Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийНаучно-популярный журнал «Интеллектуальный капитал»


Что думают ученые о санкциях, импортозамещении и новых точках роста.


Рубрика: Научно-популярный журнал «Интеллектуальный капитал»

Автор публикации: Интервью провела Марианна Соколова, Институт США и Канады РАН Найти все публикации автора

Опубликовано: 14/02/2017 16:11

Что думают ученые о санкциях, импортозамещении и новых точках роста.

Разговор  с Марией Анатольевной Положихиной, старшим научным сотрудником Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН), кандидатом географических наук, одним из авторов недавно выпущенного в этом институте сборника,  посвященного влиянию санкций на экономику России. 

– Расскажите о содержании сборника и затронутых в нем вопросах.

– Отделом экономики института подготовлен сборник «Влияние санкций на экономику России: Оценки российских и зарубежных специалистов» (Серия «Экономические и социальные проблемы России», М., 2016, № 2; Отв. ред. – Макашева Н.А., Пехтерева Е.А.). Содержание и структура сборника отражают многоаспектность проблемы применения экономических санкций и их эффективности. Дискуссии по этому поводу среди специалистов идут достаточно остро на протяжении уже полувека. Это связано с тем, что механизм воздействия санкций чрезвычайно сложен и зависит от множества факторов, что делает последствия их применения в каждом случае в значительной степени уникальными.

Например, специфика отечественной ситуации состоит в одновременном влиянии на экономику санкций, контр-санкций и падения цен на энергоносители. Вычленить меру участия каждого из этих событий затруднительно, а их разнонаправленная динамика осложняет прогнозирование. Однако это не означает невозможности научного анализа и выработки соответствующих рекомендаций.

Поэтому в сборнике присутствуют материалы как теоретического, так и прикладного характера. В том числе, рассматривается история применения санкций и эволюция подходов к оценке их эффективности, последствия введения санкций и контр-санкций для отдельных сфер отечественной экономики (рынка продовольствия, промышленности, банковской системы) и опыт существования других стран в условиях санкций. Наконец, обозначены проблемы, связанные с введением санкций в отношении Крыма.

– Антироссийские санкции не являются чем-то исключительным, ведь в недавней истории уже были такие же прецеденты, причем неоднократно. Какие уроки Россия может извлечь из опыта тех стран, которые побывали в таком положении? Был ли в чем-то этот опыт позитивным для этих стран? Что мы можем позаимствовать из него?

– Стоит напомнить, что экономические санкции – один из старейших инструментов международной политики. Первое упоминание об их использовании относится к 432 г. до н.э., когда Афины, в ответ на недружественную политику соседних Мегар, наложили запрет на торговлю с этим городом-государством, а также лишили мегарян права проживать на подконтрольных землях. Активно применялись экономические санкции в Новое время: континентальная система (эмбарго) Наполеона Бонапарта, тихоокеанские блокады первой трети XIX в. и т.д. . В период с 1914 по 2015 гг. экономические санкции в связи с актами агрессии и вооруженными конфликтами вводились более 30 раз .

Неоднократно санкции применялись и против нашей страны. Например, сразу после Октябрьской революции была введена торговая блокада. В 1939 г. в связи с войной с Финляндией был введен запрет на поставки в СССР авиатехники и материалов для авиастроения. В 1962 г. против СССР было введено эмбарго на поставку труб большого диаметра. В 1974 г. была принята знаменитая поправка Джонсона-Вэника к Закону США о торговле, которая предусматривала ограничения на торговлю со странами, препятствующими иммиграции. В 1980 г. в ответ на введение советских войск в Афганистан был введен запрет на продажу высокотехнологичной продукции и т.д.

В постсоветский период предпринимались шаги в сторону нормализации торгово-экономических отношений России с западными странам. И до 2014 г. объектами санкций служили другие государства (хотя в 2012 г. были введены персональные санкции против ряда российских граждан в связи с делом Магницкого). Наиболее интересен для нас опыт Ирана и Китая.

