Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийСоциум, экономика, политика


Анатомия программы «Школа 2100»: проблемы школы глазами родителей.


Рубрика: Социум, экономика, политика

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 24/10/2016 18:23

Анатомия программы «Школа 2100»: проблемы школы глазами родителей.

В редакцию «Первого национального» обращаются родители, обеспокоенные качеством образования, компетенцией учителей и проблемами, вызванными программой «Школа 2100». Одна мама двух школьниц  из Ярославля  решилась на откровенный разговор на эту тему. Предоставляем ей возможность высказаться без купюр. 

                    Домашние задания для детей.

     Большое количество школ до сих пор работает по программе «Школа 2100», которая отменена  два года назад.  Программа предназначена для обучения одаренных детей.  Дети в обычных общеобразовательных школах испытывают трудности в обучении. Занятия перегружены различными   предметами, домашние задания объемные, нормы п. 2.9.19. САН ПИН 2.4.2.1178,  по  которым на выполнение домашних заданий  в начальной школе не должно затрачиваться более 2 часов в день, не соблюдаются. По действующим нормам время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать 30 минут. В реальности  дети затрачивают 1-1.5 часа. 

Двое моих детей учатся в 4 классе. Чтобы полностью выполнить домашнее задание и получить хорошую отметку, им приходится затрачивать по 5-6 часов в день. Если ребенок быстро делает уроки, значит, он не полностью выполняет домашние задания и больше тройки не получит. Как объясняют эту проблему преподаватели, у каждого ребенка разные способности, поэтому дети затрачивают разное количество времени. Мои дети учатся в одном классе, причем один ребенок отличник (в классе всего два отличника), но даже он никогда не успевает выполнять домашние задания за 2 часа, а, как правило, затрачивает не менее 3-4 часов. Иногда дети просиживают за уроками до 10-11 часов вечера, что отрицательно сказывается на  здоровье. Например,  как-то на дом было задано пять предметов: английский язык (выполняли 1 час с репетитором), русский язык (выполняли 1.5 часа), по математике нужно было доделать классную работу (выполняли 40 минут), по окружающему миру было задано прочитать параграф про нервную систему и выполнить задания в рабочей тетради (выполняли 1 час), по литературному чтению было задано прочитать 21 страницу литературного произведения, озаглавить его части  и выполнить задания в рабочей тетради (выполняли 2 часа). В результате один ребенок закончил уроки в 23-00,  а второй в 24-00. На следующий день дети просто физически не смогли встать в 7 утра, и в школу  не пошли.      

 Утром у детей очень часто болит голова после вечернего переутомления. Мои дети пошли в 1 класс в 2013 году, уже в конце I четверти они состояли  на диспансерном учете у врача-невролога с диагнозами «нервный тик» и «нарушение сна». От нагрузок на глаза падает зрение.После окончания 1 класса зрение понизилось, каждые полгода  проходим двухнедельный курс лечения у офтальмолога. Чтобы попасть на лечение, нужно записаться  за полгода, это говорит о том, что проблема со зрением у детей  актуальна. Многие  уже в начальной школе носят очки.

      Согласно действующим нормам, домашние задания обучающимся начальных классов на выходные дни не задаются. В нашем классе на выходные дни, наоборот, задаются самые большие задания (сочинения, изучение нескольких параграфов по окружающему миру и т.д.), что, практически, лишает детей права на отдых.

    Учебная программа включает  массу контрольных и проверочных работ по всем предметам. Почти каждый день дети пишут тесты, проверочные и контрольные работы, иногда в день по нескольким предметам. На их подготовку  затрачивается больше учебного времени, чем на объяснение и закрепление нового материала. Чтобы получить хорошую отметку за контрольную работу, дети должны дома, помимо выполнения домашних заданий, готовиться к этим работам, что приводит к дополнительным затратам времени. Сам факт наличия такого количества проверочных работ отрицательно сказывается на психике детей, потому что они волнуются и нервничают, кроме того, им постоянно напоминают, что  в 4 классе они будут сдавать ЕГЭ, что приводит к дополнительным стрессам.

