Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Камертон: интервью, обзоры, комментарии, мнения экспертов.
Александр Малькевич: «Средствам массовой информации нужна поддержка со стороны государства»
Рубрика: Камертон: интервью, обзоры, комментарии, мнения экспертов.
Автор публикации: Александр Малькевич
Опубликовано: 14/05/2018 16:04
Александр Малькевич: «Средствам массовой информации нужна поддержка со стороны государства»
Мы все знаем старую народную истину, которая гласит, что без прошлого нет будущего. Для того, чтобы знать настоящее, понимать, что нас ждет в будущем, мы должны знать свое прошлое, изучать свою историю. История – это учитель жизни, и, если мы плохо изучаем этот предмет, она сурово нас наказывает.
И, как точно однажды сказал наш Президент, «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — патриотизм».
Тема воспитания патриотизма среди молодого поколения сегодня остро стоит как на региональном уровне, так и на федеральном.
Воспитание патриотизма – это многогранный процесс, который требует больших усилий, причем не в последнюю очередь от средств массовой информации, ведь ответственность журналистов сегодня в обществе и для общества – не меньше, чем у врачей.
В ходе конференций и круглых столов в последнее время все чаще поднимается вопрос о стимулировании СМИ к яркому и всестороннему освещению патриотической тематики, связанной с историческими традициями нашей страны и современными задачами патриотического воспитания. Иными словами, о побуждении новых медиа к тому, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное».
Моя позиция всем давно известна: я считаю, что должен быть так называемый «госзаказ» на хорошее, и государство должно обязательно мощно и серьезно вкладываться в создание как отдельных СМИ, так и программ для детей и юношества, которые выполняли бы образовательную и воспитательную функции.
Социально значимые темы тонут среди негатива, который формирует «трафик» просмотров. Без господдержки происходит неизбежная коммерциализация СМИ, особенно региональных, именно поэтому необходим госзаказ на позитивные темы, на образовательные и просветительские проекты. Средствам массовой информации нужна поддержка со стороны государства — и не только моральная (на словах и в законодательстве), но и материальная. Возможно, Роспечать или Союз журналистов России совместно с Министерством образования и науки РФ могли бы подготовить отдельное грантовое направление для стимулирования региональных (прежде всего, эфирных!) средств массовой информации.
Необходимость в увеличении количества грантов и выделяемых средств для региональных СМИ очевидна, потому что тезис о том, что «рынок все расставит по своим местам», не работает в отношении образовательных, обучающих, познавательных, цикловых передач. Все эти журналистские начинания невозможно реализовать в рыночных условиях, потому что рекламодатель в подобные программы и проекты не приходит.
Я представляю в Общественной палате РФ Омскую область, где мы придумали уникальный проект – систему глубинного изучения истории и привлекли к участию подростков, демонстрирующих асоциальное поведение.
Отличительной особенностью нашего проекта является полное погружение детей в историю Сибири с использованием интерактивных форм. В России нет подобия нашей телеигры. «Знамя Ермака» — это детское историко-патриотическое реалити-шоу, отечественный аналог игры «Форт Боярд». Мы являемся своего рода первопроходцами в создании новаторской методики изучения истории России. Уроки краеведения в школах, к моему большому сожалению, не отвечают запросам современных детей, которые в своей повседневной жизни привыкли смотреть видео в интернете, кликать, лайкать. Мы стараемся быть с ними на одной волне. История должна быть не только в школе и на экране телевизора — она должна быть рядом с ребенком в его повседневной жизни в привычных для него формах.
На сегодняшний день существует множество возможностей для создания ярких и увлекательных историко-патриотических проектов для молодежи. Современные СМИ стремительно перебираются в онлайн, популярными становятся именно интерактивные проекты и онлайн-платформы, которые в интересном формате рассказывают молодому поколению исторические факты, прививают культуру и любовь к Отечеству. В первую очередь это видеофильмы для изучения школьных образовательных программ или наполнение социальных сетей и молодежных сайтов креативным контентом патриотической тематики. Современные реалии также способствуют разработке портала или канала на сервисе YouTube, где размещались бы масштабные проекты региональных СМИ, в том числе совместные, созданные на межрегиональном уровне. Воспитание патриотического духа среди молодого поколения в таком формате — как раз то, в чем нуждаются и СМИ как создатели продукта, и дети как его потребители.
При этом это не должны быть разовые журналистские работы. Необходимы именно системные проекты, в том числе те, которые могли бы объединить ряд регионов в создании совместных масштабных программ, способных формировать общественное мнение.
Согласно исследованию Росмолодежи, уже почти 20% ребят не считают себя патриотами. Они и не будут считать себя таковыми, пока не проникнутся историей своего родного края. Мы знаем, что достаточно выйти на улицу и провести опрос среди молодых людей в области истории страны, и результаты будут удручающими. Еще немного, и мы действительно будем извиняться перед фашистами за свою Победу, перед поляками – за 1612 год и так далее. Происходит деградация – и все это каждодневно творится вокруг нас.
Для меня, в принципе, все понятно: в условиях отсутствия государственного заказа на хорошее, на позитив, в отсутствие системной работы с молодежью удивляться нечему! Природа не терпит пустоты, все заполняют примитивные реалити-шоу и гнусные программы. Да, я не оговорился; главное — ведь именно оттуда приходят «герои» нашего времени, которые не могут служить вообще никакими образчиками поведения, но именно их массовая культура и федеральные каналы навязывают как примеры для подражания (не будем тут лишний раз вспоминать «звезд» аморального поведения). Чего же мы хотим от наших детей, когда все вот так происходит с ними и вокруг них?
Этот вопрос должны регулировать не только профессиональное сообщество, а в первую очередь государство. Оно же должно предоставлять специальную грантовую поддержку или дополнительное финансирование для развития цикловых историко-патриотических проектов в СМИ, ведь именно ему —Государству — следует быть заинтересованным в том, чтобы у нас в стране выросло правильное, достойное поколение.
Александр Малькевич, генеральный директор ГТРК «Омск» (12 канал)
Фото из архива автора
В рамках информационного партнерства журнала «Служба PR» Издательского дома «Панорама» и Российского сетевого издания «Первый национальный»
Еще на эту тему:Культура СМАРТ-потребления: что это такое?
Послесловие к «Правде и справедливости-2017»
Ключевой момент работы пресс-службы Республики Крым – противодействие информационным угрозам
Журналистика в регионе – это сервильность или миссия?
Союз СМИ и библиотек – чтобы не пропасть по одиночке?
Социальный журналист – профессия или призвание?
Отраслевые СМИ как драйвер экономики
МИА «Россия сегодня» и как говорить о том, о чем другие молчат
Следственный комитет России и искусство формировать индивидуальность организации
Цивилизационные ценности и роль независимых СМИ в цифровых трансформациях экономики