Иран уже более 30 лет находится под воздействием различного рода экономических санкций. США нашли в его лице прекрасную лабораторию для политических исследований и смогли проанализировать эффективность санкций разного типа. И этот опыт был учтен, когда вводились санкции против России.

В свою очередь, Иран, сопротивляясь изоляции, вызванной санкционными запретами, стал активно развивать международное сотрудничество в новых направлениях, получать импортные товары «обходными» путями. Импортозамещение стало еще одной составляющей государственной экономической политики. Но наиболее результативным оказалось развитие новых направлений экспорта, в частности продукции нефтехимической промышленности и сельского хозяйства.

Исследователи отмечают, что продолжительные санкции явились дисциплинирующим фактором и в целом позитивно повлияли на экономическую обстановку в стране. Вместе с тем, многие экономические операции «ушли в подполье», а Иран стал вести бизнес через «подставные компании» и неформальные механизмы банковских операций. Неудачными признаны также попытка правительства увеличить налог с продаж и предоставление субсидий малоимущему населению в виде наличных денежных средств.

Китай вплоть до настоящего времени находится под санкциями, введенными странами Запада в связи с событиями на площади Тяньаньмынь в Пекине в июне 1989 г.(1). Однако они уже давно носят довольно формальный характер. В тоже время, введение экономических санкций подтолкнула Китай к переосмыслению своего места в системе международных координат, осознанию своих национальных интересов и приоритетов развития. Ответная политика китайского правительства, заключающаяся в углублении рыночных реформ и повышении открытости экономики, стало одним из факторов превращения страны в число мировых экономических лидеров. Хотя в начале 1990-х годов функционирование экономики в условиях санкционного режима сопровождалось определенными потерями.

Таким образом, введение санкций может давать не только негативные, но и позитивные результаты для страны, являющейся их объектом. В этой связи первостепенную важность имеет проводимая государственная политика, обоснованность и взвешенность принимаемых правительством мер.

 Какие именно меры являются первоочередными для повышения эффективности политики импортозамещения и насколько это отражено в государственной политике? Можно ли говорить о процессах импортоопережения?

– Если рассматривать ситуацию в России, то сейчас эффективность политики импортозамещения во многом зависит от согласования ее приоритетов с направлениями внешнеэкономических действий и с поддержкой финансовыми мерами. Кроме того, необходимо продолжить продвижение отечественной продукции, прежде всего, на внутреннем рынке.

Проводимая государственная политика в стране, с этой точки зрения, недостаточно согласована. Представляется, что здесь есть еще над чем поработать.

Что касается импортоопережения, то возможности для него существуют. Но пока это отдельные проекты, часто слишком «сырые» для перехода к массовому производству. Для развития же процессов импортоопережения нужно больше средств вкладывать в НИОКР и, особенно, опытное производство, а также выстроить, наконец, инновационную систему в стране. Пока в России существуют ее отдельные звенья. А без действующей инновационной системы никакого импортоопережения не получится.

–  Какой должна быть государственная политика импортозамещения, чтобы обеспечить технологическую и энергетическую безопасность России, создать новые точки роста в отечественной экономике?

–  Прежде всего, политика должна быть последовательной в течение не менее 4-5 лет, чтобы хватило времени разработать проекты по импортозамещению и окупить вложенные инвестиции. И в целом реализация импортозамещающих проектов требует стабильного и долговременного финансирования. Однако даже сейчас выполнение уже принятых программ тормозится из-за недостатка средств.

Кроме того, импортозамещение должно быть продуманным – нужно тщательно отбирать приоритеты, чтобы туда попали именно критически важная продукция.

Наконец, это не должно быть только «заботой» государства, осуществляемой за счет бюджетных средств. Нужна совместная работа органов власти и бизнеса, сочетание рыночных и административных инструментов регулирования, использование механизмов частно-государственного партнерства, поддержка заинтересованности бизнес-структур в осуществлении проектов по импортозамещению.

Механизм правительственной комиссии по импортозамещению создает некоторые условия для консолидации спроса на продукцию нефтегазового машиностроения на внутреннем рынке. Целесообразно распространить этот опыт и на другие отрасли. Также государство может стимулировать спрос на отечественное оборудование, осуществлять льготное кредитование НИОКР, производства и закупку отечественного оборудования по критическим и приоритетным направлениям.

