Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Серия статей «Очевидец»
Целина в жизни «детей войны»
Рубрика: Серия статей «Очевидец»
Автор публикации: Виктория Соцкова
Опубликовано: 07/12/2015 11:56
Целина в жизни «детей войны»
Особенно ценны воспоминания очевидцев событий. Людмила Андреевна Ездакова из поколения «детей войны», участвовала в студенческие годы в уборке урожая на целине. В разговоре с ней об этом, нельзя было обойти еще ряд исторических моментов, ведь все в жизни взаимосвязано, переплетено нитями судеб страны и конкретных людей, не вырвать из контекста даже самую малость.
Что такое «целина»?
Победой завершилась Великая Отечественная война, но беспримерно жестокая битва с гитлеровскими захватчиками нанесла колоссальный удар по народному хозяйству страны Советов. Жизнь требовала кардинальных изменений в темпах развития экономики. В 1953 году на сессии Верховного Совета СССР был принят новый экономический курс. Одна из его важнейших составляющих – это развитие сельского хозяйства за счет освоения целинных и залежных земель в Казахстане, на Урале, в Сибири и Поволжье. Наступила эпоха 1955-1965г. героических трудовых подвигов послевоенного поколения.
На призыв коммунистической партии помочь стране откликнулись комсомольцы всех республик СССР. К 1956 году распахали уже 36 млн. га. Стало очевидно, что засеянный урожай с целинных и залежных земель собрать силами первопроходцев не удаётся, до половины урожая, с таким трудом выращенного, уходило под снег. Поэтому ЦК ВЛКСМ (Центральный комитет Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи – организация, занимающаяся работой с молодежью в СССР) обратился за помощью ко всем студентам страны. И это было нормальной практикой тех лет, когда обращались с призывами к советским гражданам принять участие в государственных проектах развития.
Людмила Андреевна Ездакова, одна из тех, кто откликнулся на этот призыв.
Ее жизненный путь – это отражение в ленте времени судеб миллионов советских граждан. Родилась в семье выходцев из деревни, отец и мать – зоотехники. Случилось так, что отца обвинили во вредительстве и осудили. Чудом матери с маленькой девочкой на руках удалось избежать печальной участи. А через два года дело было пересмотрено, «враг народа» – 23-летний зоотехник Ездаков был реабилитирован, и в 1940-м году вернулся домой.
В 1956-м году Людмила уже училась в педагогическом институте Воронежа. Она вспоминает, что письмо-призыв к студентам в апреле 1956г. зачитали в актовом зале вуза. Уже через 20 мин. у двери институтского комитета комсомола выстроилась очередь за комсомольскими путевками на уборку урожая на целине. Ребята сдали сессию досрочно, в мае, и вместе со студентами из других вузов – лесотехнического, сельскохозяйственного, зооветеринарного и Воронежского университета поехали в грузовых вагонах, оборудованных нарами.
Решение 19-летней первокурсницы родители одобрили, согласившись с объяснением дочки: «Не ехать не могу, потом стыдно будет».
Ранее, еще 9-классницей, когда только ехали на целину первопроходцы, она жалела, что не попадает в их число. Когда понадобилась помощь в уборке урожая, то обрадовалась возможности сделать первый взнос в копилку благодарности стране, не дожидаясь институтского диплома.
Людмила Андреевна вспоминает:
– К поездке подготовилась: к имевшимся сатиновым шароварам (брюки тогда девчонкам «не полагались») купила «ковбойскую» рубашку, т. е. просторную, с рисунком в клетку и карманами, большой рюкзак. Отец купил для нее яловые сапоги (в работе ноги в них меньше устают и жара меньше донимает), а мама приготовила «продпакет» из домашних запасов (ветчина, топлёное сливочное масло, сухари и т.п.). Эшелон, в котором ехали, состоял из 25 вагонов. Остановки было непредсказуемы по месту и времени стоянки. В Оренбурге, где стояли полный световой день, без пяти минут целинники устроили «путешествие» на лодке через реку Урал по маршруту туда-обратно, так сказать, из Европы в Азию. Кормились в пути своей едой, а в Челябинске – нас накормили (ночью!) вкусным горячим обедом в солдатском продпункте. Дорога до Акмолинска (сейчас Астана) заняла девять дней, там студенты пересели на машины и их развезли по хозяйствам.
Людмила попала в зерносовхоз «Изобильный», где на степных просторах колосья пшеницы лишь два года назад вытеснила серебристые метёлки ковыля. Работать предстояло во втором отделение хозяйства, где было засеяно 3500га, а работников для сбора урожая было всего 15 человек. Это были те самые первопроходцы, которые жили в палатках, испытывали неимоверные сложности, но верили, что делают важное дело, которое придавало смысл их обыденной и трудной жизни.
