Поиск по материалам:

Вернуться на главную

ГлавнаяХроника событийХ-файл. Словесность.Публицистика


Художник Илья Репин и русский реализм


Рубрика: Х-файл. Словесность.Публицистика

Автор публикации: Российское информационное агентство «Национальный альянс» Найти все публикации автора

Опубликовано: 05/08/2019 13:30

Художник Илья Репин и русский реализм

05.08.2019г. исполнилось 175 лет со дня рождения известного художника Ильи Репина, автора русского реализма. Его картины стали потрясающим памятником эпохи и предтечей социалистического реализма. 

Президентская библиотека представила на портале воспоминания о большом мастере в электронной коллекции «И. Е. Репин (1844–1930)», подготовленной к юбилею художника. В ней разделы: «Жизнь и деятельность художника», «Творчество», «Память о художнике».

В коллекция собраны разные документы и книги, дающие возможность понять все грани этой яркой личности. Он родился в 1844 году в городке Чугуеве Харьковской губернии в семье «билетного солдата». В мемуарах «Далёкое близкое» Репин написал: «Я родился военным поселянином украинского военного поселения. Это звание очень презренное. Ниже поселян считались разве ещё крепостные». Есть две биографии на сайте «Репин» (1933) И. Грабаря и «И. Е. Репин» Н. Машковцева, которые подробно рассказывают о жизни художника.

В 19 лет он отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Но сначала поступил в рисовальную школу Общества поощрения художников, а в 1864 году был принят в академию. Он очень нуждался в средствах, но выжил и добился своего. Ему помог меценат Ф. И. Прянишников. Он учился у Стасова и Крамского.  Его картина «Иов и его друзья» получила малую золотую медаль на выставке Академии художеств. В 1871 году он закончил учебу в Академии с большой золотой медалью за картину «Воскрешение дочери Иаира». Награда дала ему право поехать на три года в Париж.

Он присматривается к современникам европейским художникам. Он вспоминает в мемуарах: «Символизм, аллегория, искание самой невероятной и невозможной оригинальности у последних исключает уже всякую реальность, всякую штудию. – Знание у символистов не обязательно, обязательно только знание символической кабалистики да мистическое настроение: художник – жрец, искусство – храм его, картина – iероглиф…». 

В 1874 году Крамской пишет Репину в Париж: «Нам непременно нужно двинуться к свету, к краскам и воздуху, но… как сделать, чтоб не растерять по дороге драгоценнейшее качество художника – сердце?». Репин отвечает: «Вы говорите, что нам надо двинуться к свету, к краскам. Нет. И здесь наша задача – содержание. Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, её жизнь и смысл, дух истории – вот наши темы, как мне кажется; краски у нас – орудие…».

Репин возвращается в Россию и пишет картину «Бурлаки на Волге», принесшую ему европейскую известность в 30 лет. В. В. Стасов считает: «…Не для того, чтобы разжалобить и вырвать гражданские вздохи, писал свою картину г. Репин: его поразили виденные типы и характеры, в нём жива была потребность нарисовать далёкую, безвестную русскую жизнь, и он сделал из своей картины такую сцену, для которой ровню сыщешь разве только в глубочайших созданиях Гоголя».

И. Е. Репин был передвижником, расцвет творчества пришёлся на 1880-е годы, когда работал как исторический художник. 

Корней Чуковский открывает художника как писателя: «Когда на склоне лет замечательный деятель начинает писать свою мемуарную книгу, естественно, что он больше всего будет вспоминать о себе и о своём жизненном подвиге, который стал славой страны. Но когда Репин больше полувека назад начал писать свою мемуарную книгу, он, забывая себя, долго вспоминал лишь о других…». «Но, конечно, восторги Репина выражались не в одних дифирамбах, – продолжает Чуковский. – Вот повесть о Крамском – бойце и учителе, который сделался из волостных писарей первоклассным мастером живописи, поднял бунт против Академии художеств и вывел родное искусство на демократический путь. Так же беллетристичны те главы, где появляется Фёдор Васильев. …Если бы Репин ничего не писал, кроме этих страниц о Крамском и Васильеве, мы и тогда знали бы, что у него подлинный талант беллетриста… И всякого из своих героев Репин, как природный беллетрист, характеризует стилем его речи… У Репина-писателя, та же центральная тема, что у Репина-художника, – Россия».

Информация и иллюстрация предоставлены пресс-службой Президентской библиотеки

Российское информационное агентство «Национальный альянс» 

Еще на эту тему:Петр Вяземский – герой своего времени

Музей и банк открыли «Илью Ефимовича Репина и учеников».

 

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников.
Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Исключительные права на материалы, размещенные на сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов
интеллектуальной собственности принадлежат РСИ "Первый национальный", и не подлежат использованию другими лицами в любой
форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам приобретение авторских прав и рекламы обращаться в редакцию.
Статьи со знаком V публикуются на правах рекламы. Материалы со знаком А обозначают авторский материал редакции.
Издание выходит ежедневно. Информационная поддержка осуществляется Российским информационный агентством "Национальный альянс".


(c) 2010 - 2019 Свидетельство о регистрации СМИ Российское сетевое издание «Первый национальный» ЭЛ № ФС 77 - 59520 от 3 октября 2014г. Выдано Роскомнадзором Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).

Свидетельство о регистрации СМИ Российское информационное агентство «Национальный альянс» ИА ФС77-55678 от 09 октября 2013г. Выдано Роскомнадзором. Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+).