Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийКарта мира


Как Запад расставляет акценты в молдово-российских отношениях


Рубрика: Карта мира

Автор публикации: Михаил Ахремцев Найти все публикации автора

Опубликовано: 08/02/2019 17:44

Как Запад расставляет акценты в молдово-российских отношениях

Михаил Ахремцев, молдавский политический аналитик и журналист, размышляет о том, куда повернет страна после выборов – к Западу или к России. Статья в рамках информационного партнерства с журналом «Служба-PR».

По отношению Молдавии к России были несколько периодов: 1991 – 2001 годы – движение в сторону Запада; 2001 – 2009 годы – поворот к России; 2009 – 2019 –снова на повестке интерес к Западу. Вопрос куда повернет страна в 2019 году?

Если попросить жителя какой-нибудь постсоветской страны, рассказать что-то о Молдове – государстве на небольшом, но очень плодородном клочке земли между Украиной и Румынией, то хорошее в большинстве своем будет сказано, скорее всего, о Молдавии советского периода. Или конкретно о людях, живущих в этой окончательно обнищавшей за последние десять лет страны. Люди – это да, люди тут хорошие. О самом же государстве – Республике Молдова – говорить хорошо вряд ли получится. 

Несмотря на то, что Молдова последние десять лет рвется в Европейский Союз, гражданине этих стран знают о ней положительного еще меньше: коррупция, воровство, нищета, государство с замороженным военным конфликтом, вялотекущими этническими и языковыми разногласиями, размытой национальной идентичностью и половиной граждан, находящихся постоянно за рубежом в поисках заработка. И это еще без упоминания о колоссальном долге перед МВФ, ежегодно растущих ценах и тарифах, окончательно деградировавшем образовании и здравоохранении. Неприглядно и неприятно – но именно так выглядит Республика Молдова, спустя 30 без малого лет независимости и 16 лет с момента объявления курса на «интеграцию в Европейский союз». 

Казалось бы, учитывая все вышеназванное, материал на этом можно было бы и заканчивать, как говориться, «пациент, скорее ,мертв». Тем не менее, так может показаться лишь, если оценивать ситуацию в Молдове извне. Большая часть проблем и бед страны происходили и происходят по вине, так называемых, «политических элит». Не потому, что земля неплодородна или молдаване нетрудолюбивы, а экономику маленького государства невозможно развивать. Большую часть накопившихся проблем вполне можно было бы решить в ближайшие лет 5-10. В том случае, если бы у власти находились люди реально заинтересованные в развитии государства. Но увы. На свою беду, Республика Молдова, географически, находится на границе геополитических интересов Европейского Союза, США и России. И это в свою очередь и накладывает неизгладимый отпечаток на политические элиты, которые превращают молдавскую землю обетованную в филиал ада для ее жителей. Попутно, виноватой в происходящих с Молдовой бедах, регулярно почему-то оказывается Россия. Или, по крайней мере, так говорят. И вот отсюда – давайте подробнее и по порядку. 

1991 год… 

«Штормило» Молдову еще с начала 90-х, когда радикальные националисты, оказавшиеся у руля страны, едва ее не передали в подарок соседней Румынии. Можно назвать только чудом, что ликвидации государства тогда не произошло.  Однако выплата зарплат «калошами» и темпы инфляции в экономике уступающие лишь темпам эмиграции населения напоминающей эвакуацию – сделали свое дело. 

Молдаване, уставшие от разгула «демократии» и избытка национализма – привели в 2001 году к власти местных коммунистов, оправившихся от потрясений и развала СССР. Именно потому, пришедшие в парламент и президентуру ПКРМ объявившие приоритетами дружбу с Россией, русский язык, восстановление экономики и борьбу с коррупцией – снискали на тот момент популярность, вылившуюся в абсолютную власть – коммунистам достался пост президента, большинство в парламенте и полностью контролируемое и подотчетное партии правительство.

2001 год…

Восемь последующих лет показали, что местные коммунисты обладают плохой памятью и быстро забывают свои обещания. Разругавшись на третьем году правления по большинству вопросов с Россией, они начали строить «европейскую Молдову». Затянулось это на долгих шесть лет, во время которых в стране начало нарастать недовольство «попыткой усидеть на двух стульях». Как результат – ПКРМ к 2009 году ждала утрата доверия среди населения и прямой приказ из посольства США – «уйти и не мешать другим», с которым спорить тогдашний президент Владимир Воронин, напуганный проходившими ранее в Украине прозападными «майданами», не решился. Это, впрочем, от беспорядков в стране его не уберегло.     

