Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийНаучно-популярный журнал «Интеллектуальный капитал»


Часть II «Независимые сетевые издания в новой информационной среде: трудности и ценности»


Рубрика: Научно-популярный журнал «Интеллектуальный капитал»

Автор публикации: Виктория Соцкова, Константин Пряжников Найти все публикации автора

Опубликовано: 09/01/2020 11:27

Продолжение статьи «Независимые сетевые издания в новой информационной среде: трудности и ценности»  

Профессионалы, работающие в сетевых общественных независимых изданиях, в свою очередь, идут на опережение и в условиях большого количества трудностей для работы, предлагают ряд необходимых законодательных инициатив, исходящих из общенациональных ценностей и интересов демократии. Прежде всего, речь идет о продвижении самого статуса «социальный  или общественны журналист». За этим определением стоит гражданская позиция журналиста, отражение в его профессиональном творчестве прежде всего интересов человека, гражданина. Ведь СМИ дает возможность гражданину рассказывать о том, что сам он не может сделать самостоятельно,например, опасаясь преследований за критику. СМИ не обязано раскрывать источник информации и сделает это только по решению суда. В условиях российской действительности (отсутствие защиты свидетелей, возврат письма жалобщика с сообщением ФИО и адреса ведомству, на которое он жалуется, рост коррупции и т.п.) это является существенным аспектом в пользу поддержки института СМИ, созданных журналистами, который имеет право сделать информационный запрос, не раскрывая персональных данных объекта обращения. Но реальной защиты у журналистских СМИ – нет, их легко задавить финансово. Впрочем, как и  журналистов.

§ 4. Многие журналисты выступают с конкретными инициативами по поводу законодательного регулирования отрасли. Журналистское сообщество пытается найти пути продвижения своих предложений, считая сегодняшнюю медиаситуация кризисной.

Так, к проблемам отрасли и её законодательного регулирования попыталась привлечь внимание общества группа ярославских журналистов – редактор сетевого СМИ «Первый национальный» Виктория Соцкова, ярославские журналисты и  члены Союза жэурналистов России» – Артур  Новиков и Алексей Малахов. Часть их предложений была изложена в федеральной инициативе № 76Ф48862 «Информационная реформа» (портал Россйиской общественной инициативы) и затем озвучена на заседании Координационного совета Комиссиипо развитию  СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты России. 

В этой же связи по инициативе редакции Российского сетевого издания «Первый национальный» 15 марта 2019 г. в Ярославле состоялся межрегиональный круглый стол «Средства массовой информации: инструмент пропаганды или отражения объективной реальности. Проблемы, перспективы развития» , участники которого обсудили,  том числе, и проблему «ангажированности средств массовой информации федеральными, региональными, муниципальными органами власти и крупным бизнесом, которые поддерживают печатные издания, телеканалы, интернет-ресурсы, только при условии заказа им нужного контента, близкого их интересам, но далёкого от реальной жизни общества». Были сформированы рекомендации и отправлены в органы государственной власти и Общественную палату России. Эту же тему затронул в своем выступлении на дискуссии круглого стола «Роль средств массовой информации в поддержке, формировании и популяризации ценностей государственности» в конце февраля 2019 г. руководитель Ярославской городской организации Союза журналистов Артур Новиков.

Одно из главных предложений журналистов состоит в том, чтобы сформировать Реестр СМИ с рубрикой «Социальная информация» или Реестр «Социальный журналист». Эти понятия должны быть введены и в закон «О СМИ» и в закон «Об НКО». Необходимо создать Фонд информации, ввести налоговый вычет за пожертвование профессиональным СМИ, созданным журналистами как место работы, ввести уголовную ответственность за противодействие в получении информации, защищать деятельность журналиста также, как и депутата, от угроз и вызовов при выполнении своих профессиональных обязанностей. Люди, которые выполняют в информационном обществе профессиональный долг, должны быть защищены от криминала, с которым им приходится бороться, не имея действенной защиты от государства. В настоящее время профессиональный журналист очень уязвим перед лицом расправы за правдивое слово.

