Поиск по материалам:

Вернуться в поиск | События в мире | События в СНГ | События в России

ГлавнаяХроника событийМир за пределами России и соотечественники


Белорусский проводник в «IT-Нарнию»


Рубрика: Мир за пределами России и соотечественники

Автор публикации: Вопросы задавала Виктория Соцкова Найти все публикации автора

Опубликовано: 21/03/2018 20:44

Белорусский проводник в «IT-Нарнию»

В информационном пространстве Республики Беларусь без малого уже четверть века работает команда портала «Компьютерные вести». Разговор с Алисой Карпенко, руководителем этого средства массовой информации.

– Как все начиналось? 

–  В 1994 году владелец ИТ-компании «БелХард» Игорь Мамоненко решил создать собственное СМИ – газету «Компьютерные вести». И неожиданно она стала популярной: каждую неделю выходила большими тиражами. Однако в 2011 году многие печатные СМИ начали либо закрываться, либо уходить в онлайн. Началось то время, когда интернет стал активно развиваться. 

Поэтому было принято решение сделать интернет-портал. К слову, газету мы не закрыли. Правда, выпускаем ее раз в полгода. На мой взгляд, если не развиваться и стоять на месте – быстро станешь ненужным. Если газета перестала быть востребованной – значит нужно искать способы, как быть полезным в нынешних реалиях. Поэтому интернет-сайт был как раз тем самым выходом.

Ранее в команде был большой штат, однако сейчас нас всего шесть человек в команде. Веб-дизайнер Алекс Дробыш, который создавал наш первый сайт, до сих пор работает с нами, также как и наш бухгалтер. Остальной коллектив менялся за долгий срок работы редакции. Со всеми авторами нашего издания работаем внештатно – это проверенные люди, которые, в своем большинстве, не имеют журналистского образования. В принципе, это и логично. Мы и не пишем на легкие и простые темы, поэтому наши журналисты имеют технический бэкграунд. Они имеют постоянную работу, а нам пишут «для души».

–  Легко ли возглавлять портал с IT-направлением? Расскажите о себе. 

–  Мне 27 лет, я окончила Институт журналистики БГУ. Еще в студенчестве писала на «не девичьи» темы: это бизнес и технологии. Мне казалось, если начну писать о платьях и косметике – быстро начну деградировать, поэтому знала, что буду работать в более «мужских» темах. 

Стоит отметить, что работала журналистом я на протяжении учебы. И быстро поняла, что такое «выгорание». Многим кажется, что работа журналиста довольно простая: сиди и пиши. Но на деле не так: постоянное написание статей – тяжелый труд, и справится с этим не каждый.

Поэтому я рада, что сразу после получения диплома (в 2014 году) меня пригласили на работу в «Компьютерные вести» на должность выпускающего редактора. 

Было интересно посмотреть на работу не со стороны журналиста, а со стороны редактора. Ты уже знаешь, какие темы будут интересны читателям, как правильно подать материал и как лучше взаимодействовать с журналистами. Так что опыт мне пригодился, и в работу я влилась достаточно быстро. В 2017 году ушел главный редактор издания Вадим Станкевич и на его месте сейчас я – главный редактор. 

Сферу СМИ я не могу назвать работой, для меня это стиль жизни. Телефон постоянно звонит, появляются новости. И ты всегда должен быть в водовороте событий. Если хочешь иметь стандартный график с 8-часовым рабочим днем, то работа журналиста или редактора явно не подходит. Я уже привыкла к тому, что новости не ждут, когда у тебя начнется рабочий день, поэтому всегда нужно быть «в теме». 

Моя работа – мое основное хобби. Не представляю людей, которые ходят на работу только за деньгами, ведь мы тратим здесь большую часть жизни. Как можно не любить свое дело? Займитесь тогда тем, что нравится, пусть денег будет меньше, но вы будете счастливы. 

Не буду скрывать, иногда случаются срывы, когда хочется все бросить и пойти работать библиотекарем, где царит тишина и спокойствие. Но это временные периоды, нужен небольшой отдых, после которого все проходит, и снова  я возвращаюсь на любимую работу. 

Несмотря на то, что в день приходится по работе много читать – еще одно мое хобби – это книги, причем люблю я именно классическую литературу. С современными авторами у меня как-то не сложилось. Интересно изучать идеи философии: от Шопенгауэра до Сартра. 