– Ваша статья посвящена проблемам отечественного ТЭК, в т.ч. нефтегазовой отрасли в связи с санкциями. Как вы расцениваете потенциал этой отрасли для преодоления их последствий?

– Введенные санкции ограничивают доступ отечественных компаний к технологиям, необходимым для глубоководного бурения и добычи сланцевой нефти. В этих направлениях импортозависимость России значительна. Так, доля зарубежного оборудования при работах на шельфе составляет около 90%, тогда как при разработке традиционных месторождений – менее 20%. Кроме того, в соответствии с санкционной политикой ряд западных компаний (американская ExxonMobil, итальянская ENI и норвежская Statoil) были вынуждены выйти из совместных с российскими партнерами проектов.

В результате, например, бурение скважины Университетская-1 в Карском море на месторождении «Победа» было приостановлено, т.к. партнеру компании Роснефть ExxonMobil пришлось забрать буровую установку – единственную, удовлетворяющую арктическим условиям. Остановлена работа над Центральном нефтегазовом месторождении Каспийского моря, которое осваивает совместно ЛУКойл, Газпром и АО НК КазМунайГаз. Безусловно, и российские и иностранные компании понесли от всего этого определенные убытки.

Однако в настоящее время примерно 90% всего объема добываемой нефти Россия получает из материковых месторождений, открытых до 1988 г. Кроме того, многие нефтеносные области, например, Западная Сибирь, не затронуты санкциями. Поэтому санкции не сказались и не сказываются на уровне нефтедобыче в России. Хотя в результате их произошло некоторое сокращение объемов разведочного бурения. Но и это не является критичным. Появляются новые перспективные направления, например, территория Астраханской области.

Наибольшее влияние санкции проявилось в том, что они способствовали отказу от ускоренного освоения арктического шельфа и от масштабной добычи сланцевой нефти (однако и здесь решающую роль сыграло падение цен на углеводородное сырье). А это весьма затратные и экологически опасные проекты. Отказ от них позволяет России а) предотвратить очередной этап экстенсивного развития нефтегазовой отрасли; б) сэкономить значительные средства; в) вписаться в новый «поворот» научно-технического прогресса.

Что можно сказать о процессах импортозамещения в других отраслях? Например, что происходит сейчас с импортозамещением в фармацевтике, проблемами которой вы тоже занимались?

–  Фармацевтика относится к отраслям, напрямую влияющим на уровень национальной безопасности. К сожалению, осознание этого факта в России произошло не сразу. Был период, когда отечественные предприятия по выпуску лекарств закрывались или переходили на производство дженериков (основой для которых служили импортируемые субстанции). Сейчас положение меняется. Уже действует не одно предприятие, выпускающее оригинальные препараты. Активизировались и научно-исследовательские работы. Однако специалисты считают, что без серьезных инвестиций заметного импортозамещения в фармацевтике добиться не удастся. Нужна и государственная поддержка. В качестве ее предпочтительной формы называют компенсацию затрат на разработку и вывод на рынок тех лекарств, которые прошли клинические испытания и были запатентованы.

Еще одним важным направлением импортозамещения является производство медицинской техники. Внутренние потребности в ней огромны и разнообразны. Организация же выпуска медицинской техники соответствующего ассортимента и качества на отечественных предприятиях осложняется необходимостью дополнительных усилий в области сертификации, маркетинга, построения дистрибьюторской сети и сервиса.

– Могут ли выводы, сделанные в сборнике, послужить рекомендациями для правительства России? Используются ли выводы ученых представителями бизнес-сообщества и властными структурами?

– Очень надеюсь, что они могут быть полезными. Во всяком случае, авторы ориентировались именно на этот результат.К сожалению, отсутствие обратной связи как с властными структурами, так и с представителями бизнеса не позволяет определить, насколько проведенные исследования востребованы и использовались ли сделанные в них выводы.

– Осенью 2016 г., при участии ИНИОН и его специалистов, состоялась конференция, посвященная импортозамещению.   Расскажите о  впечатлениях, о наиболее запомнившихся моментах.

