Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийХ-файл. Словесность.Публицистика


«Сон про Несон» в московском Театре на Перовской


Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 06/04/2022 13:45

«Сон про Несон» в московском Театре на Перовской 

Меня пригласили на премьеру в Московском драматическом театре на Перовской.

 Давно хотелось увидеть новые постановки художественного руководителя театра Гульнары Галавинской и посмотреть, как существует этот театр, тесно связанный с аурой и историей московских районов Новогиреево и Перово.   

На моей памяти другим удачным примером театрального коллектива, тесно связанного с жизнью московского района, стал Театр на Юго-Западе, который из студии талантливой местной молодёжи постепенно превратился в профессиональный коллектив. Москвичи зрелого возраста отлично помнят историю этого популярного театра.

Но прежде, хочу поделиться впечатлениями о пьесе и о спектакле. Комедия «Сон в летнюю ночь» всегда казался мне розыгрышем великого Шекспира. По сравнению с его прекрасными трагедиями, полными драматического смысла, пьеса казалась проходной или даже легковесным фарсом с элементами площадной пошлости, сочиненной для увеселения пьяной публики на празднестве в Средневековье. Наверное, и сегодня фарс наиболее востребованный жанр. «Прежалостная комедия» – так определил её жанр сам автор. Признаться, после просмотра постановки Г. Галавинской пришлось решительно отказаться от собственного заблуждения в легковесности произведения. Пьеса Шекспира философски многопланова и многослойна.

Как правило театр, если он настоящий, ловит внутренние флюиды общества, неоформленные тенденции общественных изменений и выплескивает их на сцене в художественных формах. Основная тенденция времени нынешнего – повсеместная виртуализация пространства жизни, переход в виртуальный мир, освоение технологий 3D, общение в интернете, фильмы, игры, новости. Виртуальная реальность все глубже проникает в повседневность. И вопрос не только доступности, например, оплаты парковок в другом городе или включении отопления по интернету в доме деревни Гадюкино, но и в нашем внутреннем восприятии реальности. Происходит удивительное – стираются границы между жизнью и игрой, между бытом и космосом. Жизнь напоминает бесконечный фейк или реальность, созданную фантазией.

Театральные режиссеры, как своеобразные трепетные «антенны» космоса, улавливают грядущее быстрее других. Спектакль «Сон в летнюю ночь» на Перовской, пример такого явления. И всегда интересно как режиссер способен воплотить в постановке сложное произведение с нелинейным сюжетом.

Спектакль начинается – сцена полна «туманом» и это ощущение призрачности подчеркивает иллюзорность событий театрального действа, а дальше разворачивается настоящее карнавальное зрелище по подготовке к свадебному торжеству в пьесе о несчастной любви Фисбы и Пирама, чтобы представить её герцогу Афинскому и его супруге. Первый пласт реальности: выходят актёры – ремесленники: Пигва, плотник – Павел Ремнев, ткач Основа – Ярослав Маланин, Миляга, столяр – Засл. актер РФ Константин Никифоров, Дудка, починщик – Григорий Шариков, Заморыш, портной – Артур Мартиросов, Рыло, стена – Олег Жуков.

Вторая сюжетная линия – почти софокловская античная трагедия: Лизандр (Артур Походня) и Деметрий (Артем Крестников) добиваются руки Гермии, одной из красивейших девушек Афин (Лариса Капустина). Гермия любит Лизандра, но отец (Олег Жуков) запрещает ей выйти за него замуж, и тогда влюблённые решают бежать ночью из Афин, чтобы обвенчаться там, где их не смогут найти. Елена (Юлия Малинина), подруга Гермии, из любви к Деметрию выдаёт беглецов. Взбешённый Деметрий бросается за ними в погоню, а  Елена устремляется за ним. Молодые герои теряются в лесу и засыпают.

И тут зрители погружаются в метаморфозы третьей ветви сюжета. В лесном царстве фей и эльфов между Обероном (Владимир Витан) и Титанией (Наталья Васина) возникает спор из-за малыша-подменыша, похищенного у индийского султана (существовало поверье, что феи похищают у обычных женщин их новорождённых детей и подкидывают своих младенцев). Оберон требует от Титании отдать мальчика ему в пажи, Титания (имя прилетело из «Метаморфоз» Овидия) не соглашается. Тогда разгневанный супруг решает волшебством наказать непокорную и просит плута Пака (скандинавский аналог русского лешего) помазать глаза спящей Титании соком волшебного цветка. По вине Пака в пьесе (ремесленников) ткач Основа, играющий Пирама, возвращается к другим актёрам с ослиной головой. Все его пугаются и убегают. Оберон даёт задание шкодливому Паку найти волшебное любовное зелье и окропляет глаза спящей Титании, чтобы она влюбилась в первого, кого увидит после пробуждения.