И еще одно хобби – путешествия, пусть и недолгие. Мне нравится чувствовать атмосферу страны, в которую приезжаю первый раз. Это новые эмоции, которые нельзя ни с чем сравнить. 

По жизни у меня никогда не было кумиров и авторитетов. Я никогда не думала «Хочу жить как…». У каждого человека свои проблемы, поэтому хочу пройти только по своему пути со своими же ошибками. Уважаю каждого человека, но быть похожим на кого-то не хочу.

– У вас есть форум. На ваш взгляд -это форма общения еще актуальна? 

– На нашем форуме общаются чаще всего «старички» – это люди, которые читали еще печатную версию газеты. На нашем форуме не так часто обсуждают технологии, зачастую это животрепещущие темы или хобби – обсуждения музыки, кино или курсов.

Однако в последнее время самой популярной стала тема «Лучшая и худшая белорусская водка». Немного удивительно, что на ИТ-портале можно найти и такую информацию. 

Конечно, многие сейчас перешли на общение в соцсетях – от этого никуда не убежать, однако анонимность и возможность писать под ником дает свои плоды. Это как кружок по интересам: любители технологий общаются, как и на тему ИТ, так и на общие темы. 

– Вы интересуетесь работой сайтов аналогичного направления за рубежом? Чем отличаются национальные ресурсы от других или в мире интернета?

– Конечно, мы постоянно следим за тем, что делают в Беларуси и в мире. Один из моих любимых сайтов, к примеру, TJournal. Ребята из России пишут о самом интересном в интернете, не пропуская интересные новости. 

Один из трендов, которые можно заметить – это уход в «мультимедиа». Люди не хотят тратить время на чтение, им проще посмотреть или послушать. А мне трудно это принять, так как я предпочитаю информацию в текстовом виде. Но, опять же, нельзя полагаться только на свое мнение, нужно менять себя так, чтобы это понравилось читателям. Возможно, наш контент тоже будет меняться и появятся и видео, и подкасты.

На мой взгляд, национальные особенности есть только у сайтов, которые пишут новости о стране. А технологии – они и в Африке технологии. Разница только в подаче. И тут, на мой взгляд, возникает серьезная проблема: новостные сайты появляются чуть ли не каждый день. Пользователи не всегда любят проверять подлинности информации, так что фейки могут восприниматься как что-то серьезно. Да и каждый может создать сайт и возомнить себя профессионалом: однако это не значит, что СМИ будет профессионально работать. 

На многих сайтах можно встретить тотальную неграмотность, недостоверность, перепечатку или рерайт новостей. Все это создает огромный поток информации, который люди просто не могут воспринять из-за объемов. Поэтому они могут пропустить что-то важное, прочитав кучу новостей на тему «Британские ученые исследовали…». 

Еще один немаловажный аспект – это конкуренция среди СМИ. Мало быть качественным информационным порталом, ведь таких тысячи, если не миллионы. Поэтому необходимо найти свою «фишку», с помощью которых ты можешь выделиться.

Мы такой «фишкой» сделали ИТ-конференции, которые проводятся раз в два месяца. Мы затрагиваем важные темы для ИТ в Беларуси: как стать ИТ-специалистом, как развивать свою карьеру в ИТ, развитие Hardware-индустрии, блокчейн и криптовлюты. В общем, стараемся быть в тренде и давать людям ту информацию от экспертов, в которой они нуждаются. Это такой способ общаться офлайн с нашими читателями. Причем мероприятия проводятся абсолютно бесплатно для посетителей.

– Редко встретишь сайты, у которых есть миссия. У вас – способствовать реализации специалиста в IT-сфере, что звучит ответственно.

– Беларусь уже давно себя зарекомендовала как влиятельная страна в сфере ИТ. Не секрет, что белорусские айтишники востребованы во многих государствах. И поэтому наши люди стремятся войти в эту область в поисках лучшей жизни. Мы только рады помогать в этом и быть проводником в «ИТ-Нарнию». Большинство ИТ-бизнесменов понимают, что СМИ недаром называют четвертой властью, поэтому помогают нам в реализации интересных проектов. 