2009 год…

В 2009 году на волне спровоцированного Западом «майдана»  к власти в Молдове пришли люди и партии, имеющие весьма смутное представление о государственном управлении, зато прекрасно разбирающиеся в том, как можно зарабатывать на геополитике и жить на гранты и кредиты ЕС и США. Демонстративно разрушив здание парламента и подпалив президентскую администрацию, они сразу же объявили о «Новом проевропейском курсе страны».

Напуганный происходящим лидер ПКРМ Владимир Воронин «умыл руки» и дал полный «карт-бланш» новой власти. Вчерашние погромщики, умело воспользовавшись тогдашней конъюнктурой на уровне международном, обеспечили лояльное Западу руководство страной (читай русофобское и антироссийское). На внутреннем же уровне, они дали людям если не хлеба, то зрелищ: обещания о вступлении в Европейский союз и соответствующие европейским пенсии и зарплаты. 

На какой-то срок и на фоне стремительно теряющего доверие «коммунистического фланга» – этого хватило. Тем не менее, как и в случае с «коммунистической» партией, восемь лет правления «демократических» сил обернулись тотальным разочарованием, как со стороны внешних партнеров, так и с позиции граждан страны. Так называемый Альянс за Евроинтеграцию (АЕИ) уже после первых четырех лет правления и нескольких реинкарнаций (АЕИ-1, АЕИ-2, АЕИ-3), пришел к очередным выборам в 2014 году  в откровенно «нетоварном виде». Часть альянса (Демократическая партия) погрязла в коррупции и удерживалась во власти лишь благодаря массовой скупке депутатов и административному ресурсу. Другая часть, не менее коррумпированная, стремительно утрачивала «контрольный пакет акций» в АЕИ и предпринимала попытки дистанцироваться. Не успели.   

2014 год…

В предвыборный год на граждан страны в буквальном смысле свалились последствия деятельности «прозападных» партий и политиков. Из бюджета страны был украден миллиард евро, крупнейший банк страны был объявлен банкротом, десятки предприятий и активов, находящихся в государственной собственности были спешно переведены в собственность частную. А Молдова, в одночасье, была признана  одной из самых нищих стран Европы (89 место из 149 стран мира, согласно исследованиям The Legatum Institute, Лондон) и  одной из самых коррумпированных стран в Европе (Доклад Freedom House, Вашингтон).

На фоне этого и для того, чтобы как-то сгладить происходящее падение в пропасть, власти Молдовы получили и спешно подписали статус «ассоциированного члена ЕС», не дающий молдаванам помимо безвизового туристического режима особых преимуществ, зато накладывающий на страну ряд обязательств. Скоропалительное решение вылилось в последующую утрату большей части рынков для молдавской сельхозпродукции, поставляемой до того в Россию. 

С этого момента власти Молдовы получили моральное право занять ярко выраженную и четкую позицию «главных борцов с Россией в регионе». 

Благодаря этому, а также откровенной поддержке Запада, очередной АЕИ на выборах все-таки не провалился, однако его позиции серьезно «просели»  и в главный законодательный орган прошла возрожденная партия социалистов, занявшая пророссийские позиции и объявившая своими приоритетами  промолдавские интересы. Тем не менее, фракция из 24 социалистов в сборной солянке из 101 депутата – не сумела «с наскока» взять власть и что-либо всерьез изменить.

2019 год…

24 февраля 2019 года в Молдове состоятся плановые выборы в главный законодательный орган страны – в Парламент. 

Спустя четыре года ситуация в Республике стала еще более запутанной внешне и, в то же время, гораздо более поляризованной изнутри. С одной стороны конфликта оказались удерживающие при помощи масштабного подкупа, шантажа, угроз и админресурса представители Демократической партии. Умудрившиеся с 2009 года планомерно скупить депутатов из большинства прошедших в 2009 и в 2014 годах фракций – они подошли к грядущим выборам с самыми серьезными с финансовой точки зрения аргументами. В их распоряжении правительство, парламент, государственный бюджет, судебная система, вооруженные силы и силовики. Компенсируя отсутствие работы и дефицит квалифицированных кадров – они в полной мере освоили все передовые наработки по фальсификациям и пропаганде.

