Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийПроект «Предприниматели России и мира»


Доклад «МСП/Постковид. Время для системных изменений»


Рубрика: Проект «Предприниматели России и мира»

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 06/06/2021 07:52

Доклад «МСП/Постковид. Время для системных изменений» 

В I квартале 2021 года, с окончанием действия программ государственной поддержки, положение малого и среднего бизнеса заметно ухудшилось. Об этом говорится в специальном докладе «МСП/Постковид. Время для системных изменений», подготовленном в рамках ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Президенту России.

С 2020 года аппарат Уполномоченного совместно с Институтом роста экономики им. П.А. Столыпина и Сбербанком России проводит пилотный проект  по измерению «Индекса роста МСП».

Индекс рассчитывается, исходя из динамики нескольких параметров: совокупные поступления на счет с банковских карт (вес 0,4), общий объем фонда оплаты труда (вес 0,2), среднее количество занятых на 1 субъект МСП (вес 0,2), средний размер поступлений с банковских карт на 1 субъект МСП (вес 0,2). Итоговое значение приводится к шкале от -50 до +50.

И если итоговый Индекс роста МСП 2020/ 2019 равнялся 4 (характеризовался, как стагнация), то его значение в I квартале 2021 года по отношению к I кварталу 2020 года – минус 30 (характеризуется, как спад).

В 2020 году резкое падение спроса в секторе МСП было компенсировано сначала денежными субсидиями населению, затем снятием ограничений, однако с концом 2020 года рост спроса был исчерпан. В I квартале 2021 - вновь падение выручки на 13%.

Общий объем ФОТ был поддержан субсидиями в размере МРОТ и кредитами под 2%, но он последовательно снижается в 2021 году.

Средний объем поступлений на счет одного МСП (выручка от реализации, поступления от контрагентов, кредиты и т.д.) в III и IV кварталах 2020 года фактически даже увеличивался за счет программ поддержки и обеления деятельности, однако в I квартале 2021 года снизился на 19%.

Чтобы сгладить последствия продолжающегося спада, в спецдокладе предлагается продолжать и наращивать меры государственной поддержки.

В частности, расширить сферу действия программы ФОТ 3.0, распространив ее на компании, которые по итогам 2020 года столкнулись с падением выручки более чем на 30% по сравнению с 2019 годом. А также отменить необходимость для получения кредита по ФОТ 3.0 обязательно являться участником программы ФОТ 2.0.

Провести налоговую амнистию – признать безнадежной к взысканию задолженность по налогам и взносам на 1.03.2021 для компаний с оборотом до 2 млрд. руб., чья выручка в 2020 году снизилась более чем на 30 % по сравнению с 2019 годом, и для остальных компаний, если их выручка снизилась на 50 % и более за тот же период;

Ввести мораторий на повышение кадастровой стоимости.

Создать «банк плохих долгов». Выкупать образовавшиеся в результате кризиса дефолтные кредиты для реструктуризации и последующей продажи при нормализации экономической ситуации

Из опроса следует, что наиболее эффективной мерой для стимулирования роста предприниматели считают снижение налоговой нагрузки на предприятия, создающие новые рабочие места. В марте 2020 года так считали 52,3%, в марте 2021-го - 52,7%. На втором месте по популярности стоит идея налоговой амнистии для МСП (21,1% и 26,0% соответственно). На третьем - уменьшение суммы налога на прибыль на сумму капитальных вложений в оборудование (23,1% и 23,6%).

В спецдокладе предлагаются следующие меры по совершенствованию налогообложения сектора МСП.

Для патентной системы налогообложения – увеличить максимально возможную среднюю численность наемных работников с 15 до 30 человек.