–Всероссийская научно-практическая конференция «Импортозамещение и конкурентоспособность российской экономики» проходила в рамках Второй международной специализированной выставки «Импортозамещение 2016» (Москва, сентябрь 2016 г.). Организатором конференции выступали Отделение сельскохозяйственных наук РАН и ИНИОН РАН. Соответственно, наибольшее внимание на ней уделялось вопросам развития отечественного агропромышленного комплекса и импортозамещения на российском потребительском рынке, а также мерам государственного регулирования.

Доклады, прозвучавшие на конференции, свидетельствуют об определенных успехах, достигнутых в отечественном растениеводстве, птицеводстве и свиноводстве. Предприняты меры по улучшению ситуации в плодоводстве и овощеводстве. Однако остается много проблем в молочно-мясном животноводстве и кормопроизводстве. Естественно, что неоднозначная ситуация в сельском хозяйстве сказывается на обеспеченности продовольствием населения России.

Было приятно узнать на конференции об оживлении мелиоративной деятельности в стране. Некоторое время на территории России мелиоративные работы вообще не проводились. Сейчас в данной области наметился явный прогресс. Вместе с тем сохраняется неудовлетворительное положение в сельскохозяйственном машиностроении. Здесь и зависимость от импорта высокая, и качество выпускаемой отечественной продукции еще существенно уступает зарубежным аналогам.

В полном объеме материалы конференции опубликованы в ежегоднике «Россия: тенденции и перспективы развития» (М.: ИНИОН РАН, 2016. – Вып. 11. – 813 с.).

– Как вы считаете - диверсификация производства для России – это политический миф?

 Диверсификация производства для России – это необходимость. Это единственный путь преодоления сырьевой ориентации отечественной экономики и перехода к высокоразвитому обществу. Условия и основы для нее реально существуют. Но для достижения результатов в масштабе страны требуется политическая воля, последовательность государственной политики и согласованность действий государства и бизнеса (т.е. определенная организация).

Литература:

1.Виноградова Е.В. Экономические санкции как инструмент международной политики // Экономические и социальные проблемы России: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. экономики; Ред. кол.: Макашева Н.А., гл. ред. и др. – М.: ИНИОН, 2016. - № 2: Влияние санкций на экономику России: Оценки российских и зарубежных специалистов / Отв. ред. – Макашева Н.А., Пехтерева Е.А. - С. 11.

2.Экономические и социальные проблемы России: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. экономики; Ред. кол.: Макашева Н.А., гл. ред. и др. – М.: ИНИОН, 2016. - № 2: Влияние санкций на экономику России: Оценки российских и зарубежных специалистов / Отв. ред. – Макашева Н.А., Пехтерева Е.А. – С. 165-166.

3.Комшукова О.В. Санкции в отношении Ирана: Цели и последствия // Экономические и социальные проблемы России: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. экономики; Ред. кол.: Макашева Н.А., гл. ред. и др. – М.: ИНИОН, 2016. - № 2: Влияние санкций на экономику России: Оценки российских и зарубежных специалистов / Отв. ред. – Макашева Н.А., Пехтерева Е.А. - С. 24- 41.

4. Новоселова Л.В., Островский А.В. Китайская экономика под санкциями Запада: Уроки для России // Экономические и социальные проблемы России: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. экономики; Ред. кол.: Макашева Н.А., гл. ред. и др. – М.: ИНИОН, 2016. - № 2:

5. Влияние санкций на экономику России: Оценки российских и зарубежных специалистов / Отв. ред. – Макашева Н.А., Пехтерева Е.А. - С.42-54. 

Интервью провела  Марианна Соколова, кандидат философских наук, старший научный сотрудник РАН, Институт Канады и США.

Еще на эту тему:

Санкции и импортозамещение: что стало с промышленностью?

Роспатент и возможности коммерциализации интеллектуальной собственности.

Российские библиотеки, Тоффлер и лукавый мир.

Издательский бизнес: синергия ресурсов дает результат

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Сделано в студии ITWELCOME.COM