Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийКамертон: интервью, обзоры, комментарии, мнения экспертов.


Частный сектор музейного дела: новые возможности для роста и конкретные планы


Рубрика: Камертон: интервью, обзоры, комментарии, мнения экспертов.

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 28/06/2022 08:09

Частный сектор музейного дела: новые возможности для роста и конкретные планы

Первый частный музей в новейшей истории России был создан в Ярославле Джоном Мостославским (06.06.1942- 17.07.2015г.). Он был в числе первопроходцев-одиночек.

С ним довелось сделать интервью в 2008 года, когда с момента создания музея прошло лет 20. Тогда он сказал, что создать музей – это не фокус показать (он был артистом-фокусником), «…а приходится учитывать и экономические факторы, и потребительский спрос, и быть в постоянном поиске новых и более совершенных форм выживания своего дела как уникального бизнеса в скудных финансовых рамках, и даже зависеть от личностей, управляющих культурой...». 

Что изменилось за это время? Появилось больше частных музеев, сформировалась прослойка коллекционеров и пришло понимание необходимости консолидации усилий для развития отраслевой ниши.  Как результат –  в 2020г. создан Союз частных музеев и коллекционеров (СМК). Мы побеседовали с Семеном Жильцовым, президентом СМК. Союз прошел «крещение» ковидом, оказался перед новыми и вызовами, и возможностями. 

– Почему взялись, на мой взгляд, за такое сложное дело – продвижение отраслевых интересов?

– У всех частных музеев схожие проблемы и задачи – всем приходится решать вопросы экспонирования собственной коллекции, подбора помещения, оплаты аренды, подбора персонала, получения грантовой поддержки, обучения экскурсоводов, взаимодействия с органами власти на местном уровне, составления экскурсионных программ, формирования туристического потока и продвижения, и т.д. Как только появилась инициатива объединиться в профессиональный союз, то собралась группа единомышленников из 10 частных музее (это было на территории ВДНХ в Москве) и с моей стороны прозвучало предложение создать союз, финансируемый за счет членских взносов с полноценной работой необходимых департаментов, пресс-службы и системным обменом лучших практик. В числе инициаторов были представители крупных и средних музеев Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области. Малые музеи не участвовали, т.к. вносить взносы для них было бы проблематично и на тот момент не было понимания, насколько членство в общественной организации для них может оказаться полезным. Сейчас в наше объединение входят более 100 частных музеев. У нас не только музеи, но и коллекционеры, которым союз помогает решать задачи, связанные с экспозиционной деятельностью, оформлением экспонатов и их реализацией, помогаем и в других вопросах. Когда у коллекционеров возникает потребность открыть музей, то появляется вопрос – что для этого нужно. Союз необходим – как первичная школа (подбор персонала, помещения, взаимодействия с органами власти), в которой делятся опытом, как коллекционеру с самого старта активно работать. 

– Недавно завершился II Всероссийский форум «Будущее частных музеев России-2022», состоявшийся в Ярославле. Как правило, на таких мероприятиях оценивается КПД от прошедшего периода со времени предыдущего съезда. Намеченные планы первого съезда были выполнены?

– Можно сказать, что мы даже перевыполнили все планы и задачи, которые были поставлены на первом форуме, прошедшем в апреле 2021 года в Юсуповском дворце в Санкт-Петербурге. Тогда съезд объединил более 200 участников. На его площадках работали несколько дискуссионных зон и круглых столов, посвященных острым на тот момент проблематикам. Например, обсуждалось определение правового статуса частных музеев, образование профессионального союза (к нам добавились еще 25 участников), интеграция частных музеев в единое музейное пространство страны и включение их наряду с федеральными, региональными и ведомственными музеями в государственные программы и т.п. В итоге на втором ежегодном форуме были подписаны соглашения с Минкультом РФ и департаментом культуры Ярославской области. В результате нашей деятельности частные музеи, входящие в состав союза, попали в число участников государственной просветительской программы «Пушкинская карта».

Был открыт Дом музеев на ВДНХ как площадка для экспонирования коллекций участников союза. Там проходят сменные тематические выставки. Для членов союза – это делается бесплатно с целью популяризации деятельности частных музеев и привлечения турпотока в музеи. Эта инициатива уже выходит на уровень самоокупаемости. Когда частники заполняют заявки на участие в выставке, то присылают перечень экспонатов, которые хотят представить. Комиссия, состоящая из членов координационного совета, оценивает их предложение, и после этого прорабатывает концепцию выставки, готовит тематические экскурсии, и т.д.

 Какие задачи поставлены перед СМК после съезда?