С другой стороны, разместилась сборная солянка из партий и политиков, которые вместе с ДПМ в 2009 году громили административные здания, вместе с демократами до 2016 – управляли страной, однако спустя 10 лет оказались оттеснены от рычагов управления страной более оборотистыми «коллегами по коалиции». Впрочем, есть у этой солянки, именуемой нынче «блоком АCUM» («Сейчас», перевод с молдавского языка) и свои козыри. Поддерживаемые некоторыми западными политиками и руководством соседней Румынии, они рвутся во власть, обещая очередную перезагрузку Европейской интеграции. На сей раз, под соусом «борьбы с коррупцией и олигархами».

Не смущает никого ни тот факт, что в блок входят партии, напрямую замешанные в масштабном воровстве, ни то, что финансирование осуществляют два молдавских олигарха находящихся на пмж в Европе. Третьей стороной в назревающей битве за парламент, выступают все те же социалисты, которые с 2014 года успели основательно подрасти. Сперва, отвоевав значительную часть советников и примаров (мэр населенного пункта) на местных выборах в 2015 году и пост главы (башкана) Гагаузии для своего кандидата – Ирины Влах. В 2016 году– социалисты забрали себе еще пост главы государства и президентом стал лидер социалистов Игорь Додон

При чем тут Россия?

И вот с этого момента, наверное, все-таки стоит рассмотреть, при чем же тут Россия и «что ей со всех этих местечковых разборок»? Занимавшаяся до 2001 года решением своих внутренних проблем, озабоченная ростом антироссийских настроений в 2001-2009 годах, прошедшая через подъем и возврат Крыма в 2014, и последовавшую за этим санкционную блокаду 2015-2018 – Россия наконец-то обратила внимание на небольшую, но очень важную в плане своего расположения – Молдову. И вопрос тут не в вине, овощах и фруктах, которые на фоне санкций могли бы продолжать поставлять в РФ молдавские сельхозпроизводители, и не в полумиллионе молдавских граждан, постоянно находящихся в России на заработках. И даже не, в так называемом, Приднестровье – регионе, отколовшемся от Молдовы еще в начале 90-х. 

На протяжении последних нескольких лет западные кураторы из Брюсселя и Вашинтона руками руководства прозападных партий и политиков Молдовы, начали стремительно форсировать события и толкать страну в том же направлении, в котором несколько ранее уже проследовала Украина: в направлении вооруженного конфликта, в который неминуемо будет втянута Россия. 

Только за последние два года, от молдавского правительства и правящего в стране «демократического» большинства, в направлении России как из рога изобилия посыпались угрозы, обвинения и, всевозможного рода – пакости. Начиная от выдворения прессы, объявления персонами нон-грата видных политических и общественных российских деятелей и заканчивая обвинениями в агрессии, запретом телеканалов российских и даже попытками запрета использования топонимов (названий населенных пунктов) на русском языке. Последней каплей – стало удаление русского языка из законодательства РМ. Особенно щедрым на эту антироссийскую деятельность выдались последние полтора года – в преддверии очередных парламентских выборов, нынешняя молдавская «власть» постаралась как можно более четко позиционировать себя в качестве «прозападной».

Как поссориться с Россией: пособие из 25 шагов 

Перечислить все антироссийские действия, предпринятые молдавским «прозападным» руководством за последние годы, в рамках одного материала не представляется возможным. Тем не менее, особо запомнившиеся и наиболее громкие события невозможно обойти. Судите сами: 

1. Запрет молдавским чиновникам и депутатам участвовать в саммитах СНГ (с 23 марта 2017)

2. Решение Конституционного суда о том, что Приднестровье – под российской оккупацией! (5 мая 2017).

3. Высылка 5 российских дипломатов (29 мая 2017 года).

4. Объявление вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина персоной нон грата (2 августа 2017).

5. Обращение в ООН с требованием вывода миротворцев РФ (2 августа 2017).

6. Закон о борьбе с российской пропагандой, который запретил новостные программы из РФ (7 Декабря 2017).

7. Открытие Офиса НАТО (8 декабря 2017).

8. Депорт более 100 российских политологов и журналистов (2016-2018).

9. Закон о замене празднования 9 мая Дня Победы на День Европы ( 5октября 2018).

