Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийЗдоровье


Доступность современных технологий лечения для онкобольных


Рубрика: Здоровье

Автор публикации: Медицинское информационное агентство «Здоровье и защита пациентов: новости здравоохранения, медицины Найти все публикации автора

Опубликовано: 07/08/2020 13:58

Доступность современных технологий лечения для онкобольных

Состоялось общественное обсуждение вопроса повышения доступности современных технологий лучевой терапии в рамках реализации федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» на площадке Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Мероприятие состоялось 29.07.2020 на площадке Совета по правам человека, которая прошла в рамках нацпроекта «Борьба с онкологическими заболеваниями».

Участники: врачи-онкологи, ученые-физики, представители Минздрава РФ, медицинских надзорных органов, пациентских сообществ, бизнесмены и промышленники России. 

«Лучевая терапия является одним из передовых в мире методов лечения опухолевых заболеваний. Необходимы системные меры для повышения доступности этого высокотехнологичного лечения для пациентов, в частности, переоснащение профильных клиник новыми аппаратами, обучение врачей-специалистов, разработка мер радиационной безопасности больных и персонала, организация системы общественного контроля за доступностью технологий радиотерапии для лечения онкологических пациентов. Такова позиция профессионального сообщества и мы намерены донести ее до Правительства», - пояснил председатель Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.

Очевидна необходимость разработки механизма общественного контроля над ситуацией в организации онкологической помощи, прозрачностью в приобретении дорогостоящего оборудования для лучевой терапии (линейных ускорителей). Общественными контролерами, в частности, могут быть члены пациентских организаций при Росздравнадзоре, Всероссийского союза пациентов, экспертного- и бизнес-сообщества.

Целесообразно учредить рабочую группу для подготовки поправок в ФЗ-212 «Об основах общественного контроля в РФ» и предусмотреть обязательное информирование граждан, органов государственной власти и профессионального сообщества о результатах контроля.

С целью повышения информированности пациентов об эффективности и доступности лучевой терапии было высказано предложение силами исполнительной власти в регионах организовать и вести специальный информационный раздел на официальных интернет-сайтах региональных Правительств, а также проведение тематических информационных и образовательных мероприятий для населения 

В ходе обсуждения доступности современных технологий лучевой терапии в России, высказали мнение представители отечественной промышленности. По словам Дмитрия Соснова, замгендиректора российской компании «Фабрика РТТ», стоимость современных медицинских линейных ускорителей удалось значительно снизить. Он считает:«Локализация производства этой технологий в России позволяет сделать современную технику для лучевой терапии более доступной. В первую очередь за счет более низкой стоимости по сравнению с импортными аналогами. Выпускаемые модели ускорителей являются представителями последнего поколения аппаратной платформы Clinac – самой распространенной в мире. В России установлено около 100 таких ускорителей, а во всем мире более 6 000. В ближайшее время в России, на нашем предприятии начнется производство самой современной системы радиотерапии Varian Halcyon».

Участники круглого стола поддержали инициативу проанализировать уровень развития отечественных предприятий, выпускающих современное оборудование для лучевой терапии, и донести результаты до экспертного сообщества и общественности с целью содействия развитию отечественной медицинской промышленности. Обсудив вопросы доступности для пациентов высокотехнологичной помощи с использованием лучевой терапии, участники дискуссии согласились, что несмотря на выделенные государством средства на модернизацию радиологической службы страны, все цели по достижению нормативов оснащенности ЛПУ не будут достигнуты. Решением этой проблемы могло бы стать привлечение частных инвестиций на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), при этом эксперты выразили недоверие, связанное с недостаточностью нормативной базы в этой области. 

«Данная проблема может решаться в том числе и за счет привлечения к проекту ГЧП. Но здесь чрезвычайно важно учитывать тарифы на проведение хирургического и лекарственного лечения, чтобы не получился перекос, что, получив ГЧП наши партнеры-частники будут забирать высокомаржинальную лучевую терапию, оставляя государственным диспансерам только хирургическое и лекарственное лечение», - сказал директор НМИЦ онкологии имени Н. Н. Блохина Иван Стилиди.

Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов подытожил, что частная медицина становится неким подспорьем для государственной медицины, беря на себя часть нагрузки. Однако необходимо ужесточение текущего законодательства и изменений ряда правил ГЧП, поскольку существующая нормативная база недостаточна для того, чтобы исключить все риски. Также Власов предложил выделить ГЧП в системе здравоохранения из всех существующих форм в отдельный формат.

Участники дискуссии запросят у Министерства здравоохранения РФ правовую и экономическую оценку реализации проектов ГЧП, а также утверждение перечня вспомогательных систем и принадлежностей, повышающих возможности линейных ускорителей. 

Заслушав доклады и материалы серии круглых столов федерального и регионального уровня, проанализировав текущую ситуацию с техническим оснащением ЛПУ, оценив потребность России в линейных ускорителях, правовые аспекты и проблемы, возникающие в ходе государственных закупок медицинского оборудования, участники обсуждения приняли итоговую резолюцию (http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/6380/), которая будет донесена до Правительства Российской Федерации. 

В мае 2018 года в силу вступил Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Приоритетным направлением был обозначен проект «Здравоохранение» и вошедшие в его структуру федеральные проекты, который объединяет цели медицинского и пациентского сообщества, по разным аспектам, в том числе  обеспечение первоочередных мер по снижению смертности трудоспособных россиян от онкологических заболеваний, улучшение качества и доступности онкологической помощи населению, утвержденных задачами федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями».

Фактически реализация мер федерального проекта началась в июле 2019 года, когда каждым из 85 субъектов РФ были утверждены региональные программы. На эти меры в федеральном бюджете до 2024 года зарезервировано 969 млрд руб., из которых более 120 млрд руб. будет направлено на техническое переоснащение лечебно-профилактических учреждений онкологического профиля медицинским оборудованием. Обновление парка медтехники в том числе включает закупку 228 линейных ускорителей для лучевой терапии, которая во всем мире признана одним из наиболее эффективных методов лечения онкологических заболеваний. На закупку этой техники из бюджета федерального проекта регионам выделят порядка 25 млрд руб. 

Участники обсуждения, проанализировав текущую ситуацию с техническим оснащением ЛПУ, потребность России в линейных ускорителях для лучевой терапии, правовые аспекты и проблемы, возникающие в ходе государственных закупок медицинских линейных ускорителей пришли к выводу, что для достижения запланированных результатов федерального проекта необходимо сделать следующее:

Рекомендации:

I.Одобрить развернутую в России процесс по модернизации и оснащению современными аппаратами парка лучевой техники в рамках реализации Указов Президента РФ и Программы Национального Проекта «Здравоохранение», федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями».

II.По вопросам организации системы общественного контроля ситуации в регионах России по доступности технологий радиотерапии с применением линейного ускорителя для лечения онкологичеких пациентов:

1.Организовать рассмотрение на СПЧ принятия решения о необходимости подготовки текста Меморандума Общественного Контроля за  доступностью  технологий радиотерапии (МОК ДТР) для подписания сторонами, которыми могут являться: Совет по Правам Человека (далее – СПЧ), Всероссийский Союз Пациентов, Минздрав России, Росздравнадзор, а также представители  медицинского сообщества, промышленной сферы и бизнес-сообщества.. 

2.Рассмотреть на СПЧ возможность привлечения в  качестве Общественных Контролеров членов функционирующих Советов  общественных организаций по защите прав пациентов при Росздравнадзоре и его территориальных отделений, а также проведение  обучения  привлеченных общественных экспертов силами Всероссийского Союза пациентов, экспертного сообщества и бизнес-сообщества. 

3.Рекомендовать СПЧ учредить Рабочую Группу  для подготовки поправок в ФЗ-212 «Об основах общественного контроля в РФ» и разработки новых подходов к организации Общественного Контроля на территории  РФ в системе здравоохранения, в том числе по вопросам доступности оказания специализированной медицинской помощи онкологическим больным посредством современной лучевой терапии.