  На этом форуме ключевой акцент был сделан на построении взаимоотношений с туроператорами и интеграции частных объектов показа в туристические маршруты путем формирования совместно с Российским союзом туриндустрии (РСТ) перечня частных музеев, рекомендованных для посещения.

Второе – развитие внутреннего туризма идет быстрыми темпами и все больше услуг требуется для частных музеев. Перед союзом стоит задача подготовить полный перечень услуг, которые союз мог бы оказывать частным музеям и коллекционерам. 

Третий аспект – нужен некий статус частного музея и его модель для того, чтобы тот, кто решит открыть свой музей, понимал на какие стандарты ему ориентироваться, какие у него будут права и обязанности. Союз должен проработать эту модель и предложить ее для использования.

В последующем будет учрежден «Знак качества» союза, которым будут отмечаться музеи, соответствующие лучшим отраслевым стандартам. Сейчас делаются первые шаги в этом направлении. Совместно с РСТ и Российским комитетом ИКОМ (Международный совет музеев) ведется разработка критериев оценки качества деятельности музеев. Так, при формировании списка объектов, рекомендованных для посещения, учитывается множество факторов, например, возможность принимать группы туристов от 20 до 40 человек (именно такое количество людей, как правило, вмещают туристические автобусы). Еще критерии – интересные экскурсионные программы, коллекции, вызывающие общественный резонанс, высокий уровень сервиса, наличие удобной парковки в шаговой доступности, продажа сувениров широкого ценового диапазона – от 50 руб., которые туристам было бы приятно увезти с собой на память. 

Частные музеи чувствуют рост интереса к внутреннему туризму, мечтают о большем количестве посетителей и всё делают для того, чтобы посетителям было не только познавательно, но и комфортно. 

– Будет ли разработан знак отличия, чтобы поощрять за качество работы лично владельца или его музей?

– Что касается поощрения владельцев музеев, то в настоящее время союз вручает благодарственные письма, причем, всегда в торжественной обстановке. 

– Какие цифровые новшества нужны частным музеям?

–  Союз планирует запустить интернет-портал, где у каждого частного музея будет своя информационная страница, и можно будет в режиме реального времени покупать билеты. В большинстве частных музеев почти каждый час начинается какая-либо экскурсия и это будет наглядно представлено, что поможет людям самостоятельно планировать поездки и получать услуги более высокого качества. Речь идет также о том, чтобы была, например, предварительная запись, музей был бы отмечен на картах Яндекса и т.п. 

Как союз контактирует с регионами?

– Есть большое количество проектов муниципального уровня, в которых мы могли бы принимать участие. Это могут быть школьные олимпиады, это может быть включение музеев в экскурсионные программы для школьников, когда они приезжают из одного района в другой и идут в частный музей, ведь не в каждом районе есть государственные музеи. Можно сказать, что частные музеи идут к народу, и мы открыты для предложений по созданию на базе музеев просветительских центров.

– Как вы оказались в музейной отрасли?

– Почти 10 лет я работал в Торгово-промышленной палате Московской области в статусе вице-президента. С супругой коллекционировали порядка пяти лет советскую игрушку и потом открыли собственный музей. Погрузился в тему, потом сложилось так, что музей стал местом основной работы. Если так можно сказать, то совместил приятное с полезным – это большой опыт менеджмента, связанный с работой в общественной организации,  и практика создания модели частного музея. Меня окружают люди с большим опытом в музейном деле. 

–  Спасибо за интервью. Редакция желает СМК успеха в деле упорядочивания частного сегмента музейной сферы. 

Вопросы задавала Виктория Соцкова

Фото предоставлены пресс-службой СМК

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

 Подпишитесь на официальный канал в Telegram 

Партнер Интернет-бюро юриста Руслана Чалова Чалов.рф  

Еще на эту тему: 

Изящная старина на выставке «Искусство эмали – изысканная роскошь»

Миссия голландского коллекционера – вернуть из небытия художника-прапорщика

Волшебный мир Елизаветы Бем

«Династия скульпторов Цигалей» в Ярославле

Межмузейный проект «Дивное дикое поле» из Дивногорья в музее скульптора М.А.Опекушина

Шедевры Сальвадора Дали из коллекции Александра Шадрина

Живая классика на манеже

Театр о зрителе и для зрителя

Клоун клоунов, который лечит душу

Маэстро Мастранджело из Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл»

Культурный код Николая Некрасова

Найдите тот театр, который окажется по душе

Загадка аллегорий в «Простых радостях» Олега Отрошко

Частная инициатива Сергея Дыбова, французского подданного, бывшего советского гражданина

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2022 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Сделано в студии ITWELCOME.COM