Студенты работали на зерновом току (площадка для послеуборочной обработки зерна) и в поле. Уборочный агрегат состоял из трактора, комбайна и копнителя. Людмила была копнильщицей, т.е. разравнивала солому и «высаживала» готовые аккуратные копёшки. Полагалось на эту операцию два человека, но, поработав три дня, студенты поняли, что с этим справится один человек, если будет переходить время от времени с левого мостика на правый и обратно. Собранное и очищенное на току зерно отвозилось на элеватор в 150 км от совхоза.
С поля, практически, не выезжали, работали от зари до зари по 18 часов, ночевали там же, в копнах. Кормили хорошо, привозили еду три раза на день. Воды было мало, ее экономили. Раза два выезжали на полевой стан, где в речке можно было искупаться и переночевать в «городских» условиях. Урожай собрали, зерно очистили, на элеватор свезли к середине сентября. На одном поле росла пшеница какого-то особого сорта: колос тяжёленький, зерно наливное, а солома – тугая как проволока. Людмила с собой домой привезла горсть зерен и долго их хранила.
Урожай собрали без потерь, от этого было студентам радостно. Обратно они ехали пассажирским поездом четверо суток. Очень, между прочим, удивились, когда оказалось, что им за работу за вычетом питания положена зарплата – 1000 руб., а тем, кто работал в поле ещё и 1 т. пшеницы.
Получила Людмила квитанцию на эту тонну, а отец отвез бумагу на мельничный комбинат и за нее получил нежнейшую муку, что было хорошим подспорьем в те годы для любой трудовой семьи.
На следующий год поехать на целину желающих было намного больше, но мечтающих о зарплате были единицы. Поехала снова и Людмила, но в 1957 году во-ронежцев привезли в чернозёмную Петропавловскую область – на залежные земли.
– В этот раз на полевом стане жили в вагончиках. И один из них занимали парни-эстонцы, будущие сельские механизаторы, – рассказывает Людмила Андреевна. – Когда нас в сентябре торжественно провожали, вручали студентам награды, почетные знаки «За освоение целинных земель» и грамоты ЦК ВЛКСМ, то фамилии звучали не только русские. Эти награды были заслуженными: уже 1958 году больше половины заготовленного хлеба в СССР государство получило с целинных и залежных земель.
Но, как говорит, Людмила, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги»: распаханные земли не успевали обихаживать всерьёз, и угроза эрозии (разрушение стуктуры) почвы была близка. Бесхозяйственности и головотяпства хватало. Кроме того, как сейчас бы сказали, инфраструктуры не было. Условия для жизни и работы были тяжелые.
Вспомнила она случай, который рассказал ей тракторист Ваня из Одессы:
– Он зимой (второй на его счету) распахивал снег, это такая технология обработки земли для удерживания влаги. Парень увлёкся, не заметил, как надвинулись сумерки, а мотор трактора вдруг... заглох. Чтобы завести, надо было выйти из кабины, а впереди «нарисовалась» рядом стая волков. Пять хищников остановились поодаль и сели кружком. Еле завел трактор Ваня, страха натерпелся. Потом продолжал работать в «Изобильном» веселый, энергичный одессит, никакой работы не чурался. Только волосы на висках поседели после того «рандеву» в степи.
Много лет прошло с тех пор. В жизненном «активе» у Людмилы Андреевны трое сыновей и четверо внуков, правнучка трех лет. Энергия бьет ключом до сих пор. Целина для нее была первым «взносом» благодарности стране, своему народу. Не зря народ любит песню, где есть слова «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым!». Так оно и есть.
Откуда такая закваска стойкости?
Да все из семьи. Дед ее по материнской линии погиб в Гражданскую, защищая идеалы социального равенства, оставив 29-тилетнюю вдову с семью детьми. А она стала первой комбедовкой (были Комитеты бедноты, способ самоорганизации самым бедным выжить в суровых условиях Гражданской войны и голода) и председателем колхоза в своем районе. По отцовской линии Людмила по происхождению из донских казаков, принявших народную власть. Ёе дед-казак тоже прошел горнило Гражданской.
Отец Людмилы в 14 лет пошел учиться в профтехшколу при зоотехническом техникуме. Там познакомился с её мамой, уже вместе поехали по распределению в село Грачёвку Липецкой области. «Из-за эпидемии ринита (очень заразная болезнь у свиней) зоотехник Ездаков закрыл пять колхозных свиноферм, – вспоминает Людмила Андреевна, – Да еще, можно сказать, анекдотичного случая: быки-производители дободались так, что кое-что попортили взаимно и утратили способность производить потомство и зоотехник Ездаков отправил их на мясокомбинат. В те поры (год 1937-й) искали везде врагов народа, вот и взяли отца как вредителя»
Дело, которое на отца было заведено, она увидела спустя годы. Сама читала, что «тройке» хватило 15-ти минут, чтобы «подарить» молодому парню 10 лет без права переписки и отправить в Магадан. Свою дочь он увидел только весной 1940года. «На бюро обкома комсомола от мамы требовали громко (в газете) отречься от мужа, заклеймить «врага народа», – рассказывает Людмила Андреевна. – Не она поверила навету, не отреклась, но комсомольский билет пришлось отдать. Оставалось ждать справедливости, ждать мужа. Её вызвал прокурор на допрос, в конце посоветовал, чтобы брала ребенка и уходила куда-нибудь подальше, не откладывая. Она ушла к бабушке в Тамбовскую область. Пешком, с ребёнком на руках. Потом, вспоминая своего советчика, никогда не называла его прокурором, а говорила, что он добрый человек».