Для общей системы налогообложения: ввести на 3 года льготную ставку по налогу на прибыль в размере 10% для тех юридических лиц, которые перешли на ОСНО с ЕНВД; расширить действие инвестиционного вычета, распространив его не только на налог на прибыль, но и на налог на имущество организации, НДС, акцизы; отменить налог на дивиденды для МСП в форме ООО с одним учредителем или учредителями – членами одной семьи;отменить налоги для видов деятельности, связанных с улучшением экологии

В части страховых взносов предложено:поднять порог взимания дополнительного пенсионного взноса в размере 1% для ИП с 300 тыс. руб. до 600 тыс. руб.; отменить для ИП - пенсионеров обязательность уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (сейчас пенсионерам при открытии бизнеса нет смысла регистрироваться, так как страховые взносы иногда больше размеров пенсии);привести методику начисления пенсий ИП в соответствие с методикой начисления для наемных работников (по количеству и стоимости баллов);отменить выплаты страховых взносов на сотрудников-стажеров

Предложено создать федеральную систему льгот для МСП по налогообложению объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, исходя из следующих критериев - площадь объектов и их кадастровая стоимость, срок эксплуатации объекта, налоговый режим, местонахождение объекта.

В спецдокладе отмечается необходимость общего снижения кредитных ставок для МСП, а также расширения источников капитала и механизмов гарантий, предоставления пакетных решений для бизнеса по отраслевому принципу.

Федеральные льготные программы кредитования охватывают небольшую долю МСП, констатируется в исследовании. В частности, по основной программе «ключевая ставка ЦБ» + 2 % в 2020 году выдано 17 тысяч кредитов на общую сумму 1 триллион рублей. * 

От микрофинансовых организаций субъекты МСП смогли получить только 52 млрд. руб. (42 тыс. займов в рамках нацпроекта).

Льготные кредиты под 2% были выданы в размере около 500 млрд. руб.

Объем льготных сельхозкредитов – порядка 400 млрд. руб. (на сектор МСП пришлась примерно половина средств).

Между тем, общий объем кредитования МСП в 2020 году - 7648,7 млрд. руб. То есть остальные кредиты, примерно 5,7 трлн. руб., предприятия получают по рыночным ставкам.

Объем размещений в секторе роста Московской биржи (специальный инструмент привлечения акционерного или облигационного финансирования для МСП с господдержкой) в 2020 году составил 5,6 % млрд. руб. Иначе говоря, МСП не умеет привлекать средства на фондовом рынке.

Национальная гарантийная система с 2015 по 2020 год (по состоянию на 1 июля 2020 г.) предоставила гарантий МСП на 658,4 млрд. руб. То есть около 100 млрд. руб. в год, что сильно отстает от динамики кредитования сектора.

Одним из главных сдерживающих факторов льготного кредитования промышленных или инновационных МСП является отсутствие залогов.

Для снижения административного давления предлагается установить норму, в соответствии с которой впервые совершенное в течение 1 года правонарушение при отсутствии отягчающих обстоятельств во всех случаях будет наказываться предупреждением  вместо штрафа.

Саму шкалу штрафов предложено дифференцировать, поставив размер штрафа в зависимость от категории бизнеса по выручке (микро, малые, средние предприятия)

Предложено внедрить запрет на одновременное привлечение юридического лица и его руководителя к ответственности за одно и то же правонарушение.

Предложено также создать институт медиации в спорах бизнеса с госорганами. Заменить юридический адрес «электронным» адресом субъекта бизнеса на сайте госуслуг. Ввести ответственность за необоснованную блокировку счетов налоговыми органами.

Для того, чтобы ликвидировать дисбаланс в структуре российского МСП (обрабатывающая промышленность занимает в нем не более 10%, при том что в Германии показатель равен 20%, а в Китае превышает 40%), предложено развивать специальную программу создания малых производств в регионах – «минипромы».

«Речь идет о создании в городах с населением не более 250 тыс. чел. промышленных парков, использующих «банк простых технологий», - поясняет руководитель экспертного центра при Уполномоченном Антон Свириденко. - Для этого нужна специальная программа: страховые взносы в 14% для участников парков, налоговые каникулы на 5 лет (УСН, налог на прибыль), ускоренная амортизация, специальные кредиты под 5,5 %, проектное финансирование, специальные гарантии и бесплатная аренда с подключением к инфраструктуре».

Пресс-служба бизнес-омбудсмена Б.Ю.Титова 

Российское информационное агентство «Национальный альянс» 

Фото редакции

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2021 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).