     Наиболее объемными и труднодоступными предметами в 4 классе являются окружающий мир и литературное чтение. 

      В 3 классе во втором полугодии по окружающему миру дети изучали курс русской истории от Древней Руси до современной России. Согласно разъяснениям специалистов, этот материал изучается в 5-6 классах, а в 3 классе носит ознакомительный характер. Учебник написан труднодоступным языком, материал не всегда понятен для детей такого возраста. Однако наших детей заставляли выбирать из него основные мысли и термины,  конспектировать и  пересказывать. Можно себе представить, сколько времени затрачивали дети на написание и пересказ таких конспектов? В результате мне приходилось печатать главы о Петре 1, Революции 1917 года, Сталинских репрессиях и т.д. и перерабатывать эти материалы, чтобы дети могли их понять и пересказать. Из всего класса пересказывать исторические материалы могли только 5-7 человек.

       В 4 классе изучение окружающего мира началось с анатомии (материал 7 класса). Дети в возрасте 10 лет не понимают, что такое нервные клетки, гемоглобин, глазное яблоко, пуповина и т.д. Следует отметить, что преподаватель не всегда объясняет материал по данному предмету и детям приходится изучать его дома самостоятельно. По каждым двум пройденным темам дети пишут проверочную работу.   В конце I четверти каждый ребенок из класса должен написать доклад о каком-либо органе человека и пересказать его, а пересказ анатомии гораздо сложнее, чем исторических текстов.

         Изучение литературного чтения в 4 классе началось с раздела «Древнерусская литература». Детям предлагаются для прочтения и анализа «Поучения Владимира Мономаха», стихи справщика Савватия,  Кариона Истомина и другие произведения, написанные на старорусском языке. После изучения этого раздела детям было задано сочинение на тему  –  «Какие мудрые мысли я нашел в произведениях авторов XXVI-XXVII веков». Как можно сочинения написать, если дети не только не поняли эти произведения, но даже не могут их прочитать? 

        При выполнении домашних заданий по литературному чтению и окружающему миру, практически, все дети пользуются готовыми домашними заданиями (ГДЗ) или интернетом, потому что  материалы этих учебных пособий зачастую недоступны для понимания учащихся 4 класса.

        Мы неоднократно обращались на родительских собраниях к классному руководителю с просьбой уменьшить объем домашних заданий и найти возможности облегчить процесс обучения для детей. Однако преподаватель считает,  что у нас в классе слабые дети. В результате домашние задания полностью выполняют лишь 5-7 человек в классе, остальные просто не обращают на них внимания, к тому же не все родители имеют возможность и желание четвертый год учиться вместе с детьми.   

 Уравниловка.

     Некоторые дети в нашем классе не выполняют или не полностью выполняют  домашние задания, не ведут рабочие тетради, не учат заданные стихи, не пишут доклады и сочинения, то есть учатся на неудовлетворительные отметки. Однако преподаватель не может поставить им оценку «два» и ставит тройки за четверть. С другой стороны есть дети, которые выполняют все задания, до поздней ночи сидят за уроками и стараются получить хорошие отметки, но у них не все получается, при написании контрольных и проверочных работ они допускают ошибки от волнения или от невнимательности. Эти дети также получают тройки. Такая ситуация приводит к потере у детей интереса к обучению и снижает активизацию способностей учащихся.

   Домашние задания для родителей.

       В программе «Школа 2100» предусмотрены  сочинения по литературному чтению, доклады по окружающему миру. Большинство этих заданий ребенок самостоятельно выполнить не может, поэтому это делают родители. Так как у меня двое детей, мне приходится выполнять по две работы. За сентябрь и первую декаду октября 2016 года я уже написала 6 сочинений по литературному чтению и 2 доклада по окружающему миру. Дети, которым не помогают родители, не получают отметки выше тройки. Кроме того, дети постоянно обращаются за помощью при выполнении заданий по математике и русскому языку. Особую сложность вызывают задачи по математике, в 4 классе дети должны решать задачи из 5-6 действий.

Иностранный язык.

