Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийХ-файл. Словесность.Публицистика


Владимир Маяковский: «Я волком бы выгрыз бюрократизм..»


Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 19/07/2020 08:00

Владимир Маяковский: «Я волком бы выгрыз бюрократизм...» 

19.07.2020г. исполняется 127 лет со дня рождения Владимира Маяковского, одного из крупнейших поэтов XX века, который в полной мере проявил себя как драматург, киносценарист, режиссёр, актёр, художник, публицист и редактор.

Электронная коллекция Президентской библиотеки «В. В. Маяковский (1893–1930)» содержит цифровые копии раритетных изданий произведений поэта: трагедии «Владимир Маяковский», опубликованной в 1914 году, пьесы «Мистерия-буфф», написанной к годовщине Октябрьской революции, и собрания сочинений поэта «Всё сочинённое Владимиром Маяковским. 1909–1919». В коллекцию включены также сатирические произведения поэта. Кроме того, обширная подборка содержит критические статьи, авторефераты научных работ, некрологи на смерть Маяковского, портреты поэта и изображения памятников в его честь. Таким образом, коллекция Президентской библиотеки позволяет составить представление о многогранном таланте Маяковского, личность которого не вмещается в общепринятые канонические рамки.

Откуда ворвался в литературу Маяковский – такой яркий и мощный, заговоривший сразу не подражательски-неуверенно, а предложивший свою оригинальную поэтическую платформу? Виктор Шкловский пишет в своём литературоведческом исследовании «О Маяковском»: «Не было бы Маяковского, если бы не было камеры 103. В той камере сидел Маяковский, читал книги… Пришёл <…> человек с ответственностью за мир, до диспутов в Политехническом музее знавший собрания у булочников, партийный спор, привыкший представлять, что за слово платят тюрьмой и ссылкой… Он получил голос, научился писать так, как научаются плавать. Оказывается, вода держит. Потом он узнал, какая это горькая вода».

Публикация первых стихотворений Владимира Маяковского не прошла незамеченной в литературной среде. Даже его ранняя лирика считается самобытным и масштабным явлением в искусстве XX столетия. Стихотворения «Порт», «Нате!», «А вы могли бы?», «Несколько слов обо мне самом» и другие свидетельствовали о принципиально новой поэзии. Сравнивать с ним было некого, хотя в это же самое время творили Анна Ахматова, Игорь Северянин, Максимилиан Волошин, Николай Гумилёв… 

В отличие от прочих собратьев по перу Владимир Маяковский с самого начала активно выражал свою гражданскую позицию в бурные годы социальных перемен. «Говорят, что вот Маяковский, видите ли, поэт, так пусть он сидит на своей поэтической лавочке… Я не поэт, а прежде всего – поставивший своё перо в услужение сегодняшнему часу, настоящей действительности…», – цитирует слова писателя Виктор Перцов в книге «Маяковский-патриот» (1941), ознакомиться с которой можно на портале Президентской библиотеки. 

В результате Маяковский стал известен не только как поэт, но и как автор первых советских рекламных плакатов, изготовленных в Российском телеграфном агентстве – РОСТА. Перцов отмечает стремление Маяковского любыми способами помочь молодой республике и её гражданам: «Он был рабочим и воином в поэзии, при помощи поэзии. <…>…Брался он за многое и, действительно, не гнушался никакой чёрной работой: писал тексты к санитарным плакатам о пользе кипячёной воды, зарифмовывал лозунги для „недели профдвижения“ и для хлебозаготовительной кампании… Художник Николай Денисовский, который помогал Маяковскому, вспоминает о том, как умел поэт мобилизовать себя и других: „В 12 часов ночи мне позвонил Маяковский. „Завтра в 9 утра надо сделать 12 плакатов Наркомздраву. Приезжайте работать“. Я растерялся. Что за срок? Успею ли? – „Ничего, поможем“. <…> В восемь часов плакаты были готовы». 

Результатом сотрудничества Маяковского с Российским телеграфным агентством стал альбом «Грозный смех. Окна РОСТА» (1932), изданный к 10-летию легендарных «Окон». В предисловии к альбому под заголовком «Прошу слова…» самый точный, авторский «отчёт» о проделанной работе даёт сам Владимир Маяковский: «Это, – пишет он, – протокольная запись труднейшего трёхлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. Это – моя часть огромнейшей агитработы – окон сатиры Роста. Пусть вспоминают лирики стишки, под которые влюблялись. Мы рады вспомнить и строки, под которые Деникин бежал из Орла».

Одновременно в печати появлялись книги стихотворений и поэм Маяковского, в которых он заявлял себя то «агитатором, горланом-главарём», то поразительно тонким лириком. 

«Всё это составляет сложный и неординарный контекст, – пишет в размещённом на портале Президентской библиотеки автореферате кандидатской диссертации по теме «Агитационно-рекламная функционализация послеоктябрьского творчества В. В. Маяковского в свете его жизнетворчества и жизнестроения» Елена Матросова (2014), – упрощение которого ведёт к формулам типа „Маяковский – отец русского копирайтинга“». Автор научного текста доходит до прямой полемики с коллегами: «Ведь проблема не в том, чтобы констатировать факт: Маяковский (в дуэте с художником А. Родченко) – „корифеи коммерческой рекламы“, а в том, чтобы разрешить вопрос, как производство рекламы стало возможным и даже естественным для великого поэта, как это связано с законами его творческой вселенной». А в ней, в этой его «творческой вселенной», в те годы всё было подчинено защите завоеваний революции, и Маяковский был в этом так же искренен и неистов, как и в лирике.

Тесно смыкается с работой в области социальной рекламы «Окон РОСТА» сатирический цикл стихотворений Владимира Маяковского. На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с электронной копией раритетного издания «Маяковский издевается» (1922), где авторами значатся В. Маяковский и Л. Брик, которой в числе фантастических подарков (роль в фильме, «рено», привезённый по её заказу из Парижа, и т. д.) могло быть и переданное широким жестом влюблённого поэта авторство.

«Творческая вселенная» Маяковского не предполагала деления на «низкие» и «высокие» жанры, с одинаковой одержимостью он пробовал себя во всём, неизменно ставя перед собой глобальные социальные цели и ведя своего лирического героя через все перипетии глубоко личного, через которые неизбежно проходит человек. 

Информация и иллюстрация предоставлены пресс-службой Президентской библиотеки

Российское информационное агентство «Национальный альянс» 

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).