Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ IT-сфера: технологии, проблемы и развитие.
Видимый мир доменной индустрии
Рубрика: IT-сфера: технологии, проблемы и развитие.
Автор публикации: Виктория Соцкова
Опубликовано: 01/10/2018 16:27
Видимый мир доменной индустрии
Многие, кто начинает интересоваться созданием собственного сайта, погружаются в незнакомый мир, состоящий из непонятных слов и неосязаемых вещей. Может быть, когда-нибудь уже при рождении каждому будут присваивать доменное имя, а сайт-визитка станет органичной частью жизни каждого гражданина технократической эры, если она наступит. Но сейчас мало, кто задумывается об этом и еще меньше тех, кто разбирается.
Поэтому дилетантов на этом пути ждет много разных подводных камней и без консультанта сложно разобраться. Да и специалистам не всегда ясно, что же хочет от него заказчик. И все это происходит из-за того, что говорят заказчики и потребители на разных языках, одни – на специальном, а другие – на обывательском. Не хватает информирования об особенностях отрасли на массовую аудиторию, мало просвещения по теме. Вероятно, тут играет роль недопонимание необходимости массовой работы с населением через общественно-политические средства массовой информации. В итоге это сказывается на уровне использования современных технологий населением и предпринимательским сообществом. Это имеет эффект бумеранга – до сих пор многие относятся скептически к необходимости иметь свой сайт, больше опираются на возможности соцсетей, порой, иностранных. Кроме того, разговоры о все большей регуляции интернета также отбивают охоту вникать в сферу цифровых возможностей. Теряет доходы и бизнес.
Мероприятий вокруг цифровой индустрии немало, но большинство из них проводятся в столице, зачастую, они платные, носят сугубо отраслевой характер. Наверно, поэтому основные покупатели доменов и заказчики сайтов тоже сосредоточились в Москве. В провинции ситуация намного печальнее.
Если хочется идти в ногу со временем, то нужно проявлять любопытство и учиться всему на практике. Попробуем просветить в этом вопросе наших читателей. Если нужно создать сайт, то прежде всего надо определиться с его тематикой и целями. Потому, сначала определитесь с доменным именем, еще нужно позаботиться о хостинге, найти специалиста, который сделает сайт (визитку, магазин или что-то другое) и будет осуществлять его техническую поддержку, и вперед – осваивать море возможностей.
В этой цепочке есть главная составляющая – доменное имя. Как в известном мультфильме говорится: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». От удачно выбранного домена зависит, в том числе, и то, как быстро на сайт будет попадать посетитель, важна запоминаемость, цитируемость и производное слово. Не все слова доступны и, как говориться, полезны, некоторые даже уже зарезервированы государством для своих нужд. Если выбрали слово, то обязательно проверьте его на цитируемость, это существенно сократит расходы на продвижение сайта.
Если решите взять в качестве своего домена собственное имя или фамилию, то приготовьтесь к тому, что такая идея уже кого-то осенила. Возможно, что придется поломать голову над тем, как видоизменить слово или какую-то букву, или добавить цифру. Покупка домена по фамилии больше подходит для творческого человека, политика или публичной личности и т.д. Если фамилия редкая, то считайте, что повезло, если нет – то можно попытаться найти домен в других зонах. Если домен не занят в той зоне, которая нужна вам, то проявите предусмотрительность и купите домены со своим именем во всех свободных зонах.
Для чего это делают: допустим, раскрутили свой сайт, ставите рекламу или у вас много почитателей. Вдруг с вашим же именем создается другой сайт, но в другой доменной зоне. Его раскручивают таким образом, что он вас опережает в поисковике и ваша аудитория рискует попасть на сайт-дубль. Кто его знает, что они там прочитают, будучи, уверенными, что зашли на ваш персональный сайт. Как следствие – разочарование, возможный отток посетителей, а вы даже и не поймете из-за чего это все случилось, кроме того, ваша репутация также будет проходить, так сказать, испытания.
Мошенники любят цепляться к чужим доменным адреса, особенно, если домен с хорошей репутаций. Поэтому коммерческим структурам необходимо покупать домены сразу во всех зонах и не скупиться. Вот такая была история у наших коллег – они спокойно работали, как вдруг однажды увидели, что при наборе их названия выскакивает в поисковике доменное имя такое же, но в зоне org и, получается, что под их брендом предлагают финансовые услуги непонятного толка. Коллеги обратились в Центробанк, чтобы регулятор проверил законность действий этой конторы, там выяснили детали и сайт этот закрыли. Но там были основания для закрытия финансовой пирамиды.
Если же формальных признаков к закрытию сайта нет, например, кто-то может клонировать дизайн вашего сайта или сайт косит под ваш бренд, тем самым, переманивает клиентов, то доказать, что его нужно закрыть, практически, невозможно. Мошенники, таким образом, могут переманивать клиентов. Правового института автоматической защиты интеллектуальных прав в интернете еще не существует. Единственная защита в данном случае – регистрация сайта как торговой марки и регистрация дизайна сайта как уникальное право на разработку. Если появится клон вашего сайта, то на него можно подать в суд и доказать, что вы – первым изобрели данный дизайн сайта и домен – ваша торговая марка и по решению суда обратится в роскомнадзор, чтобы сайт был закрыт. Это займет время, будут потрачены деньги и нервы. Но ситуация такова, что даже и это не защищает, от того, что завтра в течение 5 минут, ваш сайт снова выложат под другими доменами и в других зонах. Поэтому так важно регистрировать сайт в разных доменных зонах. Это не защитит дизайн сайта, но хотя бы как-то защитит бренд от копирования.