Если СМИ регулярно публикует актуальную и просветительскую информацию, то оно должно получать налоговые преференции (налоговые вычеты по аналогии с налоговыми вычетами у граждан), льготы на оплату помещений, средства на техническое переоснащение, обучение и компенсацию на командировки пропорционально затратам на публикацию социальной информации или информацию социального журналиста. Если журналист создает статью о дейтельности НКО, которое получает грант из бюджета, то он также получает налоговые вычеты на сумму гонорара. Необходимым условием при этом является то, что СМИ должны быть негосударственными и созданными по инициативе журналистского коллектива. Редактор издания должен иметь профильное образование. Тем самым решается вопрос обеспеченности работой журналистов, получивших специализированное образование, поднимается престиж профессии и выравниваются интересы общества, бизнеса и власти. Граждане же получают информацию из независимого профессионального источника.

Если журналист числится в реестре «Социальный или общественный журналист» , то его работу по написанию статьи оплачивает бюджет по утвержденным тарифам на информирование о работе социально-ориентированных НКО. Данный сектор НКО формируется, но общество должно быть оповещено об этой деятельности, т.к. расходуются средства бюджета. Реестр «Социальный журналист» будет служить именно для этого, а СМИ должно предоставлять место под такие публикации, но с условием льгот и субсидий. 

Прозрачность обеспечивается тем, что в Реестре социальных журналистов указываются тема публикации, СМИ, в котором она опубликована и затраченная на это сумма. Источником финансирования независимых СМИ может быть фонд, в который будет перечисляться специальный налог, например, с интернет-провайдеров или мобильных операторов. Эти новые монополисты цифрового рынка внесли и продолжают вносить много перемен в нашу экономику, в том числе, и в медиасреду. Развиваются они, в том числе, и за счет государственных вливаний  в цифровые проекты и в развитие интернета. Следовательно, и государство, и цифровой бизнес обязаны создавать условия для сохранения рабочих мест в сферах, в том числе, в журналистике, которые они затрагивают своей политикой.

В качестве уже существующей законодательной базы для таких изменений может рассматриваться опубликованные 24 марта 2016 г Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека «О совершенствовании механизмов поддержки региональных и муниципальных СМИ», которые содержат также и анализ опыта других стран в части сохранения института независимых СМИ. Но необходимо и внесение соответствующих изменений и в Федеральный закон «О средствах массовой информации» и поправки в другие законы, имеющие отношение к регулированию информационной сферы и развитию экономики. Причем, эти изменения должны быть внесены только после широкой общественной дискуссии и обсуждения в корпоративной среде и творческом сообществе.

Журналисты также считают целесообразным изменение существующего положения, когда регулирование медиасферы осуществляется Минкомсвязью. По их мнению, необходимо создать отдельный самостоятельный регулятор медийной деятельности в стране, учитывающий специфику отрасли, при этом сохранив за указанным выше министерством полномочия по созданию и функционированию производственно-технических предпосылок цифровизации процессов общественной жизни. 

Среди других  предложений журналистов:

- ввести персональную административную ответственность чиновников, за отказ или нарушение установленных законодательством РФ сроков ответа на запрос СМИ, и руководителей юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы, за отказ в аккредитации представителей СМИ при проведении ими любых публичных мероприятий, и приравнять такие действия к сокрытию информации от общества; 

- ввести уголовную ответственность за препятствование деятельности СМИ в достоверном информировании общества и угрозы в адрес журналистов СМИ;

- ввести налоговые льготы субъектам экономической деятельности за пожертвование на деятельность СМИ, учредителями которых выступают физические лица или их объединения в рамках некоммерческих организаций, созданных журналистами как основное место работы, так же, как это сделано для общественных организаций;

- исключить конкурсный подход к распределению бюджетных средств поддержки СМИ, так как он носит протекционистский характер;

- прерогативу оказания бюджетной поддержки региональных СМИ передать региональным (республиканским) Союзам журналистов;

- создать общественные советы при редакциях государственных, региональных и муниципальных СМИ, функцией которых будет обеспечение отражения в их содержании многообразия существующих в обществе мнений по поднимаемым в этих изданиях вопросам [Информационная реформа].

Пока ни один пункт из этого списка не учтен в законодательстве

История одного сетевого издания

Как живется сегодня независимым российским сетевым изданиям, какие перед ними стоят трудности можно увидеть на примере опыта выживания конкретного медиа – российского сетевого издания «Первый национальный», которое было создано в 2014 г . в содружестве программиста Артема Шарова и профессионального журналиста Виктории Соцковой, члена Союза журналистов с 1992 г. и Международной федерации журналистов с 2008 г. Каждый из учредителей привнес в проект часть своих профессиональных знаний и расширил свои профессиональные горизонты. 

