Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событий Лофт «На подсолнухе». 


Вызовы для подростков: как бороться с троллингом


Рубрика:  Лофт «На подсолнухе». 

Автор публикации: Алексей Толотов Найти все публикации автора

Опубликовано: 06/12/2016 12:10

Вызовы  для подростков:  как бороться с троллингом

Проблема агрессивного поведения подростков достаточно давно рассматривается в рамках психологии и педагогики. Но появилась новая форма, которая нуждается в детальном изучении – агрессия подростков в сети Интернет, в частности, в социальных сетях. Как выглядит агрессия в быту  мы все представляем, в интернете  она приобретает другие черты. 

Говоря об агрессии в социальных сетях (1), следует отметить, что она, практически, исключает физическое насилие и затрагивает лишь психологический аспект. Есть  две наиболее распространенные формы агрессивного сетевого поведения: троллинг и  распространение видеороликов. (2)

Троллинг (от англ. trolling –ловля на блесну, прим. автора) – размещение в Интернете провокационных сообщений. Троллем называет того, кто это делает. В основе – подстрекательское, саркастическое, провокационное или юмористическое содержание сообщений, чтобы склонить других пользователей к дискуссии или  привлечение любыми средствами  внимание к собственной персоне. 

Участник одного форума так описывает это явление: «Есть несколько основных поведенческих причин троллинга: личная неприязнь к собеседнику на фоне неспособности аргументированно оспорить его мнение. Часто такие люди выхватывают из контекста отдельные фразы и предложения и выворачивают наизнанку ваше мнение. Цель – заставить вступить в бессмысленное препирательство по малозначимому поводу. Увести беседу от сути. Завести циклический спор.

Срабатывает система опознавания «свой - чужой». Если вы попали в список «свой»,то  вас ,практически всегда поддержат. Поддержат даже те, кто не понимает сути сказанного вами. Если же вы попали в список «чужой», вы обречены на грубое и необоснованное оспаривание вашего мнения. Такие люди часто сбиваются в стайки и атакуют скопом. Чаще всего они желают вашего ухода из сети (форума). Они хотят остаться в своём кругу. В котором все согласны со всеми. Впоследствии и среди них происходит раскол на своих и чужих. Здоровый, образованный и уверенный в себе человек в здравом уме и твёрдой памяти не будет пользоваться вышеописанными методами». (4)

При исследовании троллинга  провели анкетирование 63 учеников 9 классов  обычной средней школе: 30% мальчиков и 70 % девочек, средний возраст  –  15 лет. На вопрос «Есть ли возможность выходить в Интернет?» 94 % о ответили утвердительно, а 6% –  отрицательно.  На вопрос  –  «В каких социальных сетях зарегистрированы?» первое  место в ответах занял сайт «ВКонтакте»,  второе –  «Мой Мир»,  на третьем –  «Одноклассники»,  на четвертом –  «Twitter», на пятом –  «YouTube»,  на шестом –   «Facebook». Один год в соцсети состояли– 32 % и более 3-х лет – 68%. Оказалось, что  одну страницу имеют в  ВКонтакте –  72% опрошенных, две страницы  –  17%,  три и более –11%, и  никто не ответил, что нет страниц.   От 3 до 5 часов  в сети проводят 44%. 

Социальная сеть «ВКонтакте» изначально позиционировался для студентов и выпускников российских вузов, позднее привлекла школьников.  Подавляющее большинство людей предпочитают выходить в социальные сети с персонального компьютера или ноутбука.

При опросе стало ясно, что окружение подростков  – активные пользователи ресурсов: число друзей  «ВКонтакте»» начинается от 40 человек, а верхняя граница достигает 975 человек. В «черный список»  своих друзей переносят 43% опрашиваемых, не делают этого – 50%, затруднились ответить –7%.  Оказалось, что в реальной жизни со всеми друзьями из социальной сети    поддерживают отношения 11%,  почти со всеми –  70 %  и кое с кем –19%.

Основная цель использования социальных сетей для 53% это общение с реальными знакомыми, для  поиска новых знакомств используют соцсеть – 24%.Просматривают ролики все школьники и лидируют музыкальные видеоклипы, видеофильмы и видеообзоры. Можно предположить, что они редко сталкиваются с агрессивными видеороликами, либо большая часть испытуемых пожелала дать социально одобряемый ответ. При этом 47% ответили, что такие ролики есть у них на странице, а 32%– дали отрицательный  ответ. Отношение родителей к социальным сетях, в основном, нормальное. Про троллинг знали 60% школьников, 30% – не знали. В участии в троллинге признались  26%, а 63% – нет.

Выводы.

Современные подростки являются активными пользователями соцсетей и проводят в них довольно много времени. Наиболее популярна— «ВКонтакте». Половина из них с агрессией в социальных сетях. Те, кто имеют несколько страниц в соцсетях, чаще всего встречаются с агрессией, агрессивными видеороликами и троллингом,  занимаются троллингом сами. 