Курс английского языка «Enjoy English» (автор М.З. Биболетова) является очень сложным. Почти все дети выполняют домашние задания с помощью родителей или с помощью  Интернета. Дети, семьи которых имеют материальную возможность, занимаются с репетиторами.  На изучение английского языка предусмотрено всего 2 часа в неделю, что недостаточно для такого объема информации. В 2015-16 учебном году наш класс был разделен на 2 подгруппы по английскому языку. С начала текущего учебного года весь наш класс (20 детей) обучается у одного преподавателя. 

Как нам объяснила классный руководитель, 20 человек это недостаточное количество детей для разделения на 2 подгруппы. В результате преподаватель английского языка не имеет возможности на уроке работать со всеми детьми. Дети за 2 года обучения английскому языку не научились писать, хотя контрольные работы состоят из 3-4 страниц письменного текста. Хорошо читают в классе только 2-3 ребенка, занимающиеся  языком дополнительно. В самой  школе к английскому языку относятся, как к второстепенному предмету. При задании уроков на дом классный руководитель не считается с тем, что для выполнения домашнего задания по английскому языку также требуется время. Так, при выполнении домашних заданий по литературному чтению и окружающему миру, ребенок должен сначала прочитать пройденный текст, а потом заполнять рабочую тетрадь. Для повторения устного урока по английскому языку у большинства детей просто не хватает времени, поэтому выполнение домашнего задания сводится только к заполнению рабочей тетради или заучиванию слов.

В школе с 6 класса  вводится  изучение второго иностранного языка (немецкого) в количестве 1 часа в неделю. Чему можно научиться за 1 час в неделю при количестве детей 20 человек в группе?  Этот вопрос обсуждался в нашем классе на родительском собрании. Родители считают, что введение с 6 класса второго иностранного языка приведет к полной путанице у детей, и они не будут знать ни одного иностранного языка.  Для углубленного изучения иностранных языков существуют специальные школы, где уроки иностранного языка проводятся 5-6 раз в неделю и большинство детей занимаются с репетиторами или в дополнительных учреждениях образования. 

На родительском собрании нашего класса было предложено: 

Не вводить изучение второго иностранного языка в неспециализированных общеобразовательных школах.

Учебные часы, предусмотренные в нашей школе для изучения второго     (немецкого) языка, добавить для изучения программы по английскому языку для того, чтобы дети могли хорошо овладеть хотя бы одним иностранным языком.

    Физкультура.

       Многие родители не согласны c тем, что физкультура преподается в количестве  3  часов в неделю (в школе, где учатся мои дети – 4 часа в неделю, т.к. 1 час составляет внеурочная деятельность).  Родители предлагают, чтобы физкультура в школах преподавалась не более 2 раз в неделю, в третий час был добавлен для изучения других предметов (иностранного языка, литературного чтения).  Даже дети, которые занимаются в спортивных школах и тренируются по 5-6 раз в неделю, не освобождаются от занятий физкультурой в общеобразовательной школе. Однако неизвестно, чего больше получают дети на этих уроках: оздоровление или травмы и стрессы.

Группа продленного дня и внеурочная деятельность.

         Многие родители не согласны с тем, что их дети должны в принудительном порядке посещать группу продленного дня и находиться в школах до 14ч. 30 мин. или до 15ч. Это актуально для детей 1-2 классов, которые не могут самостоятельно добираться до дома. Дети 3-4 класса уже вполне самостоятельные, почему они должны высиживать лишнее время в школе. Как мне разъяснили в Департаменте образования мэрии Ярославля, дети могут оставаться в группе продленного дня только по желанию родителей, однако во многих школах детей, которые учатся в первую смену, заставляют оставаться на «продленке», очевидно, классные руководители получают доплату, если все учащиеся в классе посещают группу продленного дня. В классах, где дети учатся во вторую смену, никаких продленок нет.

