Поиск по материалам: |
Главная → Хроника событий ↔ Х-файл. Словесность.Публицистика
Голос из зала: уроки режиссуры и постановка «На дне. Dос» из Самары
Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика
Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс»

Опубликовано: 27/10/2025 08:13
Голос из зала: уроки режиссуры и постановка «На дне. Dос» из Самары
В рамках IX Фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» был представлен спектакль «На дне. Dос» Самарского академического театра драмы имени М. Горького на сцене Московского академического театра имени Вл. Маяковского. Автор и режиссер Дмитрий Крестьянкин.
Название спектакля ассоциируется с пьесой М. Горького «На дне». Возможно потому, что Самарский академический театр связан с творчеством классика советской литературы через именование – имени Горького. Но – нет! Это не Горький. Из общего с его пьесой – только название, а всё остальное вполне современно. Хотя, впрочем, нет – так же как в пьесе Горького здесь присутствует общность места – пространственной точки переплетения сюжетных линий и персонажей с судьбой. Режиссер построил спектакль на диалогах со зрителем. Зритель здесь – интерактивный слушатель или собеседник-попутчик, готовый сопереживать. И вроде нет общего сюжета, а интересно, не оторваться от разговоров (декалог) о насущном, актуальном, задевающим и задирающим каждого зрителя, потому что всё разнообразие персонажей и их историй не может не коснуться личной истории каждого, это судьба разных поколений – послевоенных и наших современников.
Сюжетная история многослойная, интересная, многогранная. В основе спектакля «На дне» – разговоры посетителей баров Самары (в том числе одноименного легендарного заведения «На дне»). Весь спектакль – это одно большое признание в любви к этому городу, к Родине, к детству, родителям, невозвратности и тоске по ушедшей юности и прошлому.
Персонажей в спектакле всего 12, они пересекаются в баре, не зная друг о друге ничего, также как в обычной жизни мы проходим по одним улицам и ничего не знаем о наших соседях. А Дмитрий Крестьянкин вскрывает эту внешнюю оболочку и создает из случайного собеседника постороннего и чужого, -- личного и дорогого. Проблемы его персонажей близки и понятны. Это проблемы современника, такого же как зритель.
Актеры молоды и прекрасны как каждый человек в толпе, которого не знаешь: Бармен – Антон Черенков, Дима – Игорь Новиков, Аркадий – Владимир Сухов, Иван Сергеевич – Заслуженный артист Самарской области Федор Степаненко, Вадик – Сергей Маркелов, Диман – Хамид Дышниев, Олег – Александр Бригаднов.
Что же всех объединяет, кроме общей территории Родины и территории легендарного Самарского бара «На дне»? Сами герои пытаются ответить, что между ними общего. В поисках культурного кода жители Самары приходят к выводу, что самое прекрасное, объединяющее их всех событие – это ледоход на Волге, когда весной вскрывается река, и все жители стремятся это увидеть. Волга выступает как основа солидарности и основа культурного кода.
Роли сложные, без пафоса, каждый главный герой и каждый второстепенный герой – это роли, где самое главное – играть самих себя. Монологи персонажей в пивной – рассказы о значимых эпизодах в их жизни.
Вот подруги Лена (Любовь Анциборова), Оля (Надежда Попова), Нина (Анастасия Ермилина). Что мы узнаем о них? Одна девушка рассказывает, как стала меломанкой, о случайной встрече в этом самом баре, откуда ведется рассказ. И за внешними событиями понимаешь, что это всё о том же – об одиночестве души. Она замужем, но почему-то не едет к мужу в Германию, а пьет пиво в баре и радостно отмечает день рожденье Нины (другой эпизод), которая рассказывает невероятную историю о яркой детской любви к мальчику Саше.
История плавно перетекает в реальность. Оля танцует с незнакомым молодым человеком, который пришел с компанией праздновать приезд Саши (Хамид Дышниев). Того самого – из детства Нины. И опять на глазах зрителя развивается документальная история о фантастическом совпадении – о вероятности счастья и невероятности счастья.
Ещё сюжет: немолодой человек Иван Сергеевич (Федор Сте
паненко) разговаривает с другом детства и узнает, что в родном городе у его одноклассницы умер муж. И это событие так поражает его, что он вспоминает, как же он любил в юности эту девушку-одноклассницу и летит к ней через всю страну, через все годы примерной семейной биографии. О чём эта история? О вероятности счастья и невероятности любви? Про выбор в жизни, когда и через полвека не поздно сделать шаг навстречу личному счастью.
