Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийПроект «Закрома Родины»


Реальность и догадки: почему потребление рыбы в России рухнуло до 12 кг на человека в год?


Рубрика: Проект «Закрома Родины»

Автор публикации: Валентин Балашов Найти все публикации автора

Опубликовано: 17/09/2017 16:11

Реальность и догадки: почему потребление рыбы в России рухнуло до 12 кг на человека в год? 

Свои размышления о состоянии рыбной индустрии представил Валентин Балашов, председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна.

Он был участником  Международного рыбопромышленного форума в Санкт-Петербурге,который состоялся с 14 по 17 сентября. На мероприятии  была возможность вести дискуссии с экспертами и коллегами, познакомиться с новыми технологиями, выставкой рыбной индустрии, а по итогам сделать выводы.  Итак, мнение опытного специалиста.

Рыба для России –  особая тема. Страна богата водными ресурсами и потенциал для отрасли огромен. На закате империи за год россиянин съедал 6,7 кг рыбы, при советской власти в 1980г. – 22.5 кг. В современной России потребление рыбной продукции резко упало в период 1995-2000 г.г. до 9 кг в год, в 2004г – 12 кг, в 2013г. –  18 кг. Что происходит сегодня и почему именно так?

В последние годы этот показатель снова рухнул. При этом рекордно увеличилась добыча рыбы российскими промысловыми судами – в 2008г. она составила 3, 200млн т, далее ежегодный рост вылова рыбы – по 200тыс.т. в год. Общий объем добычи рыбы и морепродуктов в 2016г.  – 4.7млн. т (в готовой продукции, примерно, 3,6 млн т.  Экспорт – 1,9 млн. т, импорт – 511 тыс. т. Итого, баланс по товарной рыбе и морепродуктам -  2,2 млн. т. на рынок Таможенного союза стран ЕАЭС. Если вычесть население стран Таможенного союза, то среднедушевое потребление рыбы в России, примерно, 12 кг в год на человека. Вывод неутешительный: последние три года Россия по потреблению рыбы и морепродуктов опять откатились на уровень развивающихся стран. 

Страна наша большая и многонациональная, кулинарные традиции тоже разные. Если брать розничную торговлю, то, например, в Магадане на человека приходятся около 38 кг в год, а в Татарстане – 2,5 кг. Причем, эти различия обусловлены не объемом вылова в Колыме или Волге, а традициями местной кухни в каждом регионе. Политэкономическое мировоззрение населения на потребление рыбы точно никакого существенного влияния не оказывает.

Для сравнения: 

      Ежегодно в мире вылавливается около 172 млн.т рыбы и иных водных биологических ресурсов (82,5 – промрыболовство и 91,2 –  аквакультура). В среднем по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) потребление составляет, примерно, 20 кг на человека. Лидер по потреблению морского изобилия – Мальдивская республика, в которой каждый житель съедает 180 кг рыбы ежегодно, может быть потому, что это основная для них пища. Далее с большим отрывом следует независимое государство Самоа – 90 кг и столько же  едят рыбы в Исландии. Замыкают группу явных лидеров Кирибати – 70 кг в год и Япония65 кг. В среднем по регионам Северной Америки – 24 кг, Европы –  21кг.

Что в России?

В России рыбное предложение, как теперь уже понятно, в иностранной розничной торговой сети формируется с регионального производства рыбной продукции и поставок готовой продукции известных национальных брендов. Основой рыбного товара российских рыбных брендов, на самом деле обычных «переупаковщиков», являются поставки импортного сырья. Региональные производители – нежеланные поставщики иностранных торговых сетей, в свою очередь, могут иметь свое местное сырье, получать сырье из прибрежных регионов России или из-за рубежа. 

Анализ наиболее востребованного россиянами рыбного ассортимента показывает, что три четверти в общем объеме российского сбыта, составляет минтай, скумбрия, сельдь, треска и пикша. Высокий стабильный спрос на эту цельную мороженую рыбу объясняется наличием традиционных морских районов промысла в российской экономической зоне или недалеко от нее и большого промыслового запаса этих водных биоресурсов. Относительно невысокая стоимость производства мороженой рыбы (не филе) в море и ее доставки на российский берег делает ее популярной и доступной для российского покупателя. Эта продукция обеспечивает безопасность внутреннего рыбного продовольственного рынка. Увы, но большинство людей пока выбирают «дешево», а не «быстро и недорого» или «качественно и недорого». 

Именно поэтому российский рынок так интересен иностранным производителям дешевого мороженого полуфабриката, сделанного, в том числе, и из российского рыбного сырья. Они знают, что высокие производственные затраты по переработке рыбы на территории нашей страны делают их продукцию более конкурентоспособной на российском рынке. 

