонами генералов должны носить только профессионалы, занимающиеся организацией управления и ведением боевых действий объединениями и соединениями в космосе, в воздухе, на море и суше в интересах вооруженной защиты государства, служащие МВД, ФСБ, Российской гвардии занимающиеся борьбой с преступниками в интересах граждан и общества, и дипломаты, традиционно вручающие верительные грамоты в мундире.
Думается, что в силовых министерствах (МО, МВД, ФСБ) нет необходимости гражданским лицам всем носить погоны. Финансисты, юристы, врачи, административный и управленческий аппарат, технические службы вполне, как и во всем мире, могут быть гражданскими лицами.
Анатолий Цыганок,
Руководитель центра военного прогнозирования, полковник, кандидат военных наук, член-корреспондент Академии военных наук; Лауреат премии имени А.А. Свечина. Член Союза писателей России, лауреат Литературной премии «Щит и Меч Отечества» за цикл «Русский взгляд».
Фото из архива автора
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Еще на эту тему:
Часть1. Сильные и слабые стороны Вооруженных сил Украины.
Часть 2. Сильные и слабые стороны Вооруженных сил Украины.