Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Камертон: интервью, обзоры, комментарии, мнения экспертов.
Социология, выборы и политика. Разговор с профессором Игорем Киселевым
Рубрика: Камертон: интервью, обзоры, комментарии, мнения экспертов.
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Опубликовано: 05/10/2016 10:29
Социология, выборы и политика.Разговор с профессором Игорем Киселевым.
Низкая явка избирателей показала апатию граждан и уверенность, что ее мнением никто не интересуется «на верху». Так ли это на самом деле? Об этом и другом разговор с Игорем Юрьевичем Киселевым, доктором социологических наук, профессором Ярославского государственного университета им.П.Г.Демидова.
– Отвечая на вопрос о явке, прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что опора на общественное мнение, выражаемое, в том числе, и в ходе голосования, неотъемлемый компонент принятия решений на разных уровнях власти. Это как кредит доверия. Общественное мнение лежит в основе социальных и политических изменений. И существует достаточно много каналов его выражения и доведения до представителей власти, эти каналы совершенствуются и обновляются. Его игнорирование приводит к тому, что называют «месть избирателя» на очередных выборах. Другое дело, что некоторые политики считают, что общественное мнение нужно учитывать, но не руководствоваться им в повседневной социально-политической практике. То есть с общественным мнением можно и нужно работать.
Что касается явки. Думаю, явка избирателей вписывается в общую тенденцию и у нас, и в странах Западной Европы: фиксируется общая тенденция к снижению. Но это не означает, что она низкая. Она умеренная и свидетельствует, что общество предпочитает стабильность, расклад политических сил сложился. Высокая явка свидетельствует об активной политической дискуссии в обществе. Тогда общество находится на переломе, ищет свой путь. Таким образом, можно взглянуть на проблему явки с другой точки зрения – более оптимистичной.
– Как вы считаете, социология сегодня это часть политики?
– Социология изучает социум, общественное, а политика – часть этой общественной основы, так же как и экономика. Социология шире, чем понятие политического. Всегда есть соблазн подтянуть социологическое опросы под политические цели, но это не означат сращивание двух сфер. Социологические службы дорожает своей неангажированностью и репутацией.
– Сейчас в интернет множество опросов потребительских предпочтений, т.е. онлайн-опросы. Это означает, что «живые опросы» исчезнут? Или это авантюра интернет-бизнеса – перетянуть «одеяло» на себя, занять нишу? Или, наоборот, новые плодотворные методы?
– Интернет-опросы действительно используются, но там есть свои ограничения, выборка нерепрезентативная: не попадают люди старшего поколения и неактивные пользователи интернета, то есть, в результате интернет-опросов возникают определенные искажения. Но есть и плюсы у интернет-опросов: дешевле и охват аудитории больше. Цели проводимых опросов могут быть разные, при этом используются и разные методы.
– Какие самые необычные опросы приходилось проводить? Как сейчас реагируют люди на просьбу что-либо ответить? На какие вопросы готовы отвечать?
– Например, могу привести пример нашего собственного исследования, когда для изучения общественного мнения о внешней политике использовался метод эксперимента, встроенный в анкетирование. Респондентам предлагались описания последствий проведения внешнеполитического курса с точки зрения реализации интересов безопасности, экономического благополучия, поддержания идентичности и оказания влияния на международной арене. Описания были составлены так, что в одних сферах были получены выигрыши, в других - потери. И респондентов просили оценить, насколько описанный курс представляется им выгодным или сопряженным с потерями, готовы ли они поддержать его, доверяют ли они политику, который его проводил, считают ли политика компетентным и т д. По результатам мы пытались определить, какой внешнеполитический курс обеспечит максимальную и минимальную поддержку. Респонденты были очень активны, готовы отвечать, особенно старшее поколение.
– Можете сравнить советский период и сейчас по методикам опроса, механизмам и предметам опроса, реакциям людей на вопросы, что было главным тогда и сейчас? Есть ли отличие опросов российских и зарубежных социологических компаний? Какие предпочтения у представителей бизнеса, власти, что их интересует и интересует ли их общественное мнение или только потребительские предпочтения?
– У социологов есть такое понятие как режим взаимодействия власти и общественного мнения. Этот режим может быть описан по целому ряду критериев, в том числе, востребованности результатов опросов общественного мнения властью, широта или круг проблем по которому изучается общественное мнение, функциям, которые выполняет общественное мнение. По сравнению с советским периодом очевидно, что сложился новый режим взаимодействия власти и общества. По некоторым проблемам он даже принимает форму сотрудничества общественного мнения и власти. В связи с этим результаты опросов общественного мнения востребованы властью, работают всевозможные центры, службы общественного мнения. В связи с востребованность развивается и методология проведения опросов, появляются новые формы и методы.
– Куда идут работать выпускники? Есть потребность в социологах?
– Социологи востребованы от социологических служб (в разных ведомствах и организациях, даже в банках), в журналистике с аналитикой до органов госуправления и власти.
– Проводили ли вы опросы для себя?
– У нас есть научная деятельность и учебная со студентами. Мы ориентированы на востребованность, прежде всего, самим обществом, различными российскими научными фондами. Есть гранты от научных фондов. А в учебной работе мы постоянно проводим опросы со студентами, когда они пишут курсовые и дипломные работы – несколько десятков каждый год.
– Чем вы занимаетесь сейчас, какие исследования проводите? Можно ли из аналитики опросов предвидеть ситуации?
– Под моим руководством продолжается осуществление проекта, который направлен на решение фундаментальной для политической социологии и политологии проблемы функционирования общественного мнения в структуре институтов власти и управления в сферах внутренней и внешней политики. Основное внимание уделяется изучению закономерностей, лежащих в основе генерирования социальными группами политических потерь, с которыми может столкнуться лидер государства, в результате отсутствия поддержки проводимого им внешнеполитического курса. Актуальность темы исследования обусловлена повышением в последние годы значимости внешнеполитических решений руководства страны в определении курса развития России. Как следствие, успехи и неудачи в реализации национальных интересов в области безопасности, экономического развития, поддержания национальной идентичности и наращивания влияния на международной арене служат основанием для оценки деятельности политических лидеров разными сегментами общественности. В связи с этим практический и научный интерес представляет исследование взаимосвязи неудач в реализации лидером государства четырех основных категорий интересов в сфере внешней политики и ожидаемых внутриполитических потерь.
По аналитике – ответы респондентов могут не совпадать с их реальным поведением. В этом-то вся и сложность прогнозирования.
– Как сбрасываете напряжение от потока информации?
– Хожу плавать.
– Потоком воды убирать поток информации – отличный способ возвращать работоспособность. Спасибо за беседу.
Вопросы задавала Виктория Соцкова
Фото автора
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Еще на эту тему:
Как Президентская библиотека создает цифровую вечность
Профсоюз работников РАН и акция «Неделя протеста».
ЮНЕСКО и градостроительная политика в Ярославле