Жизненный путь издания начался в условиях, когда возник диктат поисковых систем, «схлопнулся» рекламный рынок, уменьшились возможности получения грантов. Оказалось, что очень непросто оставаться самостоятельным изданием и иметь профессиональное счастье проводить собственную редакционную политику. В это время в Ярославской области, где зарегистрирована редакция, практически, не осталось мест для работы, да и на спонсоров рассчитывать не приходилось. Спонсоров у издания нет и сейчас, что почти летально в российских условиях развития медиа-рынка. Во многих делам помогают коллеги-журналисты, сознающие свою миссию, информационные волонтеры, авторы публикаций, эксперты, правозащитники. 

Редакция использовала только собственные идеи в верстке и создании логотипа, разработке концепции деятельности. Издание имеет редколлегию, экспертный совет, действуют информационные волонтеры. Особое место занимает приложение – научно-популярный журнал «Интеллектуальный капитал». Ищутся способы реализации международного направления, помогающего внести вклад в улучшение имиджа восприятия России. 

На контакт с изданием идут все, кто хочет, чтобы информация была донесена до читателя через профессиональный источник. Все больше становится читателей из других стран, которые хотят видеть реальную картину российской жизни. Люди обращаются в идание в поисках справедливости и защиты, что дает ему возможность ввнести свой вклад в сглаживание социальной напряженности. Журналисты издания уверены, что развитие сетевых СМИ и их участие в информационной работе в глобальном масштабе ведет к обогащению социальной практики нашей страны лучшим опытом других стран во всех сферах общества и должно помочь  преодолеть сложности трансформации уклада и экономический кризис.

В качестве примера препятствий, которые стоят перед изданием, можно привести недавнюю ситуацию, когда «Первый национальный» получил от председателя Союза журналистов России В.Г. Соловьева рекомендательное письмо для обращения к потенциальным спонсорам для оплаты разработки мобильных приложений для сайта СМИ, что позволило бы работать с перспективной молодежной аудиторией – пользователями смартфонов. Изданию необходима техническая модернизация для продвижения на международный уровень, а без нового дизайна и приложений это сделать непросто. СМИ готово компенсировать средства спонсора в рамках договорных отношений, не влияющих на редакционную политику. Но до сих пор редакция не решила к кому можно обращаться за такой поддержкой, чтобы не оказаться в зависимости от иностранного капитала. Ведь большинство крупных российских успешных компаний выводят средства в оффшоры или принадлежат иностранцам, связаны с криминалом или коррумпированы. Связываться с ними было бы серьезным пятном на репутации независимого СМИ. При этом на российском рынке достаточно СМИ, которыми владеют, в том или ином объеме, иностранцы.

Сетевые СМИ являются субъектами рынка, их «продукт» каждый день пересекает виртуальные границы различных стран, ведь информационный поток не знает никаких преград, в т.ч. языковых. Но нет программ по поддержке «экспорта слова», а это в свою очередь влияет на успешность экспорта представителей российского малого и среднего бизнеса, не имеющих информационного «тыла» при освоении зарубежных новых рынков.

    Но несмотря на все сложности, журналисты «Первого национального», как и других независимых сетевых изданий, уверены, что в СМИ должны трудиться люди с профессиональным профильным образованием или опытом работы, и такой подход является самым грамотным и важным, с точки зрения, культурного здоровья нации. Россиян примерно 2,5 % от общего населения Земли, а обладаем мы 40% мировых природных ресурсов. В таких условиях деятельность независимых национальных СМИ – важная часть экономического и политического суверенитета страны, она необходима для сохранения самосознания нации и идентификации россиян как граждан демократической страны. 

Виктория Соцкова, Константин Пряжников

Фото редакции

Впервые статья была опубликована в журнале «Век информации» (сетевое издание)

Еще на эту тему:Социальный журналист – профессия или призвание?

Современные медиа и формирование общенациональных ценностей

Вызовы современной России: реформа информационной отрасли

Цивилизационные ценности и роль независимых СМИ в цифровых трансформациях экономики

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".


(c) 2010 - 2020 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).