Ну и как в каждом баре есть специфический персонаж – завсегдатай Шторм (знаток Кастанеды, «дай сто рублей»), которого сыграл актёр Сергей Маркелов.
Замечательна роль-рефрен – Бармен. Это образ рулевого, ведущего наблюдателя, примирителя. Свою задачу персонаж определяет словами: «вот поговорит кто-то с тобой и ему легче. Приходишь домой никакой… а тебе хорошо от того, что помог кому-то… Так и театр – посредник, отдушина»
«Простые» костюмы, незатейливая сценография: стойка бара и столы, всё предметно и увязано со смыслом постановки (художник-постановщик – Александра Мошура, помощники режиссера – Марина Макарова, Елена Сомова). И всё сделано как бы «просто», и в этом «как бы» ненавязчивость и талант режиссуры.
В баре персонажи не просто отдыхают – это место совместного переживания событий жизни: туда несут горести и радости, сбрасывают маски и говорят с обостренной откровенностью, практически, невозможной в тисках регламентированной обыденности.
В центре внимания — обычные люди, которые в режиссерском объективе становятся значимыми и нужными. Это попытка вскрыть культурный код Самары через судьбы жителей. Причём театр делает оговорку: «При создании спектакля режиссер не выпил ни капли алкоголя».
Дмитрий Крестьянкин, несмотря на свою молодость, личность уже довольно известная. Любой его проект — это исследование социума и отдельно взятого человека. Он – представитель современного документального театра. Это жанр, в котором факты и реальность становятся основой для драматического повествования. Это направление сегодня популярно, оно позволяет услышать голоса, которые часто остаются за кадром, увидеть события сквозь призму реальных свидетельств.
Корни документального театра уходят в первую половину XX века, когда политические и социальные потрясения требовали новых форм отражения действительности. После Второй Мировой войны документальный театр развивался в разных направлениях.
В XXI веке этот жанр вновь стал интересен публике. В мире, перенасыщенном информацией и фейками, документальный театр предлагает зрителю возможность соприкоснуться с реальностью, основанной на проверенных фактах и свидетельствах. Он дает голос тем, кто обычно остается в тени. Эти истории, рассказанные от первого лица, вызывают сильный эмоциональный отклик у зрителей. Тема «маленького человека», столь близкая русской литературе, вновь становится актуальной.
Современные технологии позволяют использовать в документальном театре видео- и аудиозаписи, интерактивные элементы и другие мультимедийные средства, расширяя границы жанра и делая спектакли более зрелищными и захватывающими. И очевидно в обществе есть спрос на новые формы, на технические включения, которые приближают высокое искусство к гаджетам и заставляют говорить театр «площадной бранью». Содержание, проблематика понятна зрителю, чувствуется социальная ангажированность. Многие современные режиссеры используют документальный театр как инструмент для привлечения внимания к актуальным социальным и политическим проблемам.
Современный документальный театр — это сложный и многогранный процесс интерпретации реальности. Режиссеры используют разные подходы и техники, чтобы создать спектакль, который не только рассказывает историю, но и заставляет зрителя задуматься о важных вопросах, волнующих современное общество. Это театр, который говорит с нами на языке правды, заставляет нас сопереживать и действовать. Он является важным инструментом для понимания мира и самих себя в этом мире.
Общий знаменатель во всех проектах режиссера — размышления о человеческой природе, о добре и зле, преодолении и свободе.
Спектакли Дмитрия Крестьянкина идут в театрах Санкт-Петербурга, Москвы, Тулы, Самары, Архангельска и других городов. Пожелаем ему успеха в творческих поисках и всеобщего признания!
Марина Артамонова
Фото автора
Российское информационное агентство «Национальный альянс»
Подпишитесь на официальный канал в Telegram
Партнер — адвокат Р. М. Чалов
Еще на эту тему:
VIII Фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры»: праздник для души
Туфли Эльзы: легкий эйджизм с тяжелыми последствиями
Представить мир Достоевского: игра воображения в спектакле-«невидимке» «Белые ночи»
«Женитьба Фигаро» с аншлагом в Театре на Перовской
«Сон про Несон» в московском Театре на Перовской
Московский «Сон в летнюю ночь» в театре на Перовской улице
Народный театральный эксперт о премьере «Бальзаминов» Булгаковского Дома
Анфиса в стране виртуальных чудес
«Война и мир» в постановке Театра Алексея Рыбникова
Культурный код Николая Некрасова
Найдите тот театр, который окажется по душе