10. Лишение русского языка статуса «языка межнационального общения» (Конституционный Суд РМ, 4 июня 2018).

11. Блокировка ротации российского ОГРВ через Кишиневский аэропорт (2015-2017).

12. Участие с НАТО в военных учениях на Украине и т.д. («Быстрый трезубец», «Платиновый орел» 2017-2018).

13. Объявление о создании вместе с Грузией и Украиной совместного батальона для защиты от России (8 марта 2018 г.).

14. Голосование в ПАСЕ, ООН за антироссийские резолюции и санкции (2016-2018).

15. Спикер молдавского парламента Андриан Канду озвучил намерение «взыскать с РФ миллиарды $ за «оккупацию» Приднестровья». (14 января 2018).

16. Создание препон для экспорта молдавской продукции в РФ.

17. Заморозка работы межправительственной молдо-российской комиссии с 2016 года.

18. Заморозка работы межпарламентской группы дружбы с 2009 года.

19. Отказ принять закон о переводе инструкций к лекарствам на русский язык на территории Молдовы.

20. Отказ признать статус наблюдателя РМ при Евразийском Экономическом Союзе (14 мая 2018).

21. Премьер-министр Молдовы Павел Филип обвинил Россию в нарушении целостности и оккупации левого берега Днестра (24 августа 2018 года).

22. Председатель парламента Молдовы Андриан Канду заявил, что Молдова, Украина и Грузия могут подать совместный иск к России в связи с агрессией Кремля и оккупацией части их территорий (13 июня 2018 года).

23. По просьбе Демпартиип, правящей в Молдове, председатель Палаты депутатов Конгресса США Пол Райан выступил с обвинениями в адрес России во вмешательстве в молдавские выборы (18 июля 2018).

24. Председатель парламента Андриан Канду в эфире одного из американских телеканалов открыто обвинил Россию во вмешательстве во внутренние дела и в предстоящие выборы Молдовы и Украины (декабрь 2018 года)

25. Спикер парламента Андриан Канду в своем интервью для американского ежедневного издания «The Washington Times» обвинил Россию в оккупации 11% территории Молдовы и заявил, что так называемое Приднестровье – глобальная угроза (январь 2019).

На фоне этих событий раздаются пока едва слышимые предложения о выходе из состава СНГ, разрыве дипломатических отношений с РФ, отказе от российского газа и, даже, – на украинский манер – об отрыве молдавских верующих от РПЦ и тотальном переподчинении православной церкви Молдовы – Бессарабской митрополии, еще с далекого 2002 года зарегистрированной на территории Молдовы и находящейся в полном подчинении Румынской православной церкви. Тем не менее, все эти заявления не находят ни отзыва, ни понимания со стороны широких масс и остаются уделом политических маргиналов. Пока.

А НАТО вам не надо?

Еще одним из рычагов, применяемых Западом в противостоянии с Россией, безусловно, был и остается североатлантический альянс НАТО.  Год за годом, шаг за шагом, он приближается к границам России охватывая одну страну за другой – размещая военные базы, проводя военные учения, готовя кадры к потенциальным вооруженным конфликтам на постсоветском пространстве. Например, в Грузии – это оборачивается крупным провалом и временным относительным затишьем, на Украине – национальной катастрофой и затянувшимся вооруженным конфликтом, в котором фигурируют и американские деньги, и НАТОвская техника, и оружие, и «западные» наемники.   

Молдова в поле зрения европейских и американских «ястребов» попала еще в начале 90-х годов прошлого века по вине радикальных и националистических настроений. Молдавская государственность в те времена переживала непростые времена. Кровавый конфликт правого берега Днестра с левым –едва не перерос в полномасштабную войну и лишь чудо и российские миротворцы сумели погасить разгорающуюся «горячую точку». 

С тех пор наличие непризнанного государства на левом берегу Днестра, а также наличие в оном миротворцев– неиссякаемая тема для нападок на Россию в том числе и со стороны НАТОвского руководства, лелеющего мечту когда-нибудь заменить российский миротворческий контингент на полноценную военную американскую базу. Последние несколько лет, молдавское руководство всячески продвигает идею вступления в НАТО. Под это дело и министра в обход пророссийского президента назначили, и регулярные учения проводили, и технику НАТОвскую на 9 мая привозили. Апогеем стало открытие «Информационного центра НАТО» в Кишиневе 3 октября 2018 года. Его основной задачей назвали «информирование населения Молдавии о деятельности Североатлантического альянса». Разумеется, что озвученные цели – это всего лишь пустые декларации и ни о каком информировании речи не идет, равно как нет к деятельности альянса и интереса со стороны молдавских граждан. Более 60% молдавских граждан высказываются категорически против НАТО. Однако открытие данного информцентра следует рассматривать, скорее, как прецедент и, в последующем, как плацдарм для открытия полноценного представительства или базы на территории нейтральной по конституции страны. Если ничего не поменяется в ее руководстве, разумеется.

