Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Проект «Предприниматели России и мира»
Бережливое производство «Компании Дизель»
Рубрика: Проект «Предприниматели России и мира»
Автор публикации: Виктория Соцкова
Опубликовано: 27/06/2015 15:16
Бережливое производство «Компании Дизель»
В условиях неоднозначной экономики, отсутствии стратегии развития промышленности непросто оставаться на плаву. Поэтому особое внимание привлекают реализованные проекты, в которых мобилизуются возможности производств и привлекаются структурные новации.
Возможно, изучение реализованной практики поможет начинающим предпринимателям использовать чужой опыт, чтобы оптимизировать собственные ошибки.Проект «Общественный аудит» знакомится с «бережливым производством».
Недалеко от Ярославля расположен старинный город Тутаев, развитие которого связано со становлением градообразующего завода, специализирующегося на моторах, процветавшего в советское время. Сейчас предприятие, как и многие другие с советской историей производственного развития, переживает не лучшее время. На фоне передряг с отечественной «политэкономией» оказалось: буквально, под боком на 14 тыс. кв. м. выросла «Компания Дизель», сделавшая ставку на родственный рыночный сегмент.
Там наладили выпуск альтернативных автономных источников электроснабжения (дизельных электростанций) для основного и резервного электрообеспечения объектов.
Остались в памяти производственников вмоменты начала этой «эпопеи», когда Петр Соболевский,один из топ-менеджеров, руководитель направления двигателей ООО «Скания-Русь». буквально, постучался в двери будущих партнеров по общему делу. Его идею услышали, и уже в 2010 году подписали первый договор о сотрудничестве.
Потратили немало времени, чтобы привести к общему знаменателю рамки взаимовыгодного союза, основанной на заинтересованности сторон: автомобильного концерна«Scania» (Швеция), производственников«Компании Дизель» и ООО «Скания-Русь» и официальной дилерской сети, а также производственников «Компании Дизель». Постепенно звенья «срослись» как требовалось, проект заработал.
26.06.2015г. наступил торжественный момент, когда властям и общественности продемонстрировали результат:дизельная станция «Powered by SCANIA», выполненная в оранжевых тонах, торжественно перешла к первому покупателю этой продукции. По словам спикеров от компании, каждый работник понимал важность дела и все вносили свою лепту.
Производственники продумали ряд моментов, выделяющих продукцию из отраслевого ряда: три варианта исполнения, пригодность к работе в суровых климатических условиях, ожидание заказа не более одной недели и т.д. Что отличает эту продукцию в техническом плане от конкурентов? Это больше для дискуссии специалистов инженерного звена, которые ревностно относятся к любой разработке. Надо сказать, что клиенты у начинающего предприятия солидные – от госорганов до монополисто-ресурсников. Планы – больше, работы много, ведь предстоит пробиваться к своему месту под солнцем, где лидерство сейчас, как говорят специалисты, у китайцев.
Интерес вызвала система взаимоотношений, которую называют «бережливое производство».Алексей Баранов, заместитель директора по производству, рассказал о нюансахяпонской системы 5S по рационализации рабочего места, используемой на предприятии. Разработана она была в послевоенной Японии. Видимо, эта модель в производстве по эффективности для нас сейчас в самый раз.
В чем это выражается на тутаевском заводе: каждый из 135 заводчан выполняет свою работу (примерно, за 25 тыс. руб.) и отвечает за качество, мотивируется взаимозаменяемость персонала там, где это возможно. Кадры на предприятии, в основном, это сокращенные работники соседнего Моторного завода. Как пояснил, Алексей Баранов, они стараются растить своих специалистов, давать шанс, чтобы каждый видел перспективу профессионального развития:«Человек, нацеленный на результат – это наш человек». Профсоюза нет, на этом предприятии считают это лишним «звеном». Узнать, что по этому поводу думают сами работники не удалось…
Используется система управления производственными линиями с помощью карточек, на которых пишется задание, т.н.«канбан» («рекламный щит», перевод с японского языка). Выглядит это так: на стенде со специальными отсеками помещаются карточки, т.е. если что-то нужно, то пишется карточка, ее помещают в нужный отсек. Затем старший звена берет одну карточку, т.е. задание, выполняет его, отчитывается и берется за следующее задание. Срабатывает логистический принцип «точно в срок». Естьжурнал «обратной связи», его оперативно просматриваются по вертикали управления, адресовать послание можно любому сотруднику. Встречаются такие предложения: «…осталось много неиспользованных заготовок… Прошу плановый отдел использовать их и не делать новые». Рацпредложение вписывается в алгоритм, когда все должно работать, но без излишков. Или вот пример: «…не слышу звонка на перекур «механический цех»…». Дело в том, что 5 мин. в час работник может потратить на перекур. Чтобы упростить ожидание этого момента, решили сигналить.
Проповедуется тезис – «не делай брак, не передавай и не принимай его». Если брак допущен, то работник не наказывается. Важен аспект признания ошибки. Следуют принципу рационализации: Алексей Баранов рассказал, как сэкономили на канцтоварах – был 31 дырокол, сейчас – 6 штук и всем хватает.
Несчастных случаев не было, как сообщил Баранов, соблюдается стандарт безопасности, в цехах и по периметру забора видеокамеры (кроме туалетов и раздевалок). Такой формат, вероятно, держит работника в постоянном тонусе, что хорошо для работодателя. Сложно сказать, как ведет себя дома человек, который полдня находится в состоянии сжатой пружины, ощущая за спиной глазок видеокамеры, рамки инструкций. Ведь наши люди, в своей массе, воспитаны не на японской философии миропорядка и дисциплины. Есть для разрядки спортивный уголок с общим спортивным фото и даже достижения – медали. В прошлом году дети сотрудников в возрасте от 4 до 12 лет разрисовали к 1 июня, в День защиты детей, безликие стены завода в яркие рисунки.
«Икона» производственного стиля – опыт работы японского концерна «Тойота». При этом на заводе уживаются с символами ушедшей эпохи – на складе нашлось место барельефу вождя пролетариата. Владимир Ульянов (Ленин) в желтых тонах снисходительно наблюдает за японским форматом управления.
Производство сфокусировано на заработке, что объяснимо частной формой собственности. В планах «пятилетки» занять не менее 10% отраслевого рынка. Звучит достаточно дерзко, учитывая особенности кризиса. Но компании кажется, что эта установка выполнима.
Общество должно знать, что происходит за стенами предприятий, ведь от успешности бизнеса и некоторых других факторов зависит социальная устойчивость, развитие территорий.
Виктория Соцкова
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Еще на эту тему:Александр Смирнов, ЗАО «Институт «Стройпроект»:специалиста нужно выслушивать
Финская инициатива импортозамещения в РФ
Импортозамещение и Координационный совет по науке. Какая связь?