Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Лофт «На подсолнухе».
Вызовы для подростков: как бороться с троллингом
Рубрика: Лофт «На подсолнухе».
Автор публикации: Алексей Толотов
Опубликовано: 06/12/2016 12:10
Вызовы для подростков: как бороться с троллингом
Проблема агрессивного поведения подростков достаточно давно рассматривается в рамках психологии и педагогики. Но появилась новая форма, которая нуждается в детальном изучении – агрессия подростков в сети Интернет, в частности, в социальных сетях. Как выглядит агрессия в быту мы все представляем, в интернете она приобретает другие черты.
Говоря об агрессии в социальных сетях (1), следует отметить, что она, практически, исключает физическое насилие и затрагивает лишь психологический аспект. Есть две наиболее распространенные формы агрессивного сетевого поведения: троллинг и распространение видеороликов. (2)
Троллинг (от англ. trolling –ловля на блесну, прим. автора) – размещение в Интернете провокационных сообщений. Троллем называет того, кто это делает. В основе – подстрекательское, саркастическое, провокационное или юмористическое содержание сообщений, чтобы склонить других пользователей к дискуссии или привлечение любыми средствами внимание к собственной персоне.
Участник одного форума так описывает это явление: «Есть несколько основных поведенческих причин троллинга: личная неприязнь к собеседнику на фоне неспособности аргументированно оспорить его мнение. Часто такие люди выхватывают из контекста отдельные фразы и предложения и выворачивают наизнанку ваше мнение. Цель – заставить вступить в бессмысленное препирательство по малозначимому поводу. Увести беседу от сути. Завести циклический спор.
Срабатывает система опознавания «свой - чужой». Если вы попали в список «свой»,то вас ,практически всегда поддержат. Поддержат даже те, кто не понимает сути сказанного вами. Если же вы попали в список «чужой», вы обречены на грубое и необоснованное оспаривание вашего мнения. Такие люди часто сбиваются в стайки и атакуют скопом. Чаще всего они желают вашего ухода из сети (форума). Они хотят остаться в своём кругу. В котором все согласны со всеми. Впоследствии и среди них происходит раскол на своих и чужих. Здоровый, образованный и уверенный в себе человек в здравом уме и твёрдой памяти не будет пользоваться вышеописанными методами». (4)
При исследовании троллинга провели анкетирование 63 учеников 9 классов обычной средней школе: 30% мальчиков и 70 % девочек, средний возраст – 15 лет. На вопрос «Есть ли возможность выходить в Интернет?» 94 % о ответили утвердительно, а 6% – отрицательно. На вопрос – «В каких социальных сетях зарегистрированы?» первое место в ответах занял сайт «ВКонтакте», второе – «Мой Мир», на третьем – «Одноклассники», на четвертом – «Twitter», на пятом – «YouTube», на шестом – «Facebook». Один год в соцсети состояли– 32 % и более 3-х лет – 68%. Оказалось, что одну страницу имеют в ВКонтакте – 72% опрошенных, две страницы – 17%, три и более –11%, и никто не ответил, что нет страниц. От 3 до 5 часов в сети проводят 44%.
Социальная сеть «ВКонтакте» изначально позиционировался для студентов и выпускников российских вузов, позднее привлекла школьников. Подавляющее большинство людей предпочитают выходить в социальные сети с персонального компьютера или ноутбука.
При опросе стало ясно, что окружение подростков – активные пользователи ресурсов: число друзей «ВКонтакте»» начинается от 40 человек, а верхняя граница достигает 975 человек. В «черный список» своих друзей переносят 43% опрашиваемых, не делают этого – 50%, затруднились ответить –7%. Оказалось, что в реальной жизни со всеми друзьями из социальной сети поддерживают отношения 11%, почти со всеми – 70 % и кое с кем –19%.
Основная цель использования социальных сетей для 53% это общение с реальными знакомыми, для поиска новых знакомств используют соцсеть – 24%.Просматривают ролики все школьники и лидируют музыкальные видеоклипы, видеофильмы и видеообзоры. Можно предположить, что они редко сталкиваются с агрессивными видеороликами, либо большая часть испытуемых пожелала дать социально одобряемый ответ. При этом 47% ответили, что такие ролики есть у них на странице, а 32%– дали отрицательный ответ. Отношение родителей к социальным сетях, в основном, нормальное. Про троллинг знали 60% школьников, 30% – не знали. В участии в троллинге признались 26%, а 63% – нет.
Выводы.
Современные подростки являются активными пользователями соцсетей и проводят в них довольно много времени. Наиболее популярна— «ВКонтакте». Половина из них с агрессией в социальных сетях. Те, кто имеют несколько страниц в соцсетях, чаще всего встречаются с агрессией, агрессивными видеороликами и троллингом, занимаются троллингом сами.