Другая форма проявления агрессии – выкладывание и распространение агрессивных видеороликов.Можно выделить нейтральные и агрессивные видеоролики. Нейтральное видео не содержит явных сцен насилия  и ролики, содержащие социально допустимую агрессию. Агрессивные видеоролики – чаще бывают любительскими (снятые не на профессиональную аппаратуру, без участия актерского состава; участники чаще всего реальные люди, по отношению к которым совершается насилие или которые совершают насилие). Если  проанализировать комментарии  к роликам с физическим насилием, например,  «Якутская разборка. Запинали толпой» (3) и «Школьная драка в Чебоксарах заставила вздрогнуть всех российских учителей», то можно сделать вывод, что высказанное неодобрение агрессии, которое следовало из комментарий и оценок, являются психологической защитой от собственного агрессивного поведения.(4)

Данное явление нуждается в дополнительном анализе и разработке программы, позволяющей провести коррекционные работы с подростками, которые склонны к подобному поведению, однако сейчас имеем некий опыт в области просвещения родителей, педагогов и детей по данной тематике.

Имеется круг постоянных вопросов, которые задают пользователи. На них есть   четкие ответы. Например, как понять, что ко мне на форуме прицепился именно тролль, а не человек, который гораздо лучше меня разбирается в проблеме и просто шокирован моей глупостью?

Непросто быстро определить, кто  с пользователем  ведет диалог – здравомыслящий человек или типичный тролль. У троллей есть ряд отличительных особенностей

Необоснованная агрессия к пользователям с применением ненормативной лексики, оскорбляющая человека.

– Стремление заставить  вступить в бессмысленное препирательство по малозначимому поводу, с дальнейшим стремлением увести беседу от сути переместив её в другое русло  (политики, жизненных, взглядов, ценностей и идей), чтобы нанести максимальный моральный урон.

– Провоцирование пользователей на агрессию (с применением ненормативной лексики), чтобы  «зачистить», т.е.  написать жалобу администрации ресурса, чтобы она удалила пользователя. 

–  Кратковременный «стаж» в профиле пользователя (как давно данный пользователь находится на форуме),  так как обычно тролли долго не засиживаются на одном форуме, поскольку их быстро удаляет администрация, отвечающая за порядок на ресурсе.

– Поскольку большинство троллей – лица подросткового возраста, то в  их сообщениях часто встречается большое количество орфографических ошибок. 

Другой частый вопрос: что делать, если  подозреваю  собеседника в троллинге? 

 Не паниковать, а   проанализировать ситуацию:  изучить профиль собеседника, какой  «стаж» у него на форуме, был ли он «забанен», получал ли  предупреждения от администрации ресурса, взгляните на переписку данного человека с другими пользователями. Если  увидели, что пользователь ведет себя  агрессивно и с другими людьми, пытается вступить в бессмысленные споры, уводит от сути разговора, оскорбляет пользователей, то, скорее всего, вы столкнулись с троллингом. 

Что делать, если столкнулся с троллингом?

 Лучший способ, конечно, это предотвратить общение с троллем и избирательно относиться к кругу собеседников. Если все же столкнулись с троллингом, то постарайтесь не поддаваться на провокации и  завершить беседу, больше не общаться с данным пользователем, если это не помогает, то напишите жалобу администрации сайта.

 Некоторые уверенные пользователи при встрече с троллем сами начинают троллить агрессора, уводя беседу в удобное для них русло, провоцируя  его на ненормативную лексику с дальнейшей угрозой написать заявление в полицию  по статьям клевета, оскорблении чести и достоинства человека.

Может ли тролль найти меня в реальной жизни и применить ко мне физическую силу?

 Теоретически любой опытной пользователь при наличии специальных программ может вычислить местоположение другого человека, однако не каждый тролль готов ехать с одного конца нашей страны в другой, но не стоит рисковать. Если вы боитесь, что вас могут вычислить, то в таком случае лучше  воспользоваться специальной программой, скрывающей интернет адрес. 

Прислушаетесь к  советам и  уменьшите вероятность встречи с троллями.

Алексей Толотов, штатный психолог  следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области. 

Литература:

(1) Avsim.su: Агрессия в социальных сетях [Электронный ресурс]. — 2010.

- Режим доступа:http://www. avs im.su/ forum/blo g/84/entry-122-agressiva-v-

socialnih-setvah/. -14.03.2013

(2) Бэрон, P. Агрессия [Текст] / P. Бэрон, Д. Ричардсон; перевод с англ. С. Меленевская, Д. Викторова, С. Шпак. - СПб.: Питер, 2001.

3) Внебрачных, Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуаль¬ных сообществах [Текст] / Р. А. Внебрачных // Вестник Удмуртского университета Философия. Социология. Психология. Педагогика. - 2012. - № 1. - С. 48-51.

4) Сукисян, С. Г. Агрессия: природа человеческой агрессивности [Электронный ресурс] / С. Г. Сукисян. СПб., 2006.

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Еще на эту тему:Хакеры в засаде: блеф или демонстрация уязвимостей? 

Вместе создавать новый порядок управления интернетом 
 

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).