Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔
Волшебный мир Елизаветы Бем
Рубрика:
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Опубликовано: 12/12/2018 20:41
Волшебный мир Елизаветы Бем
В Ярославском художественном музее открылась выставка из собрания искусствоведа Софьи Чапкиной-Руга «Волшебный мир Елизаветы Бем». В наши дни Елизавета Бём известна не всем, а в конце XIX и начале XX столетия она пользовалась невероятной популярностью и поистине всенародной любовью.
Ее работы были в коллекциях императорского семейства и других членов Дома Романовых. Приобретал ее произведения Павел Третьяков, создатель знаменитой художественной галереи и знаток искусства. В домах рабочих и в крестьянских избах находилось место для открыток Елизаветы Бём, расходившихся по всей Российской империи.
Художница родилась в Петербурге, детство провела в родовом поместье Щепцово Пошехонского уезда Ярославской губернии (ныне от усадьбы остался лишь парк). Туда, на природу, родители художницы переехали жить, когда ей было шесть лет. Самые светлые детские воспоминания Елизаветы Меркурьевны связаны были с сельской жизнью. До 90-х гг. XIX в. она ежегодно проводила лето в имении родителей, делала много эскизов, набросков, рисовала сцены из деревенской жизни, местных крестьян, их детей, животных.
С 14 лет она занималась в Школе общества поощрения художеств (1857-1864), которую окончила с золотой медалью. Училась у И.Крамского, П.Чистякова, А.Бейдмана.
Бём была единственной художницей последней четверти ХIХ века, серьезно работавшим в технике силуэта. Использовала технологию – выполняла силуэты на камне и делала их отпечатки (литографию). Это позволяло уделять внимание мельчайшим деталям - травинкам, усикам животных, завиткам волос. Крамской, ее учитель в Рисовальной школе, вспоминал: «И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей». Илья Репин дружил с художницей и как-то подарил ей свою картину, написав на обороте: «Елизавете Меркурьевне Бём в знак моего глубочайшего почитания ее таланта. Ее «черненьких» я люблю больше многих-многих беленьких». На выставке представлены четыре листа из цикла «Будущие великие люди».
С 1875 она начинает выпускать альбомы силуэтов — иллюстрации к стихам Н.А. Некрасова, басням И. А. Крылова, рассказам И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого. Всего издано 14 альбомов, принесших мировую известность. Эти альбомы неоднократно переиздавались за границей (в Германии, Франции и особенно часто в Америке).
Но настоящая слава на родине и заграницей пришла к ней после того, как она стала рисовать открытки, за 16 лет было создано более 360 оригинальных композиций. Главными героями на них становились маленькие дети в русских народных костюмах. Они изображались в бытовых ситуациях. Открытки сопровождались незамысловатыми надписями или же пословицами и поговорками.
С 1893 художница работает в совершенно новой для своего времени роли — она делает рисунки для изделий из стекла Мальцевских заводов, директором которых был ее брат Александр. Рисунки на винных, столовых, умывальных приборах, рамках для картин выполнялись разноцветной эмалью или вытравливались прямо по стеклу.
В советское время ее работы не были востребованы, но понятное людям искусство, которое создавала Елизавета Бем, не погибло, а произведения радуют почитателей ее творчества и теперь, когда прошло сто лет спустя после ее кончины
Выставка в ЯХМ будет открыта для посетителей до 17 марта 2019 г.
Татьяна Полтавченко
Фото автора
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Еще на эту тему: «Хвост кометы» русского авангарда
V Международный музыкальный «Коган-фестиваль»
Миссия голландского коллекционера – вернуть из небытия художника-прапорщика
Наше наследие: выставка работ Зинаиды Серебряковой в Ярославле
Закон «О СМИ» как Конституция для журналистов
Выставка «Золотой век» и позитивное прогнозирование будущего