Другая форма проявления агрессии – выкладывание и распространение агрессивных видеороликов.Можно выделить нейтральные и агрессивные видеоролики. Нейтральное видео не содержит явных сцен насилия и ролики, содержащие социально допустимую агрессию. Агрессивные видеоролики – чаще бывают любительскими (снятые не на профессиональную аппаратуру, без участия актерского состава; участники чаще всего реальные люди, по отношению к которым совершается насилие или которые совершают насилие). Если проанализировать комментарии к роликам с физическим насилием, например, «Якутская разборка. Запинали толпой» (3) и «Школьная драка в Чебоксарах заставила вздрогнуть всех российских учителей», то можно сделать вывод, что высказанное неодобрение агрессии, которое следовало из комментарий и оценок, являются психологической защитой от собственного агрессивного поведения.(4)
Данное явление нуждается в дополнительном анализе и разработке программы, позволяющей провести коррекционные работы с подростками, которые склонны к подобному поведению, однако сейчас имеем некий опыт в области просвещения родителей, педагогов и детей по данной тематике.
Имеется круг постоянных вопросов, которые задают пользователи. На них есть четкие ответы. Например, как понять, что ко мне на форуме прицепился именно тролль, а не человек, который гораздо лучше меня разбирается в проблеме и просто шокирован моей глупостью?
Непросто быстро определить, кто с пользователем ведет диалог – здравомыслящий человек или типичный тролль. У троллей есть ряд отличительных особенностей:
– Необоснованная агрессия к пользователям с применением ненормативной лексики, оскорбляющая человека.
– Стремление заставить вступить в бессмысленное препирательство по малозначимому поводу, с дальнейшим стремлением увести беседу от сути переместив её в другое русло (политики, жизненных, взглядов, ценностей и идей), чтобы нанести максимальный моральный урон.
– Провоцирование пользователей на агрессию (с применением ненормативной лексики), чтобы «зачистить», т.е. написать жалобу администрации ресурса, чтобы она удалила пользователя.
– Кратковременный «стаж» в профиле пользователя (как давно данный пользователь находится на форуме), так как обычно тролли долго не засиживаются на одном форуме, поскольку их быстро удаляет администрация, отвечающая за порядок на ресурсе.
– Поскольку большинство троллей – лица подросткового возраста, то в их сообщениях часто встречается большое количество орфографических ошибок.
Другой частый вопрос: что делать, если подозреваю собеседника в троллинге?
– Не паниковать, а проанализировать ситуацию: изучить профиль собеседника, какой «стаж» у него на форуме, был ли он «забанен», получал ли предупреждения от администрации ресурса, взгляните на переписку данного человека с другими пользователями. Если увидели, что пользователь ведет себя агрессивно и с другими людьми, пытается вступить в бессмысленные споры, уводит от сути разговора, оскорбляет пользователей, то, скорее всего, вы столкнулись с троллингом.
Что делать, если столкнулся с троллингом?
– Лучший способ, конечно, это предотвратить общение с троллем и избирательно относиться к кругу собеседников. Если все же столкнулись с троллингом, то постарайтесь не поддаваться на провокации и завершить беседу, больше не общаться с данным пользователем, если это не помогает, то напишите жалобу администрации сайта.
– Некоторые уверенные пользователи при встрече с троллем сами начинают троллить агрессора, уводя беседу в удобное для них русло, провоцируя его на ненормативную лексику с дальнейшей угрозой написать заявление в полицию по статьям клевета, оскорблении чести и достоинства человека.
Может ли тролль найти меня в реальной жизни и применить ко мне физическую силу?
– Теоретически любой опытной пользователь при наличии специальных программ может вычислить местоположение другого человека, однако не каждый тролль готов ехать с одного конца нашей страны в другой, но не стоит рисковать. Если вы боитесь, что вас могут вычислить, то в таком случае лучше воспользоваться специальной программой, скрывающей интернет адрес.
Прислушаетесь к советам и уменьшите вероятность встречи с троллями.
Алексей Толотов, штатный психолог следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области.
Литература:
(1) Avsim.su: Агрессия в социальных сетях [Электронный ресурс]. — 2010.
- Режим доступа:http://www. avs im.su/ forum/blo g/84/entry-122-agressiva-v-
socialnih-setvah/. -14.03.2013
(2) Бэрон, P. Агрессия [Текст] / P. Бэрон, Д. Ричардсон; перевод с англ. С. Меленевская, Д. Викторова, С. Шпак. - СПб.: Питер, 2001.
3) Внебрачных, Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуаль¬ных сообществах [Текст] / Р. А. Внебрачных // Вестник Удмуртского университета Философия. Социология. Психология. Педагогика. - 2012. - № 1. - С. 48-51.
4) Сукисян, С. Г. Агрессия: природа человеческой агрессивности [Электронный ресурс] / С. Г. Сукисян. СПб., 2006.
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Еще на эту тему:Хакеры в засаде: блеф или демонстрация уязвимостей?