Проснувшись, Титания видит Основу, влюбляется в него и проводит с ним время. В этот момент Оберон вновь просит отдать ему ребёнка и Титания, охваченная любовными чувствами, отдаёт. После этого Оберон даёт ей противоядие. Титания не верит, что могла полюбить Осла, она мирится с супругом. Ремесленник Основа, будучи ослом, попадает в необыкновенный мир эльфов и фей, но, когда всё заканчивается, он думает, что это был сон. 

Из-за лесного духа Пака, спутавшего двух афинян, волшебное зелье заставляет их хаотически менять предметы любви. В один миг Лизандр влюбляется в Елену и бросает Гермию. Заметив ошибку Пака, Оберон капает в глаза Деметрию волшебным зельем, после чего начинается борьба за Елену. Елена, думая, что это всё насмешка, обижается на них обоих, а Гермия начинает ревновать возлюбленного к подруге. Тогда ошибка Пака угрожает жизни героев, но дух всё исправляет, и молодым людям кажется, что всё произошедшее с ними было сном. Эта сюжетная линия заканчивается свадьбой Елены и Деметрия, Гермии и Лизандра. В сумерках леса и лабиринте их любовных взаимоотношений с ними происходят чудесные метаморфозы. 

О чем же комедия? Шекспир со всем сарказмом площадного зрелища отвечает – о любви в её разновидностях страсти и безумия! Волшебный лес –это сон, где смешиваются все сюжетные линии, а пласты реальности переплетаются, действия сюжеты и герои из одной истории становятся частью другой (грубый ремесленник Основа получает ослиную голову и любовь королевы фей). Все сюжеты счастливо разрешаются свадьбой трех влюбленных пар, всеобщим карнавалом. Все герои уверены, что происшествия в волшебном лесу было только сном. 

Отдельно хочется отметить удивительно органичное музыкальное сопровождение театрального действа. В спектакле звучит живая музыка (музыканты – Вадим Ганкин, Наталья Шаповалова), которая существует в спектакле на правах самостоятельного действующего фактора. Вставки вокальных композиций заставляют зрителей проникнуться страстями героев, условностью реальности, декораций, костюмов. Оригинальность костюмов, их простота позволяет во время театрального действия переходить от античных туник к замысловатым платьям лесных духов. 

На сцене происходит волшебство – декорации превращаются в колонны и античные арки, деревья или место для сна в фантастическом лесу, а пластмассовый мухомор (он же детский светильник) исполняет роль волшебного цветка, скамейки трансформируются в репетиционный зал для актеров – всё это условно и помогает выразить многозначность смыслов. В то же время, весь сценический антураж очень органичен (хореограф-постановщик — Артур Ощепков, художник по костюмам — Андрей Щаев, художник по свету — Константин Рожков

Спектакль длится два с половиной часа на одном дыхании. Это красивое зрелище и цельное произведение. Сцена – лишь окно в фантастический мир шекспировского карнавала. Флер любовного безумия легкими касаниями долетает до зрителя вместе с дыханием искусного лесного тумана. Вальсирующие персонажи кружатся как в танце вокруг общего пространства, появляясь и пропадая в поле зрительского внимания. То это реальность шекспировского времени с любимой темой актерской трупы (первый план), играющей дурную пьесу для герцога и его жены (второй план), то сновидение с фантастическим лесом и царем теней (третий план и новая интрига) из античной трагедия о неразделенной любви (четвертый план, который становится в постановке ведущей сюжетной нитью). Все персонажи связаны, актеры исполняют роли разных смысловых контекстов, пересекающихся в пространстве сцены, перетекающих из одного виртуального пространствп в другое, взаимодействуют. Шекспировский «сон про несон» обретает черты современности. Сон в летнюю ночь становится совершенно современной пьесой. Постановка Гюльнары Галавинской делает её таковым. Заслуга режиссера видится в выстраивании четкого сюжета из хаоса фантастики и фейковой реальности. Как удалось воплотить эту идею режиссеру, где учатся такой визуализации?

