Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийХ-файл. Словесность.Публицистика


Голос из зала: уроки режиссуры и постановка «На дне. Dос» из Самары


Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 27/10/2025 08:13

Голос из зала: уроки режиссуры и постановка «На дне. Dос» из Самары

В рамках IX Фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» был представлен спектакль «На дне. Dос» Самарского академического театра драмы имени М. Горького на сцене Московского академического театра имени Вл. Маяковского. Автор и режиссер Дмитрий Крестьянкин.

 Название спектакля ассоциируется с пьесой М. Горького «На дне». Возможно потому, что Самарский академический театр связан с творчеством классика советской литературы через именование – имени Горького. Но – нет! Это не Горький. Из общего с его пьесой – только название, а всё остальное вполне современно. Хотя, впрочем, нет – так же как в пьесе Горького здесь присутствует общность места – пространственной точки переплетения сюжетных линий и персонажей с судьбой. Режиссер построил спектакль на диалогах со зрителем. Зритель здесь – интерактивный слушатель или собеседник-попутчик, готовый сопереживать. И вроде нет общего сюжета, а интересно, не оторваться от разговоров (декалог) о насущном, актуальном, задевающим и задирающим каждого зрителя, потому что всё разнообразие персонажей и их историй не может не коснуться личной истории каждого, это судьба разных поколений – послевоенных и наших современников. 

Сюжетная история многослойная, интересная, многогранная. В основе спектакля «На дне» – разговоры посетителей баров Самары (в том числе одноименного легендарного заведения «На дне»). Весь спектакль – это одно большое признание в любви к этому городу, к Родине, к детству, родителям, невозвратности и тоске по ушедшей юности и прошлому.

Персонажей в спектакле всего 12, они пересекаются в баре, не зная друг о друге ничего, также как в обычной жизни мы проходим по одним улицам и ничего не знаем о наших соседях. А Дмитрий Крестьянкин вскрывает эту внешнюю оболочку и создает из случайного собеседника  постороннего и чужого, -- личного и дорогого. Проблемы его персонажей близки и понятны. Это проблемы современника, такого же как зритель.

Актеры молоды и прекрасны как каждый человек в толпе, которого не знаешь: Бармен – Антон Черенков, Дима – Игорь Новиков, Аркадий – Владимир Сухов, Иван Сергеевич – Заслуженный артист Самарской области Федор Степаненко, Вадик – Сергей Маркелов, Диман – Хамид Дышниев, Олег – Александр Бригаднов.

Что же всех объединяет, кроме общей территории Родины и территории легендарного Самарского бара «На дне»? Сами герои пытаются ответить, что между ними общего. В поисках культурного кода жители Самары приходят к выводу, что самое прекрасное, объединяющее их всех событие – это ледоход на Волге, когда весной вскрывается река, и все жители стремятся это увидеть. Волга выступает как основа солидарности и основа культурного кода.

Роли сложные, без пафоса, каждый главный герой и каждый второстепенный герой – это роли, где самое главное – играть самих себя. Монологи персонажей в пивной – рассказы о значимых эпизодах в их жизни. 

Вот подруги Лена (Любовь Анциборова), Оля (Надежда Попова), Нина (Анастасия Ермилина). Что мы узнаем о них? Одна девушка рассказывает, как стала меломанкой, о случайной встрече в этом самом баре, откуда ведется рассказ. И за внешними событиями понимаешь, что это всё о том же – об одиночестве души. Она замужем, но почему-то не едет к мужу в Германию, а пьет пиво в баре и радостно отмечает день рожденье Нины (другой эпизод), которая рассказывает невероятную историю о яркой детской любви к мальчику Саше. 

История плавно перетекает в реальность. Оля танцует с незнакомым молодым человеком, который пришел с компанией праздновать приезд Саши (Хамид Дышниев). Того самого – из детства Нины. И опять на глазах зрителя развивается документальная история о фантастическом совпадении – о вероятности счастья и невероятности счастья. 

Ещё сюжет: немолодой человек Иван Сергеевич (Федор Степаненко) разговаривает с другом детства и узнает, что в родном городе у его одноклассницы умер муж. И это событие так поражает его, что он вспоминает, как же он любил в юности эту девушку-одноклассницу и летит к ней через всю страну, через все годы примерной семейной биографии. О чём эта история? О вероятности счастья и невероятности любви? Про выбор в жизни, когда и через полвека не поздно сделать шаг навстречу личному счастью.

 Ну и как в каждом баре есть специфический персонаж – завсегдатай Шторм (знаток Кастанеды, «дай сто рублей»), которого сыграл актёр Сергей Маркелов. 