      Как известно, успех любого бизнеса основан, в первую очередь, на изучении потребителей. Эту истину исповедовала даже советская торговля. Как же тогда действует рынок? Он-то точно знает механизм, который дает возможность повернуть бизнес лицом к потребителю: производство формирует предложение, а потребление спрос. Рыночные цены в конкурентной среде складываются под воздействием издержек производства и оборота продукции, а также баланса платежеспособного спроса и предложения. Таким образом, именно исследование издержек производства и перемещения товара до конечного потребителя, платежеспособного спроса и предложения является основой разработки государственной стратегии   управления  деятельностью  входящих в цепочку «судостроение – добыча рыбы – производство продукции – прилавок»  предприятий. Непродуманное выделение в государственном экономическом предпочтении предприятий одного звена в ущерб другому приведет, в конечном счете, к деформации отрасли, увеличению импорта рыбной продукции и росту цен на внутреннем рынке.

Недавно Государственной Думе РФ было сформировано «инвестиционное законодательство» для морского рыболовства. Ее цель: «загнать» добывающие компании на предприятия прибрежной береговой рыбопереработки. У практиков отрасли (когда они с ним ознакомились) закралось предположение, что на самом деле, может, это делается для того, чтобы убрать российского конкурента с российского рынка мороженого рыбного сырья? Попробуем разобраться.

В западных и в восточных государствах для своих рыбодобывающих компаний не установлены ни дополнительные налоги в виде ставок сбора за пользование водными биоресурсами, ни требования к виду обработки рыбы на борту судна. Да и, вообще, налоговая нагрузка на бизнес у них ниже, чем у нас (на прибыль и доходы выше, но это уже стадия потребления). А работаем мы и они в одних морских районах промысла и в одних производственно-затратных условиях. Может быть, родилась у кого-то в голове идея: «если в России поднять ставки сбора на самое востребованное на российском продовольственном рынке рыбное сырье, стимулировать флот возить в порты только свежую и охлажденную рыбу, то, глядишь, у них в целом добыча сбавит обороты? Вот и «хорошо» – будет меньше русской мороженой рыбы на мировом и российском рынках. Пусть они, наивные, от Камчатки до Мурманска «тренируются» в поставках на российский берег льготной «охлажденки» и бегают в свои порты каждые пять дней, тем самым формируют дополнительные затраты, зато как звучит: «Свежая рыба – прямо из моря!»». 

Розничный рынок показывает, что продукция с новых береговых фабрик многим россиянам не по карману, а большая часть продукции уходит на экспорт. Образовавшуюся «дыру» на российском рынке пропагандисты-капиталисты закроют дешевым импортным сырьем. Внешне все  выглядит как операция по спасению береговой рыбопереработки, «утопающей» в море несправедливости. Если повнимательнее приглядеться, то вырисовывается, что инициаторы-то этого процесса сплошь рыбные столичные импортеры-переупаковщики. Можно уже видеть первые его результаты: по официальной статистике, физические объемы импорта свежей и мороженой рыбы сокращались в течение трех лет. 

Однако после принятия правительственных рыбных решений в этом году ситуация изменилась. 

На фоне увеличения объемов экспорта рыбы из России (в январе — июле 2017 года на 17,8% в сравнении с тем же периодом 2016 года), поставки рыбы из других стран  в 2017 году снова начали расти, причем резко. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), только в январе–июле 2017г. физические объемы импорта рыбы свежей и мороженой увеличились на 13,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это к нам плывут из мутного устья Меконга тиляпия и пангасиус, в сопровождении турецких лаврака (сибас) и морского карася (дорада). И цены на эту «продукцию» в торговых сетях начинаются с 300 руб. за кг и выше.

Так значит, на внутреннем рынке все же есть место для качественной морской российской рыбы? Тогда для чего освобождать внутренний рынок для иностранцев, стимулируя экспорт? Трудно поверить в то, что россияне вместо трески и пикши начали массово питаться, например, каракатицами.

      Дефицит российской рыбы на внутреннем рынке приводит к еще одной проблеме – росту розничных цен, который уже несколько лет опережает официальную инфляцию.  Вот такие получаются «успехи» отрасли. Цифры не с «выставки» говорят убедительнее бравых презентаций международных форумов. 

Валентин Балашов,

председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна.

Фото Светланы Клепиковой

Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Еще на эту тему:

Рыбная отрасль перестает быть «черной дырой»?

Традиции в семейном бизнесе финской компании «V.Hukkanen Oy»: история и перспективы

ПМЭФ-2017 и продовольственная безопасность: трансформации АПК –интересы, риски и наше будущее

Конференция «РЫБА 2017.Технологии рыбопереработки и аквакультуры».

 

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2024 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Сделано в студии ITWELCOME.COM