Если покопаться в театральной литературе, можно увидеть, что постановка «Сна» имеет давнюю сценическую историю, лучшие режиссеры мира обращались к ней. Даже возникли некоторые традиции постановки, например, женские роли играли мужчины как в средневековом шекспировском театре Глобус. В 1970 году режиссёр Питер Брук решительно отмёл эти театральные традиции «Сна» и поставил пьесу на пустой белой сцене. Он ввёл в пьесу акробатические номера на трапециях и первым предложил использовать для ролей Тесея/Оберона и Ипполиты/Титании одних и тех же актёров, показывая, таким образом, что мир фей и эльфов, т.е. выдуманная реальность, — всего лишь отражение мира людей.

Что же касается режиссера, то интрига тоже непростая. В декабре 2018 года Департамент культуры г. Mосквы назначил художественным руководителем Театра на Перовской театрального режиссёра Гульнару Галавинскую. К этому моменту имя её уже было известно престижными театральными премиями и призами. 

О многом говорит выбор авторов пьес для постановок: Оскар Уайльд, Тенесси Уильямс, Генрик Ибсен – все эти великие драматурги, которых она ставила на сцене, вызывали неподдельный интерес в театрах России в Мичуринске, Рязани, Ростове, Липецке. «География» режиссерской биографии весьма обширна. Получив назначение в Москве, Гульнара Галавинская, создает новые постановки, в которых задействованы все актеры, объединяет труппу под идеей – театр-дом. В одном из интервью, она говорила, что «Сама профессия режиссера предполагает черты, которые приписывают мужскому характеру. Плюс она требует анализа и организационных способностей, которые являются необходимой составляющей и для художественного руководителя. Да, но и в том, и в другом нужно уметь организовать творческий процесс. И не каждый талантливый режиссер способен на это». Сильный характер достался худруку от отца. Кстати Галавинская – это  творческий псевдоним, образованный от фамилии отца. Такая преданность корням заслуживает уважения. «Я взяла первую часть «галав» от папы, а вторую — «инская» — от фамилии мужа. Он у меня Теплинский, а я — Галавинская» –  как-то говорила она в интервью СМИ. Гульнара из семьи интеллигенции, отец её был директором известной школы в Казани, мама – учитель русского языка и литературы. Возможно, именно от мамы она унаследовала любовь к словесности, понимание текста и чувство слова. К профессии режиссера Галавинская пришла постепенно. Толчком послужило острое переживание. Она признавалась: «Когда я впервые увидела постановку «Саломеи» Романа Виктюка, я испытала катарсис – всю дорогу домой шла и плакала». Но сначала был актерский курс в казанском театральном, и только потом высшие режиссерские курсы в ГИТИСе, затем режиссерский курс в ВТУ имени Щукина и долгий творческий путь, отмеченный победами. Сейчас Гульнара Галавинская – опытный режиссёр в расцвете творческих сил. Спектакль «Сон в летнюю ночь» – это новый безусловный успех режиссёра и всего коллектива театра. 

Что подарит зрителям Театр на Перовской?

  Театр на Перовской тесно связан с историей и жизнью одного из районов Москвы, в котором он находится. Это место силы, куда стремятся попасть позитивные и любопытные граждане, любящие свой район и готовые его беречь и улучшать. Служение театру – это дело государственной важности и  гражданской ответственности режиссёра.

В одном из интервью Гульнара Галавинская говорила: «Мы стараемся выстраивать открытый, искренний диалог со зрителем, чтобы он не уходил от нас равнодушным, а получал материал для размышления, обсуждения и желания поделиться увиденным, возможно, с теми, кто еще не успел приобщиться к миру театра». Характерная режиссерская манера Галавинской, незавершенность беседы со зрителем становиться основным приемом обращения к зрителю с предложением подумать и соучаствовать в спектакле.

Кстати, дизайн фойе театра соответствует идее спектакля зеркальные потолки как отраженный мир театра и шекспировского сна…

Приходите, граждане, феерия поможет отвлечься от душевных невзгод!

Голос из зала 

Фото автора

Возрастные ограничения 16+

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Еще на эту тему: Московский «Сон в летнюю ночь» в театре на Перовской улице

Найдите тот театр, который окажется по душе

Театр о зрителе и для зрителя

Анфиса в стране виртуальных чудес

«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова

Чехов и мы: «Рассказы Константина Треплева»

Культурный код Николая Некрасова

Танец как психотерапия: пластический спектакль «БОГinЯ» на московской сцене

Живая классика на манеже

Литературное Приднестровье: Анатолий Булда и погоня за алмазами Конго

Маэстро Мастранджело из Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл»

Музыка в книгах российской писательницы Елены Степановой

Мнение музыканта и писателя: как ведет нас по жизни магия творчества


Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).