Как Запад борется с Россией в Молдове 

На самом деле, в антироссийских действиях молдавских прозападных властей нет ничего нового. Практически каждый шаг, каждое заявление, каждое обвинение – полностью повторяет аналогичные, звучавшие ранее из уст политиков Прибалтики, Грузии, Украины. Прикормленные грантами и кредитами молдавские власти покорно следуют указаниям из уже затертых до дыр методичек, огульно обвиняя во всех бедах Молдовы и мира – Россию. Плохие дороги – Россия виновата, дыра в бюджете – русские тому виной, дождь пошел – то лично по вине Путина. Важно задекларировать это, ну а после – можно с чистым сердцем приниматься за «борьбу». Благо в этой борьбе, «прозападные» силы Молдовы – не одиноки.

Американские и европейские институты и структуры с готовностью протягивают руку помощи. Помимо русофобской истерики властей, в стране действует не менее русофобская «конструктивная оппозиция» – ряд политформирований, созданных и работающих на деньги фонда Сороса и румынских спецслужб. Партия «Действие и солидарность» и ее лидер Майя Санду в 2016 году уже попыталась на выборах президента Молдовы открыто дать бой России. Бой дала и – проиграла. Несмотря на рекордные суммы, затраченные на предвыборку и на колоссальные фальсификации и махинации с избирательными списками – этого не хватило, для победы над пророссийским лидером социалистов – Игорем Додоном

В 2018 уже на выборах столичного мэра, лидер другой партии, Андрей Нэстасе (партия «Платформа Достоинство и Правда») – спасал Кишинев от привидевшихся ему русских танков.  Выборы в Парламент страны 2019 года  также проходят под геополитическими знаменами.

Впрочем, что мы все о политике? Понимая, что не одними лишь предвыборными технологиями и методами можно одержать победу, Запад активно финансирует гражданское общество и активистов, всячески поощряя их денежными подачками «на продвижение демократии, развитие гласности» и т.п. Фактически – исподволь, планомерно, готовится почва для «майдана» на случай, если путем выборов удержать власть в стране не получится. Специально для них, некоторые крупные институты даже открыто публикуют «методички»-руководства к действию.

Так, например, английский Chatham House (он же – Королевский институт международных отношений, Royal Institute of International Affairs), опубликовал подробное исследование по ряду постсоветских стран «Civil Society Under Russia’s Threat: Building Resilience in Ukraine, Belarus and Moldova». И чего там только нет, папример, 10 шагов к майдану или как выращивается «демократическое гражданское общество».

Если вкратце, то большая часть рекомендаций адресованных, так называемому, «гражданскому обществу» от главных «импортеров демократии» выглядят примерно так:

Первое. Не ждать быстрых результатов, а разработать стратегию на десятилетие, «долгосрочную повестку дня».

Второе. Направить усилия и средства на обучение журналистов и масштабные информационные программы, направленные на «борьбу с фальшивыми новостями». При этом потребуется переориентировать уже существующие в Молдове подобные проекты с внутренней политики на антироссийскую, отмечают в Лондоне.

Третье. Как и в Белоруссии, вползти в систему образования с помощью проектов «медиаграмотности» и развития критического мышления. Именно в школах и вузах эксперты Chatham House прогнозируют «наилучшие шансы на успех». «Это потребует реформы сектора образования, чтобы сделать обучение в этих областях не только систематическим, но и обязательным», – указывается в докладе.

Четвёртое. Развивать антироссийские проекты в сельской местности (особенно в Приднестровье и Гагаузии), в молодёжном сегменте социальных сетей, в русскоязычной среде.

Пятое. Поддерживать «независимые» медиапроекты с «альтернативным содержанием», сосредоточившись на социальной рекламе и развлекательной информации. Финансировать такие телеканалы как TV8, альтернативные средствам массовой информации на русском, гагаузском и украинском языках.