4. Подготовить обращение от СПЧ к органам исполнительной власти  РФ и Субъектов РФ о содействии деятельности Рабочей Группе СПЧ по Общественному Контролю, в частности,   реагирования органов государственной власти на выявляемые проблемы в ходе работы Рабочей Группы при СПЧ .

5.Предусмотреть обязательное информирование граждан, органов государственной власти, профессионального сообщества о результатах общественного контроля и общественно-профессионального обсуждения.

II. По вопросам информационной деятельности в рамках повышения доступности для населения современных технологий лучевой терапии Правительству РФ и Минздраву России рекомендовать:

1.Исполнительным органам государственной власти субъектов РФ организовать информационный раздел на официальных интернет-сайтах регионального Правительства с целью информирования общественности о доступности технологий лучевой терапии в регионе, включая, но не ограничиваясь:

- цели, задачи, бюджет, промежуточные результаты по части достижения показателей федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями»;

- сведения о текущем техническом оснащении ЛПУ онкологического профиля с указанием полного перечня эксплуатируемого медицинского оборудования для лучевой терапии с указанием производителя, модели аппарата, срока эксплуатации, информации о техническом обслуживании.   . 

2. Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья обеспечить проведение информационных и образовательных мероприятий для населения об эффективности и доступности современных методов лучевой терапии на линейных ускорителях в регионе.

3. Рассмотреть возможность подготовки обращения в МЗ РФ относительно поддержки инициативы «НМИЦ нейрохирургии им. ак. Бурденко Минздрава России» о необходимости усовершенствования материально-технической и программно-образовательной базы учреждения «НМИЦ нейрохирургии им. ак. Бурденко Минздрава России» как Федерального центра обучения врачей-специалистов по лучевой терапии РФ.

III. По вопросам повышения доступности для населения современных технологий лучевой терапии, закупаемые субъектами РФ в рамках федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями»

Министерству Здравоохранения РФ, Министерству экономического развития РФ, Министерству промышленности и торговли РФ и органам исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов РФ рекомендовать:

1.Министерству здравоохранения РФ дать правовую и экономическую оценку реализации проектов ГЧП (в частности, квази-ГЧП- аренда госсобственности) в неконкурентных условиях без проведения конкурса. 

2.Минздраву РФ и Минэкономразвития РФ разработать и утвердить регламент по обоснованию форм реализации ГЧП, не регулируемых федеральными законами 115-ФЗ, 224-ФЗ и подзаконными актами.

3.Рекомендовать Министерству здравоохранения (Комиссии МЗ по ГЧП) сформировать и утвердить методические рекомендации о реализации различных форм ГЧП в качестве комплементарного решения по отношению к государственной системе здравоохранения.

4.Рекомендовать Органам исполнительной власти организовать работу по актуализации и разработке рекомендаций для внедрения в клиническую практику наиболее эффективных технологий лучевой терапии для лечения пациентов с онкологическими заболеваниями.

5.Подготовить проект и утвердить перечень вспомогательных систем и принадлежностей, повышающих эксплуатационные возможности медицинских линейных ускорителей рекомендованных к государственным закупкам на средства, выделенные региону из бюджета федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» до 2024 года, согласно Приказу Минздрава России №915н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «онкология» и Приказу Минздрава России от 12.02.2019 от 12 февраля 2019 г. № 56н «Об утверждении перечня медицинских изделий для переоснащения медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями».

6.Внести позицию «Стереоскопическая рентгеновская система контроля укладки и положения пациента» в Приложение 21 Приказа Минздрава России №915н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "онкология".

7.Внести в Приказ Минздрава России от 12 февраля 2019 г. № 56н "Об утверждении перечня медицинских изделий для переоснащения медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями” позицию «Стереоскопическая рентгеновская система контроля укладки и положения пациента». 

Информация предоставлена пресс-службой ВСП

Медицинское информационное агентство «Здоровье и защита пациентов: новости здравоохранения, медицины 

Еще на эту тему:

Доступность жизненно важных лекарств не повышается

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".


(c) 2010 - 2020 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).