Что касается доменов, то защитой от дублирования также служит регистрация торговой марки – домена. Стоит учитывать, если сайт в зоне .ру, то торговую марку регистрируют в России, если в другой какой-либо доменной зоне, то надо будет регистрировать бренд в каждой стране, в чью зону входит данный домен. Одна регистрация - на весь мир не распространяется. Успешные компании по разному выходят из этой ситуации: например социальная сеть ВКонтакте имеет несколько доменов, а Гугл – десятки тысяч схожих доменов.
Как быть, если вы решили расстаться с сайтом и отказаться от домена. Если сайт и, соответственно, домен с хорошей репутацией, то лучше его продавать, чем просто не продлять. Вот еще случай: был сайт с узкой тематикой IT и в кризис произошел спад деятельности. Под грузом проблем в компании забыли его продлить и домен был захвачен киберсквоттерами. Прежние посетители этого сайта не знали о планах компании расстаться с этим направлением бизнеса и доменом. И однажды, при поиске сайта компании с знакомого доменного имени произошла переадресация на … порно-сайт. Это повлияло на репутацию компании, им пришлось обращаться в правоохранительные органы, чтоб приняли какие-то меры. След привел в Нижний Новгород, сотрудники отдела «К» провели проверку и нашли нового владельца домена, который от всего открестился. На этом все и закончилось,т.к. правоохранители поверили на слово новому владельцы домена.
Чтоб не попасть в эту ловушку, лучше продлять домен и продержать сайт в забвении несколько лет прежде, чем окончательно закрыть. Тогда при заходе на доменное имя на сайте будет надпись, например, «Проект закрыт. Спасибо за участие». Получится что-то вроде карантина. Все пользователи привыкнут, что сайта уже нет, а через год-два он уже никому не будет интересен, посетители перестанут заходить и забвение произойдет само-собой. Это позволит снизить репутационные риски компании. Если сайт вчера еще работал, а сегодня уже нет, то больше шансов, что после того, как вы не проплатите домен, его займут мошенники или аферисты, которые захотят на чужой положительной репутации и по-быстрому заработать, а тень от этого падет на вашу репутацию.
Прежде чем продать или не продлить домен подумайте, а вдруг он пригодится в будущем. Была такая ситуация: молодой человек экспериментировал с почтовым сервисом и возникла идея отправлять письма по электронной почте, а доставлять – в руки адресату на бумажном носителе. Идея была передовой для своего времени, домен был куплен отличный. Но он не смог ее довести до реализации, т.к. денег не хватало для офлайновской части идеи и раскрутки, хотя был уже сайт полностью сделан. И неожиданно нарисовались два покупателя и предложили цену стоимости домена в несколько раз выше и он не устоял – продал домен, что называется, перевернул страницу. Спустя годы, видя развитие сервисов «Почты России» в цифровом направлении-пожалел о поспешном поступке.
На пути дилетанта к своему сайт возникает еще ряд моментов, которые без специальной подготовки не понять, нередко, что человека попросту обманывают в технологиях (могут предложить устаревшие решения, внедрить чужеродный алгоритм и т.п.) и на его стоимости. Но выбор домена все же в ваших руках и кто-то прекращает это в бизнес.
Некоторые начинают покупать домены для перепродажи, продвижения других сайтов, для партнерских программ, для рекламы в интернете и это количество позволяет получать партнерский статус у доменного регистратора. Другие создают искусственные миры из сайтов-однодневок и им нужно много доменов, чтобы создавалась видимость трафика, который они предлагают банковским партнерам в рекламе их услуг. Есть те, кто постоянно мониторит время окончания регистрации домена крупных фирм или брендов, чтобы перехватить их, а потом им же и перепродать.
В последнее время российские интересанты доменов все больше начинают их приобретать в тех иностранных зонах, где еще нет запретов на их покупку иностранцами. Возможно, что этому способствует ухудшающаяся экономическая ситуация и утечка капиталов, кто знает…
Обычно теплые отношения с регистратором начинаются с ежегодных трат на домены от 15000 руб. Вы должны варится в этой кухне, покупать/продавать домены и тогда у вас начнут появляться скидки от регистратора. Но постоянства нет, т.к. регистраторы, бывает, меняют правила в одностороннем порядке. Сама среда российских регистраторов, практически, монопольна, они диктуют правила и влияния на их ценообразование почти нет никакого.
Индустрия интернета полна открытий. Задумайтесь, какое место вы занимаете в самом быстроменяющемся технологическом мире, где не отличить реальность от искусственно созданной картинки. Готовы ли вступить на тропу его покорения? Если ответите себе «да», то перед выбором домена проконсультируйтесь со специалистами, чтобы получить только то, что вам надо и не переплатить. И имейте в виду, что цифровая индустрия по ряду аспектов еще в стадии совершенствования.
Виктория Соцкова
Фото из архива редакции
Российское сетевое издание «Первый национальный»
Консультант Артем Шаров
Еще на эту тему:
«Digital transformation-2018»: диагноз ситуации от лидеров рынка
Форум B.E.E.R. или Best Engineer Event in Republic
Встреча на Стрелке с Джимми Уэйлсом: основатель Википедии о будущем цифровых технологий
«Все люди лгут» – уверен американский журналист и экс-аналитик Google Стивенc-Давидовиц
Конференция клуба ИТ-директоров «Я-ИТ-Ы»