Тюремный эпизод жизни ее отца – это удивительный рассказ о том, как выжить, сохранить себя физически, не сломаться. В камере сидел с неким Ильей, который имел дореволюционный «стаж», его советы помогли выжить 23-летнему парню. Илья советовал не признаваться ни в чем, если не виноват. Было дело, когда стало совсем невмоготу, то отец хотел уморить себя голодом, когда ехал по этапу в поезде. Но Илья уговорил не делать этого, ведь не он один такое испытание проходит. Написал отец Людмилы Андреевны письмо на папиросной бумаге, чтобы при удобном случае бросить его сквозь щель вагона в таком месте, где обходчик без опаски может поднять его и отправить М. И. Калинину (Председателю Верховного совета СССР) и И. В. Сталину (главе государства).
Отец верил, что его письмо дошло, т.к. дело пересмотрели, а в 1940г. его реабилитировали. Жизнь обрела утраченные краски, ненадолго. Т.к. 22 июня 1941 отец ушел на фронт добровольцем. Был ранен в боях под Москвой и полгода пробыл в госпиталях, ещё полгода дома. Не раз «атаковал» военкомат, добился, что на фронт взяли, нестроевым, старшиной медсанроты. Победу встретил в Сандомире (Польша). Здесь ему, зоотехнику, дали группу солдат и задание: перегнать табун лошадей в СССР. Перегнал, пополняя по пути бесхозными конями. За это наградили орденом Красной Звезды. Вернулся домой в феврале 1946 года и стал жить и работать как все советские люди.
После получения диплома, Людмила Андреевна девять лет учительствовала в сельской школе, преподавала математику, черчение и астрономию. Затем получила второе образование – журналист, и корреспондентом проработала 35 лет в газетах области.
В компартии с 1964 года, не отреклась от нее после 90-х годов. Вписалась в новое время. Сейчас – зампредседатель общественной организации «Дети войны», в ее составе 1200 человек. Она не понаслышке знает обо всех их проблемах, ведь это было ее время: «Тогда страна была большой семьей, которая заботилась обо всем, что было необходимо для развития ее детей, – считает Людмила Андреевна. – Вот такую деталь приведу в пример: даже в 1943-м, военном году, тираж издаваемых детских книг ни на один экземпляр не был ниже довоенного. В моем поселке были три библиотеки – школьная, клубная, районная. А школе нас учили с дальним прицелом: в 9-м классе был курс психологии, в 10-м – курс логики. Ценный подарок для взрослой жизни, какую бы профессию школяр потом ни выбрал».
Людмила Андреевна многое делает, чтобы горожане Лисок Воронежской области, где она живет, узнавали о своем прошлом как можно больше. Сейчас занимается воплощением проекта об участии лискинцев в освоении целинных и залежных земель.
Понятие «советский человек» – это уникальное определение нравственных установок: жизнь для Родины, стойкость и мужество в характере и делах. Социалистический строй имел свои преимущества, ряд системных недостатков, нуждающиеся в корректировке. Чтобы их исправить не нужно было рушить Союз. Необходимы были преобразования, тогда бы не было трагедии века для миллионов людей. Теперь именно так считают не только большинство, рожденных в СССР, но и Президент России.
Время все расставляет на свои исторические места. Потребительство, в основе которого догмат капитализма, не дает человеку счастья. Именно из-за дележки денег мирового капитала сегодня мир – на гране войны и Россия втянута в процесс.
Только, вот, нет уже советских людей. Есть другое поколение, выросшее на импортированных придуманных компьютерных, мультяшных и киношных героях, а вокруг – много соблазнов и цинизма. Перед ними масса проблем и новые вызовы времени. И есть олигархи, у коих жизненное кредо, как видим, расходится с представлениями большинства россиян о благополучии Родины.
Пройдет время, поколение россиян начала XXI века, возможно, будут называть «детьми, у которых продано будущее» или еще как-то. Это уже история внуков «детей войны».
P.S.Людмила Андреевна Ездакова (14.09.1937-21.10.2018г.).
Виктория Соцкова
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Еще на эту тему: Учредительный съезд Объединенной аграрно-промышленной партии России
Серия «Очевидец»:23 года назад появилось Народное ополчение ПМР