       То же касается и внеурочной деятельности. Фантазии классных руководителей в этом вопросе безграничны: кто-то всем классом посещает бассейн, кто-то всевозможные кружки и т.д. Согласно действующему законодательству, ребенок должен посещать 10 часов внеурочки в неделю, либо принести справку, что он занимается в учреждениях дополнительного образования, тогда он освобождается от внеурочной деятельности, и то со стороны преподавателей это преподносится как поблажка. Очевидно, что это также один из способов доплаты классным руководителям. Вопрос в том, какое право имеет школа вмешиваться в личную жизнь ребенка не во время учебного процесса и почему родители должны приносить справки о том, где дополнительно занимается их ребенок, если он посещает эти занятия не во время уроков? У каждого ребенка разные интересы, характер и здоровье. Кто-то посещает несколько учреждений дополнительного образования, а другому ребенку необходимо больше гулять и дышать свежим воздухом.

      Электронный дневник.

       Многие родители считают, что необходимо вместо ведения электронного дневника вернуться к бумажному формату. Такой дневник является документом, где преподаватель ставит свою подпись рядом с отметками, а родители еженедельно подписываются, что они с этими отметками ознакомлены. Домашние задания в электронном виде, как правило, заполняются преподавателями с опозданием, то есть если ребенок не посещал школу, в этот день он их узнать не сможет. Кроме того, не во всех семьях есть интернет. Во-вторых, классный руководитель распечатывает отметки по всем предметам 1 раз месяц и выдает детям в конце месяца или в начале следующего. Родители, которые следят за успеваемостью своих детей, особенно, если у них спорные отметки, хотят получать информацию об успеваемости своевременно, чтобы можно было разобраться в непонятных детям вопросах и выполнить работу над ошибками. Какой смысл в конце месяца узнавать, что у ребенка были в начале месяца плохие отметки, если никто уже не помнит, за что они были выставлены? Например, в нашем классе в ноябре 2015 года сломался компьютер, купили новый только в октябре 2016 года. Учительница не могла ежемесячно распечатывать отметки,  и за сентябрь-декабрь 2015г. отметки увидели в декабре. В текущем учебном году в начале сентября только за одну неделю детям были выставлены отметки в бумажных дневниках, остальных отметок родители также не знают. Каким образом можно следить за успеваемостью детей?

       Условия в школе для обучения детей.

     Всем известны финансовые проблемы в системе образования, хочется еще раз обратить на это внимание.  Наш класс освещается 12 светильниками. В ноябре 2015 года (самое темное время года)  6 светильников вышли из строя, то есть требовалась их полная замена. В течение 4 месяцев освещение в классе было настолько тусклым, что дети буквально слепли, а руководство школы не обращало на это внимания. Только после обращения родителей к директору в феврале 2016 года в классе была произведена замена светильников. При этом светильники были куплены на средства родителей, монтировали их 2 папы детей из нашего класса, а школа приобретала только лампы. Примеров много.Нужно больше внимания уделять  готовности школы  к учебному процессу.

Выводы: 

Существующая система образования лишает наших детей детства. Ребенок должен пробыть в школе с 8 часов утра до 15 часов дня (это почти полный рабочий день взрослого человека). Если ребенок посещает учреждения дополнительного образования (а некоторые из них, например, музыкальная школа, также требуют занятий дома), то  он до позднего вечера просиживает за уроками. Дети лишены права на отдых и на личную жизнь. У них нет возможности общаться с друзьями, гулять на улице, играть, даже дополнительную художественную литературу читать некогда.

 Вышеизложенные факторы формируют у детей негативное отношение к учебному процессу, к школе и преподавателям. Из всех детей, с которыми общаются мои дети, только одна девочка, ученица второго класса, сказала, что ей нравится учиться и посещать школу.

От редакции: Бороться надо за здоровье и качество образования детей. Это результат  отсутствия достаточного  профессионализма, человеческого фактора  в системе образования. Кто же вступится за детей, кроме родителей? Напишем письмо  в министерство образования РФ и посмотрим, кто услышит голос человека из региона в федеральном центре. Дети наши учатся не для показателей школы, не для получения зарплаты учителями или чиновника, а для того, что быть образованными. 

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Еще на эту тему:Как Президентская библиотека создает цифровую вечность

 

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Сделано в студии ITWELCOME.COM