 Замечательна роль-рефрен – Бармен. Это образ рулевого, ведущего наблюдателя, примирителя. Свою задачу персонаж определяет словами: «вот поговорит кто-то с тобой и ему легче. Приходишь домой никакой… а тебе хорошо от того, что помог кому-то… Так и театр – посредник, отдушина»

«Простые» костюмы, незатейливая сценография: стойка бара и столы, всё предметно и увязано со смыслом постановки (художник-постановщик – Александра Мошура, помощники режиссера – Марина Макарова, Елена Сомова). И всё сделано как бы «просто», и в этом «как бы» ненавязчивость и талант режиссуры.

В баре персонажи не просто отдыхают – это место совместного переживания событий жизни: туда несут горести и радости, сбрасывают маски и говорят с обостренной откровенностью, практически, невозможной в тисках регламентированной обыденности. 

В центре внимания — обычные люди, которые в режиссерском объективе становятся значимыми и нужными. Это попытка вскрыть культурный код Самары через судьбы жителей. Причём театр делает оговорку: «При создании спектакля режиссер не выпил ни капли алкоголя».

 Дмитрий Крестьянкин, несмотря на свою молодость, личность уже довольно известная. Любой его проект — это исследование социума и отдельно взятого человека. Он – представитель современного документального театра.  Это жанр, в котором факты и реальность становятся основой для драматического повествования. Это направление сегодня популярно, оно позволяет услышать голоса, которые часто остаются за кадром, увидеть события сквозь призму реальных свидетельств.

Корни документального театра уходят в первую половину XX века, когда политические и социальные потрясения требовали новых форм отражения действительности. После Второй Мировой войны документальный театр развивался в разных направлениях. 

В XXI веке этот жанр вновь стал интересен публике. В мире, перенасыщенном информацией и фейками, документальный театр предлагает зрителю возможность соприкоснуться с реальностью, основанной на проверенных фактах и свидетельствах. Он дает голос тем, кто обычно остается в тени. Эти истории, рассказанные от первого лица, вызывают сильный эмоциональный отклик у зрителей. Тема «маленького человека», столь близкая русской литературе, вновь становится актуальной. 

Современные технологии позволяют использовать в документальном театре видео- и аудиозаписи, интерактивные элементы и другие мультимедийные средства, расширяя границы жанра и делая спектакли более зрелищными и захватывающими. И очевидно в обществе есть спрос на новые формы, на технические включения, которые приближают высокое искусство к гаджетам и заставляют говорить театр «площадной бранью». Содержание, проблематика понятна зрителю, чувствуется социальная ангажированность. Многие современные режиссеры используют документальный театр как инструмент для привлечения внимания к актуальным социальным и политическим проблемам.

Современный документальный театр — это сложный и многогранный процесс интерпретации реальности. Режиссеры используют разные подходы и техники, чтобы создать спектакль, который не только рассказывает историю, но и заставляет зрителя задуматься о важных вопросах, волнующих современное общество. Это театр, который говорит с нами на языке правды, заставляет нас сопереживать и действовать. Он является важным инструментом для понимания мира и самих себя в этом мире.

Общий знаменатель во всех проектах режиссера — размышления о человеческой природе, о добре и зле, преодолении и свободе. 

Спектакли Дмитрия Крестьянкина идут в театрах Санкт-Петербурга, Москвы, Тулы, Самары, Архангельска и других городов. Пожелаем ему успеха в творческих поисках и всеобщего признания! 

Марина Артамонова

Фото автора

Российское информационное агентство «Национальный альянс» 

Подпишитесь на официальный канал в Telegram 

Партнер — адвокат Р. М. Чалов

Еще на эту тему:

VIII Фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры»: праздник для души

Туфли Эльзы: легкий эйджизм с тяжелыми последствиями 

Представить мир Достоевского: игра воображения в спектакле-«невидимке» «Белые ночи»

«Женитьба Фигаро» с аншлагом в Театре на Перовской

«Сон про Несон» в московском Театре на Перовской

Московский «Сон в летнюю ночь» в театре на Перовской улице

Народный театральный эксперт о премьере «Бальзаминов» Булгаковского Дома

Анфиса в стране виртуальных чудес

«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова

Культурный код Николая Некрасова

Театр о зрителе и для зрителя

Найдите тот театр, который окажется по душе


Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".

Направление письма в редакцию является согласием на обработку персональных данных автора письма, указанных в этом письме,
в соответствии со статьей 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ. В случае если автор не желает,
чтобы его персональные данные, указанные в письме, подверглись обработке (в том числе публикации в газете),
он должен указать это в письме.

(c) 2010 - 2025 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).