Шестое. Задействовать прозападную молдавскую диаспору, представители которой подавляющим большинством проголосовали за кандидата Майю Санду на президентских выборах в Молдове в 2016 году.

Седьмое. Опереться на нестоличные НКО, поскольку «районы страны имеют первостепенное значение для повышения устойчивости с нуля». Здесь обратиться к темам, важным для граждан, – социальной политике, коррупции властей, правам человека и так далее.

Восьмое. Создать сеть молдавских, белорусских и украинских НКО для обмена «ценными знаниями и примерами передового опыта» на ниве противодействия России.

Девятое. Привлечь к религиозным проектам, направленным против Православной церкви, католиков, униатов, протестанов и сектантов.

Десятое. Западным политикам рекомендуется чаще посещать районы Молдовы с тем, чтобы «взаимодействовать» с местными НКО и средствами массовой информации.

Согласитесь – весьма доступные, достаточно простые и, самое главное – легко реализуемые при наличии финансирования шаги. Так, ну или почти так, когда-то «обрабатывали» Украину.

И в заключении…

Безусловно, нельзя не отметить тот факт, что Россия последние годы с особым вниманием следила за всеми процессами, которые происходили на постсоветском пространстве. Тем не менее, долгое время на первом плане находились российско-украинские, российско-белорусские, российско-казахстанские и российско-армянские отношения. Молдова же, была предоставлена сама себе или, точнее – Европейскому союзу и США. Сюда постоянно наведывались еврочиновники и еврокомиссары, подписывались соглашения и выдавались гранты, к 2009 году это вылилось в государственный переворот под флагами ЕС, а в 2014 – в подписание соглашения об ассоциации (соглашение, от которого Молдова больше потеряла, нежели приобрела). 

Несколько лет назад, в отношениях Молдовы и России начали намечаться серьезные перемены. В первую очередь, они оказались выражены в самом подходе к взаимоотношениям. Если ранее Республика Молдова для России была Молдавией, постсоветской страной с вином, фруктами и молдаванами, приезжающими в Москву на заработки, т.е. страной с которой по умолчанию должны быть близкие отношения. Сейчас, российские дипломаты наконец-то осознали необходимость переформатирования и перешли в российско-молдавском диалоге на общение в большей степени практичное и прагматичное. Теперь, Россию не предлагают «любить» за какие-то былые заслуги и «по старой памяти», а предлагают Молдове наладить деловой и практичный диалог с построением общего будущего. Это членство в Евразийском экономическом союзе и инвестиции в молдавскую экономику, совместные бизнес-проекты и взаимопроникновение культур. 

Все это является превосходным заделом на будущее и оттого неизбалованный российским вниманием рядовой молдавский гражданин – все чаще обращает свой взор в сторону РФ. Так, согласно регулярно проводимым опросам, более 42% молдавских граждан желают скорейшего вступления Молдовы в ЕАЭС (для сравнения, за ЕС около 35%). Владимир Путин и поныне остается самым популярным политиком для молдавских граждан – за него свой голос на сегодняшний день готовы отдать порядка 60% молдаван (для сравнения, следом за ним идет Ангела Меркель с рейтингом доверия в 45%). Укрепление отношений с Россией – поддерживают все те же 60% жителей молдавского государства. Русский язык в ходу у 80% граждан Молдовы. 

Оптимистично, верно? Однако, все эти сухие цифры в конечном итоге могут так и остаться «сухими цифрами», поскольку без политической воли  реализовать в той или иной степени все запланированное будет возможно, если к власти в Молдове после предстоящих в 2019 году парламентских выборов придут другие силы, незараженные русофобией и не контролируемые Западом, а интерес России к Молдове – останется на нынешнем уровне и будет и далее выражаться в конкретных действиях. 

Михаил Ахремцев, Кишинев,  Молдова

Фото предоставлено автором

Статья в рамках информационного партнерства с журналом «Служба-PR»

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Еще на эту тему:

Президент ПМР Вадим Красносельский: «Изменение формата миротворческой миссии недопустимо»

Как в Молдове выбирают градоначальника Кишинева

Антироссийские виражи: «отстрел» журналистов на подлете к Кишиневу

Противостояние в Молдавии: евроинтеграторы или воля народа.

 

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".


(c) 2010 - 2019 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).