А государство дает интересные информационные поводы, например, недавний Декрет «О развитии цифровой экономики», который дал «зеленый свет» майнерам и блокчейну. 

–Как выстраиваете контакты с PR-службами государственными или коммерческими? Ценят креатив? Какие проблемы возникают? 

– Трудности с PR-отделами периодически возникают. Компании не понимают, что употребление прилагательных в превосходной степени не поможет им продать продукт. И когда убираешь слова из текста «наипрекраснейший», «наивеликолейпнешний» – PR-служба не понимает, почему. 

Или же начинают длительные расспросы, почему новостной повод нам не подходит. Я понимаю, что это их работа, но все-таки мне ближе принцип «Никто никому ничего не должен».

С коммерческими компаниями всегда проще общаться: люди понимают, что через нас они могут донести важную информацию. А вот от государственных PR-специалистов, порой, трудно получить необходимую информацию, так как им проще спрятаться «абы не трогали».

Однако я не имею ввиду здесь кого-то конкретного. В любом правиле есть свои исключения.

– Какие особенности используете в продвижении сайта, что для вас значит PR? Ваша деятельность имеет влияние на общую картину в IT-сфере в Беларуси?

–  Мы используем социальные сети, продвижение через мероприятия, чтобы повысить узнаваемость бренда, выпускаем газету. Несмотря на то, что мы часть большой ИТ-компании, мы не освещаем только ее новости. Мы пишем обо всем и для всех в нашей сфере. 

Обращаем внимание на все показатели. Я считаю, что все они одинаково важны. По Яндекс.Метрике отслеживаем посещаемость, страну наших пользователей, их возраст и остальные параметры. Так мы сможем делать выводы о том, кто нас читает, и как этот показатель улучшать. ТИЦ – немаловажный параметр, так как он позволяет понять, насколько тебя читают другие СМИ и насколько издание авторитетно.

Конечно, мы стремимся к тому, чтобы быть той самой «четвертой властью». И думаю, что не мне судить, хорошо ли это у нас получается. 

– Сейчас кажется, что уже иссякли фантазии-какой гаджет еще бы придумать, какую опцию втиснуть в имеющуюся железяку, чтобы человеку было удобно в быту или на работе. Как вы думаете – куда приведет общество акцент на роботизацию? 

– В последние 20-30 лет столько было придумано, что, казалось бы, ну куда дальше? А вот и нет, с каждым годом появляются все новые гаджеты, которые упрощают нашу жизнь (или же отнимают наше свободное время на ерунду). Мне кажется, что баланс лучше сохранять во всем: умеренно упрощать свою жизнь с помощью технологий, но не оставляя все свое время в Сети или тет-а-тет с гаджетами.

Промышленная революция может привести к различным последствиям. С одной стороны – это повысит качество жизни, с другой стороны – многие потеряют работу, так как их заменили на роботов. Но, всегда будет появляться что-то новое. Люди, которые потеряли работу, смогут переквалифицироваться, например, в ИТ-специалистов. Это будет, как мне кажется, меняться плавно, а не за один день, поэтому кардинального коллапса не будет, если грамотно внедрять новые технологии.

– Большое спасибо за интервью.

Фото их архива Алисы Карпенко

Вопросы задавала Виктория Соцкова

В рамках информационного партнерства журнала «Служба PR» Издательского дома «Панорама» и Российского сетевого издания«Первый национальный» 

Еще на эту тему: Ключевой момент работы пресс-службы Республики Крым – противодействие информационным угрозам

Следственный комитет России и искусство формировать индивидуальность организации

«Время или… жизнь?»: итоги конференции клуба ИТ-директоров «Я-ИТ-Ы»

Конференция клуба ИТ-директоров «Я-ИТ-Ы»

Реклама в сетях: бренды ищут новые пути.

Реальность или утопия: смогут ли IT-эксперты диктовать политику вендорам

Х Неделя Российского Интернета: вызовы и перспективы RIW-2017

Уроки последних вирусных IT-эпидемий Wanna Cry и Petya.

Интернет-кино и независимый проект «Операция Миллениум»

Отраслевые СМИ как драйвер экономики

Социальный журналист – профессия или призвание?

Цивилизационные ценности и роль независимых СМИ в цифровых трансформациях экономики

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".


(c) 2010 - 2019 Российское сетевое издание «Первый национальный», ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).